МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Использование современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников»

Марина Николаевская
Мастер-класс для педагогов «Использование современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах

Современные дети живут в мощном потоке информации - телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для повышения речевой активности дошкольников использование традиционных методов и приемов уже не дает нужных результатов. Поэтому в работе над развитием речи у дошкольников необходимо применять современные образовательные технологии. Использование этих технологий повышает мотивацию детей к образовательной деятельности, что предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность работы над развитием речи.

Современные образовательные технологии.

Моделирование

Широкое применение в обучение детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.

Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта.

На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

Моделирование может являться составной частью каждого занятия.

Методы моделирования:

1. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов, предметов для игры; плоскостные театры; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)

2. Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур)

3. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.

Мнемотехника

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

Мнемотаблицы используют для :

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при заучивании стихов.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы : цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. А для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

Составление рассказа об осени

Пересказ сказки

Отгадывание загадок

Разучивание стихотворения

Логоритмика

«Логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика! Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.

Кубик Блума

Разработан кубик американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.

Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки). Они являются отправной точкой для ответа.

Классификация вопросов согласно теории Блума:

Назови. Это самые простые вопросы. предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.

Почему. нужно описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Предложи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия.

Правила игры с Кубиком довольно просты:

1. Формулируется тема

2. Воспитатель или ребенок бросает Кубик.

3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.

4. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.

Эта методика уникальна тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

Теперь, я хочу показать вариант применения «Кубик Блума». Данный вариант можно использовать в старшей и подготовительной к школе группах, когда дети уже хорошо знакомы с данной методикой.

Мы разделимся на 2 группы. Одна группа будет придумывать вопросы для Кубика Блума по заданной теме. А вторая группа будет отвечать на вопросы. Всем ли понятны правила

Тема нашего итогового занятия «Зима».

1. НАЗОВИ

-Назовите три зимних месяца

-Почему зимой идет снег

- Назовите, что одевают люди зимой

-Назовите, зимние природные явления

-Назовите, какие приметы зимы вы знаете

-Назовите, какая погода бывает зимой

2. ПОЧЕМУ

-Почему люди зимой одеваются тепло

-Почему перелетные птицы улетают на юг

-Почему зимой день короткий, ночь длинная

-Почему зимой не мерзнут животные

-Почему, некоторые животные меняют цвет шерсти

3. ОБЪЯСНИ

-Объясни, что будет если зимой надевать панамки, футболки, шорты, сандали

- Объясни, будет с зайцем, если он не поменяет

- Объясни, из чего состоит снег

-Объясни, что такое лед

4. ПРЕДЛОЖИ

-Предложи способ применения снега, льда?

-Предложи свои предметы зимней одежды

- Предложи, как можно облегчить жизнь птиц и цвет шерсти животных зимой?

-Предложи способы передвижения зимой.

5. ПРИДУМАЙ

-Придумай загадку о зиме

-Придумай зимние слова (снежинка, мороз, снеговик, метель, вьюга, снегурочка, сугроб,

-Какую характеристику можно дать зиме

-Придумай, в какие игры бы ты играл зимой

-Придумай, как изменится планета, если все время будет зима

6. ПОДЕЛИСЬ

- Поделись своими впечатлениями о зимних праздниках

-Мне очень понравилось зима, потому что …

Технология "Синквейн".

Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас.

Алгоритм составления синквейна: синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку.

1 строка - название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею

2 строка – описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка –действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме

5 строка – синоним названия темы (обобщающее слово).

Например,

Осень

Золотая, солнечная

Радует, дарит, светится

В парке осыпаются листья

Красота!

Круги Луллия

Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определённые сектора.

Круги Луллия используют в деятельности по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, математике, представляя их как чудесные кольца или загадочные круги. Игровой материал универсален. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре.

Дидактическое игра: «Чей малыш?»

1 вариант. На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением детёнышей животных, на большом – животных (собака, курица, лиса и т. д.).

Реальное Задание: найти маме детеныша.

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.

Фантастическое Задание: подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т. д.).

Чтение сказок и рассказов с картинками вместо слов.

Как известно по картинкам мы запоминаем больше информации, чем просто прочитав голый текст. Маленькие дети любят книжки с картинками и чтобы заинтересовать ребенка чтением можно использовать такие пособия, как сказки и рассказы в которых вместо отдельных слов нарисованы картинки.

Еще не умеющему читать малышу такие упражнения принесут немало пользы. Развивается восприятие – ребенок учится распознавать, что изображено на картинке;

внимание – ребенок концентрируется на предмете и называет его;

речь – рассматривая изображение, ребенок может самостоятельно рассказать историю;

память – ребенок может пересказать историю по памяти, с опорой на зрительный образ.

Истории с рисунками вместо слов полезны и детям, которые уже учатся читать. Если ребенок уже знает буквы, но еще не научился их соединять в слова, то картинка поможет ему в этом. Как следствие, он не будет воспринимать чтение как нечто утомительное, а значит и сохранит интерес к обучению.

Технология скрайбинга

Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) — инновационная технология представления информации, в которой речь человека иллюстрируется «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги).

Использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

Особенность скрайбинга, по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение ребёнка. Когда зарисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, человек её не только лучше понимает, но и запоминает.

Разновидности скрайбинга

1. Скрайбинг рисованный. Параллельно с текстом рисуются картинки, схемы, записываются ключевые слова.

2. Скрайбинг - аппликация. На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

3. Скрайбинг магнитный. Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

4. Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы.

Скрайбинг рисованный по сказке

Скрайбинг-аппликация стихотворения «Ёлочка» Нищевой Н.

Перед нами ёлочка, шишечки,иголочки.

Шарики, фонарики, Зайчики и свечки.

Звёзды, человечки.

Камешки Марблс

Камешки (или шарики) Марблс - это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные).

Ранее их делали из глины, потом из камня, фарфора и стекла.

Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки.

На мой взгляд, камешки Марблс являются настоящей находкой для использования в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Кроме того, что они приятны на ощупь и позволяют ребенку получить тактильно удовольствие, этот материал универсален в работе с детьми разной возрастной категории, создает максимум возможностей для проявления творчества не только со стороны ребенка, но и со стороны взрослого.

С какого возраста можно использовать данные камешки? С 2-3 лет и старше. Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я хотела бы вас познакомить.

1. ОБСЛЕДОВАНИЕ КАМЕШЕК

- Посмотрите, что размещено в вазах?

- Опустите руки в вазы и скажите, какие по форме, текстуре камешки? (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т. д.)

- Посмотрите на цвет камешек и назовите, какие они? (яркие, цветные, разноцветные)

- А сейчас попробуем - тактильные ощущения, они бывают:

Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше);

Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше);

Пинцетные (взять камешек большим и указательным пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем не речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол);

- Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)

- Еще раз взяли двумя ладонями и уронили в вазу.

- Что услышали? (шум)

Вот так на простом материале дети различают не речевые звуки.

ИГРЫ.

Камешки Марблс возможно использовать для организации следующих игр:

«Давай поиграем с тобой в маленького волшебника», - так я часто начинаю свои занятия. Мы будем рисовать, но рисовать не карандашами и красками, не мелками и фломастерами, а разноцветными камешками. Перед ребенком выкладываю разноцветные камешки Марблс, и ребенок начинает свое волшебство.

Игра «Найди предмет».

«Посмотри, перед тобой ваза. Что в ней лежит? Камешки. Сколько камешек? Много. Какие камешки? Разноцветные.

В вазе с камешками спрятались игрушки. Давай найдем их с тобой!

Какую игрушку нашел? В коробочке лежат домашние и дикие животные.

Кто это? Какое животное? Чем питается? Как голос подает? Кто детеныш?

Найти игрушку правой, а затем левой рукой. Поиск игрушек усложняется с закрытыми глазами.

Игра «Украсим торт», «Украсим елочку». Представь, что скоро праздник, Новый год. Давай украсим праздничный торт и елочку к новому году.

Посмотри на картинку. Что это? Елочка.

Какого цвета елочка? Зеленая.

Сколько елочек на картинке? Одна.

Что нужно сделать, чтобы елочка была праздничная, нарядная? Украсить ее.

Давай украсим елочку цветными камешками?

Какой ты камешек взял? Круглый, квадратный.

Какого цвета?

Сколько украшений на елочке? Много.

Какая елочка стала? Нарядная, красивая, праздничная.

Игра «Мозаика»

Задание - на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (подобрать по цвету).

Игра «Выложи по контуру». Посмотри, что у меня нарисовано на картинке? Груша, яблоко, грибок.

Что это? Груша.

Груша какая? Большая, вкусная, сладкая, желтая.

Давай с тобой раскрасим нашу грушу. Чем будем украшать? Цветными камешками. Какого цвета будем раскрашивать грушу?

Давай сначала выложим по контуру, а затем закрасим ее внутри…

Какая груша получилась? Гладкая, желтая, разноцветная, красивая.

"БУСЫ"

Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Задание: Педагог предлагает выложить длинные бусы так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка, используя разные цвета. Выкладывать будем цветными камешками. В ходе игры, педагог спрашивает : Что ты берешь? Камешек. Какой формы? Круглый, квадратный. Какого цвета? А этот какой формы? Цвета? И тд…

Какие бусы получились? Длинные, красивые, разноцветные.

Камешек какого цвета больше? Какого меньше?

Сколько желтых? Красных? И тд.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Задание – по очереди вынуть из мешочка предметы.

«Давай поиграем в игру Чудесный мешочек? Чтобы узнать, что внутри мешочка, ты должен опустить руку в мешочек и достать, что там лежит….»

Что ты вынул из мешочка? (разноцветные камешки).

Какого цвета камешек? Желтый камушек. А что еще бывает желтого цвета? желтый лимон, солнышко, цыпленок;

А этот какого цвета? Зеленый – зеленый огурец, крокодил, трава;

Красный – красный помидор, мячик, яблоко…

«СОБЕРИ ПО ОБРАЗЦУ».

Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

Вариантов игр с использованием камешков Марблс очень много. При работе с этим материалом нужно ребенку давать четкую инструкцию для выполнения.

При использовании Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют речевой активности детей и могут быть использованы, как в под групповых, так и в индивидуальных занятиях.

Из выше сказанного, следует вывод о том, что инновационные технологии являются ключевым средством развития образования в целом и дошкольного учреждения в частности. Тем более, решая задачи формирования речевой активности дошкольников, которая основана на знаниях, невозможно без перехода образовательной системы на путь инноваций. Инновации затронули все компоненты образовательной деятельности целиком и полностью.

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.

Публикации по теме:

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование современных образовательных технологий для повышения мотивации учащихся на уроках в начальной школе Каждый раз, готовясь к уроку, я представляю такую картину: мои ученики с легкостью принимают и извлекают информацию, выполняют различные.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация «Использование технологии «сторителлинг» в речевом развитии дошкольников» Практика устных рассказов, соединяясь с цифровыми технологиями, становится новшеством в воспитании и обучении детей. Одной из таких новейших.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников»
Опубликовано: 24 марта 2024 в 16:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Использование современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Николаевская (УИ 581627) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД