Лучший педагог года

Консультация «Использование технологии «сторителлинг» в речевом развитии дошкольников»

Светлана Викторовна Шаповалова
Консультация «Использование технологии «сторителлинг» в речевом развитии дошкольников»

Практика устных рассказов, соединяясь с цифровыми технологиями, становится новшеством в воспитании и обучении детей. Одной из таких новейших технологий является технология сторителлинга.

Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа.

«Storytelling» в переводе с английского обозначает «рассказывание историй», способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй. Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных, так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях.

Публикация «Консультация „Использование технологии „сторителлинг“ в речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах

Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом, руководителем крупной международной корпорации Armstrong International. Разрабатывая данную технологию, Дэвид Армстронг принял к сведению известный общепсихологический фактор: истории выглядят более живыми, интересны, увлекательны и проще соединяются с личным опытом, нежели принципы и директивы. Они быстро запоминаются, и их влияние на поведение людей сильнее. Сторителлинг зарекомендовал себя как результативное средство построения внешних и внутренних корпоративных коммуникаций.

В настоящее время данная технология активно используется и в образовании. Сторителлинг – это формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать опыт, рассказывать о различных действиях, их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека. По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга.

Сторителлинг – педагогическая технология, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Педагогический сторителлинг, как технология подачи познавательной информации, выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга : классический, активный и цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории и пр., которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории.

В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Данный вид сторителлинга содействует привлечению внимания детей с начала повествования и удержанию его в течение всей истории.

Цифровой сторителлинг – формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальнымм компонентами (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика).

Остановимся подробнее на видах сторителлинга, которые можно использовать в речевом развитии дошкольников.

Цель сторителлинга – обогащение устной речи, развитие у старших дошкольников умения составлять рассказы.

Задачи:

• Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников

• Уточнить использование грамматических форм речи

Развивать связную речь детей

Развивать коммуникативные навыки дошкольников

Развивать фонематический слух

• Закреплять навыки правильного произношения звуков

• Побуждать каждого ребенка участвовать в создании общей истории.

На основе технологии сторителлинг несколько лет назад в Европе придумали игру «Story cubes» («Кубики историй»). Это 9 кубиков, на каждой грани которых есть 54 картинки, которые погружают вас в мир фантазий и приключений. Но для детей они сложны, так как на них изображены только символы и знаки. Взяв за идею оригинальную версию игры, для дошкольников были разработаны другие кубики, на гранях которых изображены:

1 кубик – существительные

2 кубик – изображение действий

3 кубик – цифры

4 кубик – цвета

5 кубик – геометрические фигуры.

С таким набором кубиков проводится игра «Составь предложение». Игра начинается с броска двух первых кубиков. Дети отвечают на вопросы: «Что (кто) это? Что делает?», объединяя в простое предложение выпавшие картинки, уточняя бывает ли такое. Затем в процесс игры добавляются остальные кубики, позволяющие дать характеристику предмета (цвет, форма и количество) и распространить составленное предложение. После освоения данного варианта, можно переходить к более сложному.

Для развития связной речи детей, составления фантазийных рассказов нужно подготовить такой набор кубиков:

1 кубик – начало истории, герои рассказа

2 кубик – раскручивание сюжета, куда герои хотят отправится

3 кубик – на чем, с помощью чего герои действуют

4 кубик – кульминация (решающее событие)

5 кубик – волшебное средство (помощник)

6 кубик – завершение истории

Как у каждой игры, у сторителлинга есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратиться в «Сказочников». В данном варианте игры могут участвовать от 1 до 9 детей. Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать историю. Затем следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.

При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление.

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок:

• Однажды

• Много лет назад

• В некотором царстве

• Когда-то давным-давно

Затем «сказочники» описывают главного героя, где он живет, что делает.

2. Основная часть истории.

Описывается основная сюжетная линия.

• Что произошло с героем?

• Кого он встретил? Или Что нашел?

• Что он планирует с этим делать?

3. Заключение.

• Появляется решение поставленной проблемы

• Короткий вывод (итог рассказа)

Обогатить словарный запас, грамматический строй речи и составить рассказ можно, используя различные лексические темы, посредством сторителлинга. Для этого детям предлагается превратиться в «Ученых» и составить научный рассказ. В данном варианте игры используется мнемосхема, которая показывает алгоритм составления рассказа, включающий: начало рассказа, середину и конец. Учитывая программную тематику, картинки на кубиках можно менять и по каждой лексической теме составлять новые рассказы. Например, рассказ по лексической теме: «Домашние животные».

При составлении рассказа используется мнемосхема, составленная на основе Н. Э. Теремковой, которая разделена на 3 части (начало, середина и конец, каждая часть рассказа обозначена своим цветом (начало – синим, середина – желтым, конец – зеленым). Ребенок бросает первый синий кубик и называет животное, изображение которого выпало. Затем подбирает на втором синем кубике изображение, ориентируясь по мнемосхеме («Как называется домик животного?»). Второй «ученый» по желтым кубикам рассказывает середину истории, а третий «ученый» с помощью зеленых кубиков заканчивает рассказ. У данной игры есть еще 1 вариант, детям предлагается побыть «Фантазерами», и придумать смешные рассказы про животных. Алгоритм составления рассказа остается прежним, но теперь дети бросают, а не подбирают подходящие по логике картинки, и получаются забавные истории о животном.

У технологии сторителлинг широкое применение в речевой коррекции. Сторителлинг можно применять при автоматизации звуков. Для этого нужно использовать картинки, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине и в конце слова. При составлении рассказа ребенок будет закреплять в речи тот звук, который требует автоматизации и самоконтроля.

Также можно подобрать набор картинок для дифференциации звуков. В таком виде игры у детей, развивается еще один компонент речи – фонематический слух. Определив позицию звуков в словах (начало, середина, конец, и расставив кубики в соответствующей последовательности, исходя из позиции звука, составляется рассказ.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования технологии сторителлинга в речевом развитии дошкольников :

1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить образовательную деятельность с детьми, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка.

2. Сторителлинг помогает детям научиться воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию, облегчает запоминание материала в виде интересной истории.

3. Обогащает устную речь, развивает умение составлять рассказы, фонематический слух, автоматизацию и дифференциацию звуков.

Прикреплённые файлы:

storiteling-prezent_pi2nd.pptx | 5845,83 Кб
 
Публикации по теме:

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг»Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг» Проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Перед педагогом стоит задача найти оптимальные методы, приемы,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование технологии «сторителлинг» в речевом развитии дошкольников»
Опубликовано: 18 декабря 2023 в 15:54
+241Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 84.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД