Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Гульназ Ахметьянова
Мастер-класс для педагогов «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса :

Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией - с кинезиологией.

Задачи:

• привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;

заинтересовать их в обучении приёмам и методам работы с детьми.

Категория слушателей: воспитатели, учитель – логопед, старший воспитатель.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Оборудование: презентация, раздаточный материал: набор карточек: белая бумага и карандаш для каждого участника; буклеты с кинезиологическими упражнениями.

Ход мастер – класса :

Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю вам, уважаемые коллеги, зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с вами отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть.

Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза.

Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер – класса.

А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс по теме «межполушарное взаимодействие, как основа интеллекта».

Что же такое межполушарные связи? Это пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивающих целостность работы головного мозга.

Слайд 2 Поместив рядом человеческий мозг и половину целого ядра грецкого ореха, можно заметить определенное сходство. Две половины ореха похожи на мозг. Мишель де Монтень говорил: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Что значит «мозг, хорошо устроенный»?

Слайд 3 Человеческий мозг имеет два полушария – правое и левое.

Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.

Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи.

Слайд 4 Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученного опыта и информации, становится выразителем нашего Я. Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. И только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Оба полушария связаны сложной нейронной сетью (мозолистым телом, обеспечивающей их взаимную связь. Межполушарные связи позволяют передавать сигналы и взаимодействовать обеим половинкам мозга. Отсутствие слаженности в работе обоих полушарий – основная причина трудностей в обучении и адаптации.

Рука тесным образом связана с мозгом. Причем связь эта перекрестная – правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым.

Слайд 5 И. П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях даёт человеку преимущество в интеллектуальном развитии.

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации головного мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, а у мальчиков до 8,5лет.

При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информации между правым и левым полушарием каждое из которых постигает внешний мир по своему

Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации.

Еще в 1981 году ученые из СССР придумали тест, который позволяет с невероятной точностью определить доминирующее полушарие мозга человека

Возьмите карандаш и бумагу после прохождения каждого задания будем отмечать результат, записывая его на бумаге.

Слайд 6 1. Переплетите пальцы

Сложите руки вместе и переплетите пальцы. Большой палец какой руки оказался сверху?

Если левой руки, то поставьте на листе букву «П», если правой руки — букву «Л».

• Тут нет ошибки. Каждое полушарие мозга управляет противоположной стороной тела, поэтому, если доминирует правая рука, то это левое полушарие, и наоборот.

Слайд 7 2. Проба Розенбаха

Возьмите в руку карандаш и вытяните его перед глазами, как на картинке. Теперь посмотрите на кончик карандаша и «прицельтесь». Закройте сначала один глаз, затем другой. При закрытии какого глаза изображение смещается сильнее?

Если при закрытии правого глаза изображение смещается сильнее, то поставьте на листе букву «Л», если левого — «П». Если изображение смещается одинаково, то поставьте «ноль».

Слайд 8 3. Поза Наполеона

Встаньте и скрестите руки на груди, как на картинке. Кисть какой руки лежит сверху? Если кисть левой руки — ставьте «П», если правой — «Л».

Слайд 9 4. Аплодисменты

Похлопайте в ладоши и обратите внимание на то, какая рука при этом оказалась у вас сверху.

Если левая ладонь — ставьте букву «П», если правая — букву «Л».

Слайд 10 5. Положите ногу на ногу

Присядьте, закинув ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху? Если правая — поставьте букву «Л», если левая — букву «П».

Слайд 11 6. Подмигните

Каким глазом вы подмигнули? Если правым — «Л», левым — «П».

Слайд 12 7. Вращение

Встаньте на ноги и немного повращайтесь вокруг своей оси. В какую сторону вы вращались? Против часовой стрелки — «Л», по часовой — «П».

8. Штрихи

Возьмите второй листок. Теперь каждой рукой, не считая, нарисуйте в ряд несколько вертикальных штрихов. Затем посчитайте штрихи. Какой рукой вы нарисовали больше штрихов?

Если левой рукой нарисовали больше, пишите букву «П», если правой — букву «Л». Если линий одинаковое количество, то пишите «ноль».

Слайд 13 9. Окружность

Любой рукой нарисуйте окружность и завершите ее стрелкой. Если линия идет против часовой стрелки — поставьте «Л», по часовой — «П».

А теперь посчитайте какое именно полушарие преобладает у вас.

Слайд 14 В левом полушарии находится центр речи, поэтому «левополушарные» люди любят поговорить, левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов, оно не воспринимает музыку, «левополушарные» люди могут не узнать вас на улице.

Эти люди любят углубляться в детали, они скрупулезны, сначала выделяют детали, а по деталям формируют представление о предмете в целом. Левое полушарие запоминает логические связи, графики и системы.

Правое полушарие отвечает за интонацию, эти люди говорят мало, но уделяют особое внимание интонации, чувствительны к юмору и понимают метафоры.

Правое полушарие дает возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории.

«Правополушарные» сначала «схватывают» образ целиком, а потом выделяют детали.

Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты.

Все это натолкнуло меня на работу по систематическому развитию межполушарного взаимодействия у детей. Проанализировав опыт ученых и педагогов, я предположила, что с помощью специальных игр и упражнений можно выявить скрытые способности ребенка дошкольного возраста и расширить границы возможностей, гармонизировать работу его мозга.

Как же «подружить» две половинки мозга ребёнка? Ответ прост – играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга».

Итак, что такое «гимнастика мозга»? (ответы)

Слайд 15 Гимнастика мозга – это система специальных упражнений для активизации мозговой деятельности.

Слайд 16 Цель упражнений «Гимнастика мозга» :

• балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия;

развитие памяти и мыслительной деятельности;

• повышение продуктивной работоспособности;

развитие мелкой моторики;

развитие речи, навыков письма и чтения, мышления;

• раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста.

Слайд 17 Несколько правил по применению «Гимнастики мозга» :

• четкое выполнение движений.

• все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время;

• заниматься ежедневно;

• занятия должны быть оформлены в виде игры;

• продолжительность занятий от 5 до 15 минут;

• одно упражнение не должно занимать более 2 минут;

• внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

Главным инструментом при выполнении «гимнастики мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария.

Слайд 18 Существует ряд кинезиологических упражнений, которые развивают межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, развивают мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление.

Слайд 19 Зеркальное рисование – один из приёмов правополушарного рисования. Для нас такой вид рисования полезен тем, что способствует развитию взаимодействия правого и левого полушарий мозга малышей и взрослых: упражнение полезно в любом возрасте. Нужно зеркально дорисовать вторую половину рисунка. Такое рисование развивает воображение и фантазию. Зеркальное рисование относится к кинезиологическим упражнениям.

Слайд 20 Рисование при помощи трафаретов

Слайд 21,21,23 Для детей старшего дошкольного возраста, существуют рабочие тетради для развитие межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. Пособия включают в себя задания, построенные на основе интеграции визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия. Тетради Татьяны Трясоруковой.

Я предлагаю вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений вместе со мной на развитие межполушарных связей киезиолгические упражнения.

Кинезиологические упражнения — это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Слайд 24 Лезгинка. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

Кисть мы в кулачок сжимаем,

А другую разжимаем,

А потом их поменяем.

И лезгинку начинаем.

Детям очень нравятся кинезиологические упражнения в речевом сопровождении. Ритм речи, особенно ритм стихов способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей.

Слайд 25 Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно, последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Слайд 26 Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Слайд 27 Домик, ежик, замок Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить. Ежик – поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Замок- ладони прижать друг к другу, пальцы перекрести.

Слайд 28 Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь, произнося их вслух или про себя).

Слайд 29 В упражнение «Кулак – ребро – ладонь» можно играть, используя наглядность. Для этого необходимо изготовить такие карточки, где круг обозначает кулак, зеленый овал – ребро, желтый овал – кулак пальцами вниз, прямоугольник – ладонь.

Берем ножницы и вырезаем из цветной бумаги геометрические фигуры разного цвета, приклеиваем их, пособие готово. Второй вариант более сложный, поэтому предназначен для более старших детей.

При проведении упражнений обязательное условие – передача положительных эмоций. Но главное, о чем необходимо помнить, - занятие от начала до конца должно быть добрым!

Таких простых, но очень действенных упражнений очень много. Я подготовила для вас небольшие буклеты, в которых вы найдете некоторые кинезиологические упражнения, они помогут вам в вашей работе и пригодятся для вас самих.

Слайд 30 Нейрокоррекционные упражнения с использованием межполушарных досок рекомендованы детям при различных особенностях развития, например, ЗПР, ЗПРР, ТНР, ДЦП, РАС, СДВГ.

Самый легкий для работы вариант – круг, а самый сложный – лабиринт, поэтому целесообразнее начинать работу именно с него. Слайд 31,32,33,34,35 Чем больше углов на рисунке, тем он сложнее. Чем плавне линии, тем легче рисунок для исполнения.

Слайд 36,37,38,39 Лабиринты разных видов. Проведи по линиям обеими руками одновременно

Слайд 40,41 Нейромоторика. «Покажи одновременно двумя руками». Задание состоит в том, чтобы показывать одинаковые рисунки обеими руками одновременно или закрыть одновременно предметами. Задание подойдет для самых маленьких детей, но оно не такое простое, как вам может показаться!

Слайд 42 Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

• 1. «Перекрестное марширование»

Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

• 2. «Мельница» Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

• Живот-макушка

Выполните следующие движения:

Поглаживание живота правой рукой по часовой стрелке.

Постукивание левой ладошкой по макушке.

Объедините оба движения.

После того как вы привыкли к этим движениям, можете поменять руки. Такие упражнения хорошо развивают координацию.

Слайд 43 Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма;

• 1.«Глазки» Чтобы зоркость не терять, Нужно глазками вращать. Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды. (6 раз)

• 2. Глазодвигательные упражнения. «Зажмурь – открой глаза».

• 3.«Горизонтальная восьмерка» Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

Слайд 44 Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик

с элементами кинезиологии для детей от 1 до 3 лет

Слайд 45 Нейроигры с мячом. Игры с мячом активируют весь организм: развивают ориентировку в пространстве глазомер, координацию, регулируют силу и точность броска, осанку, смекалку, способствуют общей двигательной активности, развивая ловкость, быстроту реакции, моторику рук, которая имеет особое значение для развития функций мозга ребенка, развития речи.

1. Передай себе

2. Передай другому

3. Диагональ

4. Треугольник

5. Два у меня, два у тебя

6. Правая сверху, левая сверху

Слайд 46,47 Сенсорное нейрокоррекционное упражнение с песком. Рисование двумя руками, зеркальное рисование

Слайд 48,49 ВЕСЁЛАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА «НОЖКИ И ЛАДОШКИ»

Игра развивает внимание, межполушарное взаимодействие, двигательную активность.

Как играть:

- вырезаем отпечатки ступней и ладошек;

- наклеиваем их на ватман или обои;

- предлагаем ребенку пройти полосу препятствий.

Играть можно как по одному, так и целой компанией: например проходить полосу препятствий на время.

Следует отметить, что эти методы не требуют материальных затрат. удобны в применении, органично вписываются в структуру урока, а главное – дети выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении.

Слайд 50 Развивающая нейроигра пальцами

Слайд 51 Развивающая игра «Повтори по образцу»

Слайд 52 Пальцевой праксис. Настольная нейроигра

Слайд 53 РИТМЫ. ПРАКСИС. ПРИЕМЫ НЕЙРОКОРРЕКЦИИ

Слайд 54 И в завершении мастер–класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо! Благодарю вас за работу. Я надеюсь, что информация, полученная на мастер – классе была полезной.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Сценарий интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возрастаСценарий интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальный конкурс «Умка». Цель игры: создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста,.

Использование дорожек на межполушарное взаимодействиеИспользование дорожек на межполушарное взаимодействие Цели: 1 — развитие зрительно-двигательной моторики и концентрации внимания которые необходимы для обучения чтению и письму. 2 — умение совмещать.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ель мастер – класса: презентация дидактических игр на развитие интеллектуального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии»Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии» Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Родительское собрание «Почемучки. Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей» Родительское собрание на тему: «Почемучки». Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей. Круглый стол для родителей детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 декабря 2022 в 12:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД