Ирина Поликанова
Мастер-класс для педагогов «Музыкальные произведения в системе воспитания духовно — нравственного становления дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание, это длительный процесс, который предполагает, внутреннее становление человека, но результат его может найти отражение не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее. Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитания детей.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Музыкальные произведения в системе воспитания духовно — нравственного становления дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в современном обществе. В документе отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям. Главной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие приобретению им нравственного духовного опыта, основанного на народных традициях, традициях его культуры.
Музыке принадлежит особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка, ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства,задача музыкального руководителя и воспитателя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка. Необходимо научить его ориентироваться в мире музыки, привить вкус. Приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире.
Приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов П. Чайковским, «Времена года», «Детский альбом», М. И Глинкой «Жаворонок», Д. Кабалевским «Клоуны», Римским-Корсаковым «Снегурочка» и другими мы влияем на чувства, настроения ребенка, духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания. Для более доступного восприятия ещё сложной для детей классической музыки, можно использовать видео демонстрацию и ударно-шумовые инструменты (видео «Музыкальный момент» Ф. Шуберт оркестр)
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие. Ведь то, что упущено в детстве, уже никогда не возместить. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности.
С музыкальным искусством дети соприкасаются в детском саду, начиная с раннего возраста: ребенок слушает и подпевает потешки, колыбельные, народные прибаутки, подражая музыкальному руководителю и воспитателю, воспроизводит звуки на шумовых инструментах: погремушке, бубне, колокольчике.
Давайте вспомним колыбельные, попевки, прибаутки, которые понятны детям раннего возраста. (По желанию педагоги исполняют)
Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности : что такое «хорошо» и что такое «плохо» воспитание потребности в «красивом», которые определяют весь строй духовной жизни ребенка, помогают строить его взаимоотношения в детском коллективе.
Музыка развивает способность чувствовать, мыслить, обобщать, размышлять, развивает воображение. Музыка окружает ребенка повсеместно, поэтому он испытывает ее физиологическое и психическое воздействие. Многократное восприятие музыкальных произведений помогает ребенку выявить для себя важные чувства и настроения, выраженные в музыкальных образах. (Слушаем музыкальные пьесы «Котик заболел», «Котик выздоровел»)
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры, фольклора. Слушая народную, музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию,переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Таким образом, удаётся не только познакомить детей с образцами фольклора, но и привить любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения.
Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
Предлагаю разучить русскую народную песню «Во кузнице»
Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения.
Таким образом, песня учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду. Благодаря этому перед ребятами возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости по отношению к другому человеку.
Основной и самый любимый вид деятельности дошкольников –это игра. Именно она приносит малышам огромную радость.
Музыкальные игры, являясь одним из видов музыкальной деятельности, так же, формируют и развивают духовные качества ребенка.
Использование народных игр в работе с детьми позволяет донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.
На занятиях к ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ёжка»; для детей старших и подготовительных групп, такие народные игры, как: «Горелки», «Где ты был Иванушка?», «Земелюшка – чернозем», «Золотые ворота», «У дедушки Якова», «Маланья»
и другие.
В играх отражается повседневная жизнь народа: как жили, как воспитывались, чем занимались наши предки. В нашем регионе проживает народ разной национальности, поэтому важно воспитывать уважение и понимание к национальным особенностям других культур, формировать познавательный интерес к культурному наследию своего и других народов.
Разучивание татарской игры «Элчи - белчи»
Музыкально - ритмические движения так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, духовную жизнь, традиции, события, происходящие в жизни людей. Народные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, и в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Во всех танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца – это широта движения, удаль, жизнерадостность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.
Разучивание марийского танца
Используя музыку, нам хочется, чтобы малыши знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями - все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться. Мы стремимся к тому, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.