Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Пескография как инновационная деятельность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Пономарева Татьяна Александровна
Мастер-класс для педагогов «Пескография как инновационная деятельность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Распространение педагогического опыта работы среди воспитателей по развитию у детей мелкой моторики рук по средством песка.

Задачи:

1. Передать способы методических приёмов в развитии у детей мелкой моторики посредством песка.

2. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

План мастер-класса :

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Пескография как инновационная деятельность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. «Пескография» как инновационная деятельность по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.

2. Методические рекомендации для педагогов в работе с песком.

3. Общие условия организации инновационной деятельности «Пескография»

4. Практическая часть с педагогами по инновационной деятельности «Пескография».

«Пескография» как инновационная деятельность по развитию мелкой моторики и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы.

Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. На пороге нового тысячелетия складываются новые психолого-педагогические подходы и технологии работы.

Традиционное переплетается с нетрадиционным. И во главу угла ставится принцип личностно — ориентированного обучения и развития. Реализация этого принципа влечет за собой не только развитие личности и социальную интеграцию ребенка, но и профессиональное и личностное совершенствование педагога.

Что же такое пескография?

«Пескография» или «sand art» – это самостоятельный вид искусства который, существует наравне с изобразительным искусством, музыкой, фотографией, хореографией, кино, театром, и так далее. Как и любой вид искусства, пескография имеет характерные особенности и стили. У искусства рисования песком множество названий — песочные картины, рисунки песком, песчаное шоу, картины из песка, sand art, шоу песчаных картин. Sand Аrt (песочная анимация) родилось не так давно. Родоначальница этого искусства канадский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф. Sand Art, родившись на Западе, быстро завоевало сердца многих художников по всему миру. В Россию это искусство пришло всего несколько лет назад.

«Sand art» — дает возможность ребенку быть самим собой, поверить в свои силы, научиться самостоятельности, развить художественные способности, образное мышление и пространственное воображение, улучшить процессы саморегуляции, развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

Рисунки песком можно выполнять ладонями и пальцами, одной рукой или обеими руками сразу. Песок можно сыпать горстями и щепотками.

Данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии. Поэтому мы можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий.

Занятия по развитию и коррекции мелкой моторики позволяет интегрировать различные образовательные области. Темы занятий переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) Такое построение занятий способствует более успешному освоению образовательной программы дошкольного образования.

Методические рекомендации для педагогов в работе с песком.

Игры с песком разнообразны : обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д. ; игры с песком позволяют открыть потенциальные возможности ребенка, развивать творчество и фантазию ребенка.

Игры с песком :

развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

снимают мышечную напряжённость;

помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

способствуют расширению словарного запаса;

помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Для педагога действует три правила обучения:

1. Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы.

2. Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице.

3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Общие условия организации инновационной деятельности «Пескография»

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина).

Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы рекомендовано использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии.

Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным, прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

Наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

Летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

Обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски,крабы);

Жилища (дома, дворцы, замки, другие постройки);

Домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

Деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

Объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

Транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

Объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

Объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

Аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

Естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

Фантастические предметы и персонажи мультфильмов,

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Практическая часть с педагогами по инновационной деятельности «Пескография».

Приёмы рисования песком :

Кулаком;

Ладонью;

Ребром большого пальца;

Ребром ладони;

Щепотью;

Мизинцами;

Одновременное использование нескольких пальцев;

Симметрично двумя руками;

Отсечение лишнего;

Насыпание из кулачка;

Ситом, формочками для пластилина, наборы для песочницы с целью создания всевозможных отпечатков;

Использование шаблонов и трафоретов, с помощью предметов манипуляторов.

Технические элементы рисования:

Песок – та же краска, только работает по принципу «света» и «тени». Существует несколько способов рисования на песочном столе. — Самый простой: светлым по тёмному. Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка.

Техника засыпания — используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте;

Техника насыпания — взяв песок в кулак (ситом, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они напоминают штрихование карандашом;

Техника отпечатка — помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони ( например: прыгают зайчики, идут медвежата, бегут жуки). Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, формочками для пластилина, наборы для песочницы, использование шаблонов и контуров, резиновые мячи с шипами и т. д. Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают по фону.

Техника тёмным по светлому (насыпание). Он немного сложнее. На чистый «световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими, толстыми, фигурными.

Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции.

Начинать ознакомление деток с песком можно с несложных приё мов: поздороваться с песочком, погладить его (какой песок — тёплый, сухой, согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с вами разговаривает, шепчет.

Детям нравится веселить песок: пощекотать его сначала одним пальчиком, потом всеми, двумя руками — песочек смеётся. Поскользить ладонями по песку, рисуя, как проехал бульдозер, двумя пальцами — машина.

Простые графические упражнения (Индивидуальная работа с педагогами)

Выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик;

Выбирать и насыпать волнистые, а потом и замкнутые линии: волны, дым, фонтанчик, бусы;

Перейти к насыпанию контуров и выбиранию предметов геометрической формы;

Несложные сюжеты: молния, радуга, высокие горы;

Элемент спирали. Причём скованным, замкнутым детям советуем спираль раскручивать из одной точки — разворачивать.

А гиперактивным, наоборот, скручивать — это их успокаивает и уравновешивает.

Если исходить из принципа графики, хорошо познакомить ребёнка с её элементами.

Точка. Маленькая, побольше и так далее (сливка, яблочко, луна, солнце, а две точки рядом — уже цыплёнок, овал и круг — цапля);

Линия. Линии бывают разные и могут передавать настроение: лёгкие, весёлые, колючие, нежные, игривые, загадочные (кружить, не отрывая пальца от стола);

Пятна различаются по плотности, составу и объём. Из них создаётся образ. Пятно из точек превращается в кашу на тарелке, в овечку; несколько таких пятен — в образ дерева (добавить несколько линий). Пятно из штрихов (коротких линий) легко превратить в ёжика.

Практическая часть с педагогами по инновационной деятельности «Пескография».

Я Вам предлагаю окунуться в мир детства. Сейчас мы с Вами поиграем в игры с песком. Сегодня Вы будите волшебниками.

Игра «Что под песком». Вы должны с помощью трубочки отыскать, что спрятано под песком. «Закрываются глаза — начинается игра». Открывают глаза. Ищут.

Игра «Кто я?». Я Вам нарисую на песке точками предмет, а ваша задача по моим точкам соединить линии (пальцами, и сказать, что у вас получилось. И дорисовать.

Игра «Спрячь ручки». Вам нужно спрятать руки в песок, когда услышите звук [л].

Игра «Волшебный клад». У меня в руках кукла-волшебница из Страны Чудес. Волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей, она заколдавала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Искать надо двумя пальцами, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет сюрпризы и правильно их назовет. Ну вот еще она каждому из вас закапает мину-камушек, которую раскапывать нельзя полностью. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, вы должны остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Закрывайте глаза. (положить по 3 игрушки и по одному камешку). «Открываются глаза, начинается игра».

Игра «Вылечи букву». Я Вам напишу на песке каждому по букве, ваша задача добавить или изменить элемент буквы, чтобы получилась другая буква.

Спасибо за участие. Сейчас хочется подвести вывод. Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительный результат. У детей значительно возрастает интерес к занятиям. Дети чувствуют себя более успешными. Расширяется словарный запас, сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия, развивается мелкая моторика рук, фонематический слух и восприятие, закрепляются навыки правильного произнесения автоматизируемого звука.

Используемая литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозайка – Синтез, 2014

2. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. — Петропавловск, 2010

3. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить/ Москва, 2005

4. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. чудеса на песке. Песочная игротерапия.

5. Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., 2010.

6. Казакова Р. Г., Рисование с детьми дошкольного возраста : методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.

7. Куксова Н. А. Я рисую солнышко: обучаем и развиваем малышей/ Издательство: Минск: Зорны верасень, 2007

8. Крупенчук О. И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002

9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в д/с : конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа – М. : «КарапузДидактика», 2007

10. Мариелла Зейц Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ. ]- М. : ИНТ, 2010

11. Михайлова Ирина Михайловна — Песочная страна (методические рекомендации) 12. Павлова О. В. Художественное творчество: комплексные занятия/ Волгоград: Учитель,2013

13. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2014

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаЦентр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развития мелкой моторики дошкольников расширяется, если.

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Игры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаИгры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие мелкой моторики для детей 2 - 3 лет Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики на основе пальчиковых игр»Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики на основе пальчиковых игр» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербурга Мастер-класс.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Пескография как инновационная деятельность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 июня 2022 в 18:21
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Пескография как инновационная деятельность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Пономарева Татьяна Александровна (УИ 1696234) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД