Татьяна
Конспект мастер-класса для педагогов «Нетрадиционная техника рисования — граттаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования.
Задачи:
• познакомить с нетрадиционной техникой рисования-граттаж, для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;
• обучить технологии грунтовки листа под рисунок;
• способствовать развитию воображения, фантазии участников мастер-класса;
• содействовать формированию эмоциональных, позитивных чувств, настроения.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Нетрадиционная техника рисования — граттаж“» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Формы работы: коллективная.
Раздаточный материал: белый картон, восковые мелки, восковая свеча, черная гуашь, разведенная жидким мылом, деревянные шпажки, кисточка, губка, бумажная салфетка, влажные салфетки, клеенка.
Наглядные пособия: презентация по теме мастер-класса; готовые картины, выполненные в данной технике.
Демонстрационный материал: выставка рисунков по нетрадиционной технике.
Ход мастер-класса:
Добрый день, коллеги! Я приглашаю вас на мастер – класс. Тема моего мастер-класса «Нетрадиционная техника рисования – граттаж».
Еще древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Современный исследователь детского изобразительного творчества Т. С. Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами".
Техника позволяет не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в ИЗО деятельности получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.
Процесс творчества данным способом поднимает самооценку малыша. Если какой-то предмет или объект у него не очень хорошо получается при традиционном рисовании, то композиция в технике «Цап-царапки» в любом случае получится красивой и оригинальной. Дошкольник начинает верить в свои возможности. Граттаж-техника рисования больше всего способствует подготовке ребёнка к школе. Она сначала помогает расслабиться через цвет, затем снять зажимы через чёрный, и в итоге рука ребёнка привыкает делать мелкие внимательные движения, процарапывая рисунок.
В средней возрастной группе вначале предлагается трафаретные и шаблонные рисунки. При подготовке материалов к занятию в среднем дошкольном звене это полностью делает воспитатель. Воспитанники старшей и подготовительной группы уже могут активно участвовать в этом увлекательном процессе. Во время работы в любом возрасте очень важно постоянно напоминать детям о соблюдении техники безопасности. Во время творческого процесса следует обязательно проводить физкультминутку и пальчиковую гимнастику.
Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Я использую в рисовании с детьми разные нетрадиционные техники (пластилинография, печать от руки, рисование печатками, монотипия, ниткографию, граттаж и другое)
Слово «Граттаж» произошло от французского слова — скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография.
Граттаж – это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.
Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования. Многие о ней слышали, но пробовали далеко не все, и совершенно напрасно. Потому что работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной.
В технике «граттаж» используется следующие материалы и инструменты: картон, желательно белого цвета, восковые мелки, свеча, гуашь, губка, широкая кисть, деревянные шпажки, зубочистки.
Посмотрите работы, выполненные в этой технике. Здесь применяются различные выразительные средства - линия, штрих, пятно, контраст.
Этапы работы:
Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками, восковой пастелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги.
Следующий этап: мы полностью покрываем наш лист воском. Для этого используем обыкновенную восковую свечу.
Затем берем черную тушь или черную гуашь, добавляем немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам. Покрываем закрашенный лист широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.
Далее берем любой острый предмет: зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем, деревянную шпажку и процарапываем рисунок по черному фону.
Если педагоги затрудняются с выбором сюжета, то им предлагаются шаблоны.