Мария Светлова
Мастер-класс для педагогов по составлению интеллект-карты «Великая Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемы члены жюри, коллеги. Я рада вновь всех приветствовать в этом зале!
Все мы с вами разные, неповторимые. Но есть то единственное, что нас объединяет. Как вы думаете, что? (Мы живём в великой стране России, мы Россияне)
А сколько ещё замечательных стран, интересных и достойных уважения, которые мы посещаем, как туристы!
мир удивителен и многообразен!
Но в гостях хорошо, а дома лучше! Почему я вспомнила эту поговорку?
Публикация «Мастер-класс для педагогов по составлению интеллект-карты „Великая Россия“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Моя Родина Россия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Почему я вновь и вновь возвращаюсь к своей теме нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, задавая вопрос, а зачем воспитывать чувство патриотизма у детей?
И перед тем, как ответить на эти вопросы, я прошу вашего внимания на экран.
Видеоролик «Кем я хочу стать»
Посмотрите, сколько интересных, важных профессий назвали ребята. Да, их мечты и желания, возможно, изменятся с возрастом. Но я уверена, что каждый из моих воспитанников станет прекрасным специалистом.
И вновь, внимание на экран.
Диаграмма
За годы моей жизни 32% из моего близкого окружения эмигрировали в страны Европы.
С некоторыми из этих людей я общаюсь до сих пор. Они стали талантливыми специалистами в области медицины, образования и экономики. Но не в нашей стране! Не наших детей они учат, не нашим соотечественникам оказывают высококвалифицированную медицинскую помощь. Экономику не нашей страны укрепляют!
Идёт массовая эмиграция из России всех категорий граждан, которые могут себе это позволить. Эмигрирует молодое поколение людей тех, кому сейчас от 18 до 25 лет. Это студенты университетов, выпускники, и те, кто уже поработал три-четыре года. Идёт массовая утечка умов и капиталов за рубеж.
На мой взгляд, это одна из важнейших причин воспитывать чувство патриотизма в наших детях, начиная с самого раннего детства. Ведь человек, искренне любящий свою страну и народ готов внести посильный вклад на благо Родины, а при необходимости – защитить её.
Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук, важно, чтобы у ребёнка – дошкольника возник ёмкий образ Родины с доступными для его восприятия символами.
А сейчас прошу внимания на экран.
Видеоролик «Символы России»
Это тот образ России, в котором нас видят многие иностранцы. Это символы нашей страны в современном мире, но они стали уже историческим прошлым, без знания которого невозможно построить успешное будущее.
И тут я не могу не вспомнить слова С. Михалкова «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» и осмелюсь продолжить, дополнить их «сохраняя историческое прошлое – создавать успешное будущее»!
Сегодня я хочу познакомить вас с методом составления интеллект-карты, с помощью интерактивного голосовании и предлагаю составить её под названием «Великая Россия». Для создания карты мы будем использовать следующие категории:
1. «Символы России»
2. «Гордость нации»
2.1 «Знаменитые люди»
2.2 «Писатели, поэты»
2.3 «Композиторы»
2.4 «Художники»
2.5. «Спортсмены»
3. «Праздники»
3.1. «Международные/государственные праздники»
3.2. «Русские национальные праздники»
4. «Народное творчество. Промыслы»
5. «Природа»
6. «Наша малая Родина - Санкт-Петербург»
7. «Песни»
В каждой категории с помощью голосования участники фокус группы будут выбирать от одного до трёх объектов, которые мы поместим на нашу карту. В работе с детьми я использую программу интерактивного голосования Plickers, это удобно, т. к. на вопрос детям дается 4 варианта ответов, именно на такое количество рассчитана программа Plickers. Но сегодня я подготовила гораздо больше вариантов возможных ответов, поэтому буду использовать в работе с фокус группой программу интерактивного анкетирования, используя Google платформу.
И так, уважаемые участники фокус группы, я приглашаю вас, принять участие в составлении интеллект-карты, для этого прошу выбрать мобильное устройство, на которое уже загружена программа интерактивного голосования и занять своё почётное место. Перед вами анкета с категориями, в каждой из которой вы выбираете от одного до трёх символов и голосуете.
Фокус группа может приступить к своей работе.
Ну, а пока идет голосование, я хочу немного рассказать, что же такое интеллект-карта.
А это карта мыслей и ассоциаций, которые мы можем записать с помощью символов, графических рисунков, надписей, используя разного цвета маркеры и яркие картинки. Этот метод можно с успехом использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста и основывается на трё х видах мышления: ассоциативном, иерархическом и визуальном. В центре карты – общая тема. От нее в разные стороны расходятся более мелкие темы или данные по мере уменьшения их общности.
Метод интеллект-карт имеет ряд преимуществ перед другими методами, т. к. включает в себя наглядность, привлекательность, запоминаемость, информативность, креативность и инновационность. Так же метод интеллект-карт позволяет нам интегрировать решение задач из всех образовательных областей.
Я вижу, что голосование подошло к концу, и мы можем приступить к составлению нашей интеллект-карты.
• И так первая категория «Символы России», главные из них приняты в 2000 году, это герб, флаг и гимн нашего государства и они уже размещены на нашей карте, это герб, флаг и гимн нашей страны. Участники фокус группы выбирали дополнительно ещё три символа. И ими становятся…Я прошу одного из участников разместить, выбранные вами символы на нашей карте.
• Кто же делает нашу страну великой, могущественной, известной? Конечно - же, люди. И следующая большая категория «Гордость нашей нации». Она подразделяется на несколько подкатегорий. Ознакомимся с выбором фокус-группы. И так, в первой подкатегории «Знаменитые люди» участники выбирают…; Среди «поэтов и писателей» фокус группа проголосовала за …; В выборе «композиторов», участники голосуют за …; А…. становится достойным представителем среди «художников». В подкатегории «Спортсмены» победителем становится…
Я прошу следующего участника фокус-группы расположить «Гордость нации»на нашей карте.
• Свою работу по патриотическому воспитанию детей я строю и через ознакомление с праздниками и это название следующей нашей категории для голосования. «Праздники», она подразделена на две подкатегории «Международные/государственные» и «русские, национальные» Ознакомимся с выбором фокус-группы. Я прошу одного из участников расположить, выбранные вами праздники на нашей карте.
• Россия испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого и настоящего. Именно так я назвала нашу следующую категорию «Народное творчество России. Промыслы» Фокус-группа голосовала за три из них и ими становятся…Я прошу следующего участника поместить промыслы на нашу карту.
• Территория России огромна и велика! Когда солнце всходит на востоке нашей страны, то на западе в небе уже появляются звезды. Вот почему говорят, что над Россией никогда не заходит солнце. И следующая наша категория посвящена красоте природы нашей Родины. «Природа», но природа сделала свой выбор и создала наш мир таким, каков он есть. И мы должны его, оберегая, сохранить. В этой категории, с разрешения фокус группы, мы не будем голосовать, а примем все природные зоны, которыми щедро наградила нашу страну природа.
• Какая бы не была огромная наша страна, у каждого из нас есть уголок, который наиболее близок нашему сердцу. Это наша малая Родина, наш удивительной красоты город, Санкт-Петербург. Ему посвящаем название следующей категории «Наша малая Родина». И наши участники фокус-группы выбирали три достопримечательности нашего города. Ими становятся…
И так, уважаемы члены жюри, коллеги, сейчас перед вами интеллект-карта первого уровня, по-другому её можно назвать – одноуровневая. Но, если от каждого объекта, символа провести цепочку ассоциаций дальше, то карта становится – многоуровневой. И я хочу это показать на примере последней категории «Наша малая Родина». И так, наша малая Родина, город Санкт-Петербург, какая тут может быть ассоциация? (Пётр1, создатель нашего города).Как вы думаете, какая ещё может возникнуть ассоциация у меня и моих воспитанников? (район). Принцип работы с интеллект-картой построен на инициативе детей. Всё зависит дальше от их ассоциаций. Я покажу возможные из них. «Знаменитые люди нашего района» В эту категорию я хочу сегодня поместить известного в нашем районе ветерана ВОВ Кузнецова Александра Антоновича, который открыл музей «Боевой Славы» в одной из школ нашего района, которая является нашим социальным партнером. На выставке размещены экспонаты, собранные ветераном за годы ВОВ, путь которой он прошел от Кронштадта до Берлина. С детьми старшего дошкольного возраста мы посещаем музей ежегодно. Говоря о «Достопримечательностях» нашего района, касаясь темы нравственно-патриотического воспитания детей, не могу не поместить на карту всем известный, Пискарёвский Мемориал. Так же в нашем районе есть проспект Непокоренных, свое название он получил в честь непокорившихся жителей блокадного Ленинграда, на этом проспекте находятся два памятных места, это памятник блокадному колодцу и памятник, посвященный детям войны. А так же могут быть ассоциации, связанные с нашим детским садом, домом и семьёй.
Теперь мы уже видим многоуровневую интеллект – карту. Но у нас осталась ещё одна категория под названием «Песни»
• Ведь без них ни одно дело не спорится, в каждое время они были разные, помогали и в горе, и в радости. Каждый хранит в своей душе какой-то мотив. Предлагаю участникам фокус группы прослушать отрывки из четырёх песен, посовещаться и выбрать одну из них, которая сможет стать сегодня музыкальным сопровождением к нашей интеллект-карте.
По итогам голосования звучит песня.
Итак, по итогам нашего интерактивного голосования мы создали интеллект-карту под названием «Родина наша – Великая Россия». В следующий раз она может быть совершенно другой, с другими символами, категориями, с другим распределением голосов. Тем и интересна эта технология в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию, что каждый раз позволяет поддерживать интерес детей, стимулировать их любознательность, развивать и поддерживать инициативу, воспитывать чувство гордости за свою страну.