Получи документы

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр

Кира Жиляева
Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр
▼ Скачать + Заказать документы

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ ИГР"

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В своем выступлении я хотела бы затронуть такую важную тему, как «Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр».

Эмоциональный интеллект (EQ) – это восприятие, понимание, управление и осознание эмоций для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Публикация «Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр» размещена в разделах

Уже доказано, что люди, имеющие навыки управления эмоциями, успешнее социализируются, имеют более высокую самооценку, легче обучаются и в целом чувствуют себя спокойнее и счастливее.

Но как помочь ребенку понять свои эмоции и научиться ими управлять?

Задача развития эмоционального интеллекта – вырастить ребенка гармоничной саморазвивающейся личностью, умеющей управлять не только своими эмоциями, но и чувствами, переживаниями, эффективно взаимодействовать с миром, а главное – это научить быть успешным и счастливым.

Бывает, что дети не могут разобраться, почему они чувствуют грусть, обиду или злость. Или, наоборот, им очень хорошо, радостно и хочется поделиться этими чувствами, но непонятно как это сделать.

Также непонятно как побеждать страхи, как быть аккуратным, как контролировать свою злость, как пережить неприятности, как стать внимательным и усидчивым. А ведь личность должна уметь себя контролировать.

Суть развития эмоционального интеллекта — при взаимодействии с окружающими научиться испытывать те чувства, которые мы хотим.

Эмоциональный интеллект помогает выстраивать отношения с близкими людьми, друзьями, помогает разобраться в конфликтах, вести себя адекватно в различных ситуациях.

Человек, который научился понимать свои эмоции – вовсе не постоянно улыбающийся человек. Хотя, безусловно, он ощущает себя более счастливым. Важно научиться принимать грусть, пережить ее и отпустить. Важно понимать, что страх может защитить от опасности. Опознав это чувство, у человека есть выбор: прислушаться и остановиться или преодолеть.

Знакомство детей с эмоциями лучше всего осуществлять через игру.

И в своей работе я часто применяю настольные игры, т. к. они способствуют развитию личностных качеств и способностей ребенка. Настольные игры учат детей находить способы взаимодействия друг с другом. В любой настольной игре есть определенные правила, и во время игры ребенок учится подчиняться этим правилам, развивает самоконтроль, учится общению с другими людьми, терпению (ожидая свой ход, учится выигрывать и правильно реагировать на проигрыш и учится понимать, что в следующий раз у него будет еще одна возможность выиграть. Это важный навык, ведь победа приходит через поражения.

Сейчас я хотела бы показать Вам некоторые игры, которые я использую в своей работе. Сначала я расскажу о каждой игре, а потом мы с Вами в них поиграем.

КУБИКИ ИСТОРИЙ

Цель игры «Кубики историй» — развитие креативного мышления, речи. Игра помогает научиться легко излагать мысли. Какое же отношение эта игра имеет к развитию эмоциональной сферы ребенка и его личности? Самое прямое. Благодаря речи эмоции становятся осознанными и с помощью этой игры можно решить следующие задачи:

1. Формирование коммуникативного поведения в процессе эмоционально-положительного взаимодействия со взрослым и сверстниками через развитие диалогической речи;

2. Развитие навыков социального поведения, чувства принадлежности к группе;

3. Создание основы эффективного и гармоничного общения с людьми;

4. Формирование взаимного доверие участников;

5. Содействие установлению положительных контактов между детьми

В наборе 9 кубиков, на каждую грань которых нанесены уникальные изображения. Всего 54 изображения.

У меня классический набор игры. Но были выпущены еще несколько полномасштабных наборов, состоящих из 9 игральных кубиков. На тематику - действия, путешествия, фантазия и другие. Также были выпущены мини наборы, состоящие из 3 кубиков, и имеющие узкую тематику, например сказки, космос, спорт, медицина и другие.

Ограничение по возрасту для игры заявлено 6+, но я играю в эту игру и с детьми 5 лет, причем с ОВЗ, и в основном все хорошо справляются. У детей 6-летнего возраста истории конечно более связные и имеют общую линию, которая прослеживается на протяжении всего рассказа, но навыки нарабатываются и с каждым разом дети играют более уверенно, осознанно, спокойно, игра помогает побороть застенчивость и страх выступлений.

Существует несколько вариантов игр, но я хотела бы остановиться на одном, который называется «Захватывающие истории».

Вариант игры «Захватывающие истории»

Для коллективной игры - первый игрок бросает кубики, и начинает рассказывать историю. Следующие игроки продолжают, добавляя новые главы в эту историю. Последний игрок завершает рассказ неожиданной и интересной развязкой.

Индивидуальная игра с ребенкомДля индивидуальной игры с ребенком - рассказчик выбрасывает 9 кубиков на стол. И со слова «Однажды.» начинает свою историю, которая должна связать изображения на всех 9 кубиках. Игрок начинает с кубика, который первый привлек его внимание. Можно использовать 3 кубика для начала рассказа, 3 в середине и 3 в конце.

Вариант игры «Герой»

Также для индивидуальной игры — игрок бросает 3 кубика, и по картинкам описывает главного героя своей будущей истории. Затем бросает все 9 кубиков, чтобы рассказать историю о нем.

Небольшие советы по игре. Играя с детьми лучше изначально договориться о ком будет история, выбрать главного героя, лучше всего какого-то персонажа, который нравится детям, чтобы им было проще представить, визуализировать рассказ. Полезно также выбрать жанр рассказа: фантастика (герой оказался в сказочном лесу или на другой планете, детектив (коварный злодей выпил всю воду из реки, смешной рассказ (кто-то объелся мороженным и.). Это не обязательно согласовывать перед началом игры, но так будет проще придумать хороший рассказ.

В зависимости от способностей, разговорчивости детей, можно упростить задачу и составлять рассказ с участием взрослого (чтобы он кидал несколько кубиков). Получится, что взрослый направляет и корректирует сюжет в нужном направлении. После 2-3 игр дети уже смогут более свободно сами составлять и рассказывать истории, понимая как интерпретировать и связывать картинки, начинать и заканчивать рассказ.

Это основные варианты игры, но прелесть игры в том, что правил может быть сколько угодно, можно придумывать и свои способы игры.

ИГРА "МЕМО-ЭМОЦИИ"

Мемо-эмоции — вариант всемирно известной игры для развития зрительной памяти. Но помимо основной цели, эта игра преследует и другие цели — развитие эмоциональной сферы ребенка и зрительного восприятия.

Задачи игры:

1. Познакомить детей с различными эмоциями;

2. Учить видеть и определять, что обозначает определенная эмоция (грусть, радость, злость, удивление, страх, обида и другие);

3. Учить по эмоциям определять настроение других людей;

4. Развивать познавательные процессы личности — внимание, память, воображение, мышление, зрительное восприятие

5. Тренировать наблюдательность.

Игра подходит для детей от 2-3 лет. Играть можно как индивидуально с ребенком, так и в подгруппе детей.

В наборе 20 фишек с картинками цыплят, которые показывают разные эмоциональные состояния - стеснение, страх, задумчивость, радость, грусть, скука, гордость, недовольство, злость, удивление. На моих занятиях дети одну и туже картинку описывали по-разному. Например, кто-то говорит, что цыпленок стесняется, а кто-то, что он влюбился. Кто-то говорит, что цыпленок гордится, а кто-то, что он герой. И из этого мы можем понять с каким эмоциональным опытом ребенок сталкивался в жизни.

Существуют разные варианты данной игры.

1. Знакомя детей с игрой, можно просто найти одинаковых цыплят (близнецов).

2. Облегченный вариант «Мемо» - открывать по очереди карточки. Тот, кто быстрее найдет пару, накрывает ладошками карточки.

3. Классический вариант «Мемо» - каждый из участников на своем ходу одновременно поднимает две любые карты с игрового поля. Если они одинаковы — участник забирает выигрыш себе. Если карты разные — возвращает их рубашками вверх на свои места, и ход переходит к слудеющему участнику. (Разложить карточки на столе картинками вниз. Игроки по очереди переворачивают по две карточки таким образом, чтобы все могли видеть изображенные на них картинки. Если картинки на каточках одинаковые, то игрок забирает их. Он может продолжать игру до тех пора, пока он находит карточки с одинаковыми картинками. Если картинки не совпадают, то игрок кладет карточки обратно картинками вниз и ход переходит к следующему игроку по часовой стрелке. Выигрывает тот игрок, который к концу игры набеоет большее количество парных карточек).

4. Каждый из игроков получает карточку, смотрит, что на ней изображено, но остальным игрокам не показывает. Далее каждому игроку по очереди нужно показать, что чувствует цыпленок, изображенный на карточке, так, чтобы остальные догадались какая это эмоция. Дети называют эмоции либо с помощью существительных (что чувствует, что испытывает данный герой — страх, радость, злость, обиду., либо с помощью глаголов (что делает данный герой — боится, радуется, злится, обижается.).

5. Предложить ребенку фразу, а он должен выбрать цыпленка, который бы это сказал («Вот это да! Какая большая собака!», «Я не пойду туда, там темно»).

6. Порассуждать вместе с детьми, что переживает цыпленок и отчего у него такое настроение.

7. «Идем в гости». Эта игра предназначена для развития навыков ориентирования на плоскости. Разложить карточки картинками вверх друг под дружкой, а в центре оставить пустое место — это наш старт. Ведущий задает игроку маршрут движения, по которому надо пройти, например: «Одна карточка вверх, две — вправо. К какому цыпленку мы пришли?» И далее по очереди с остальными игроками.

8. «Найти пропажу». Выложить 5-6 цыплят в ряд. Запомнив все картинки, игроки закрывают глаза, а ведущий убирает одну карточку. Тот, кто первым вспомнит, что именно пропало, забирает карточку себе. Ведущий добавляет 2 новые, и 1 убирает. Задание повторяется. Выигрывает тот, кто соберет большее количество карточек.

9. Предложить ребенку придумать историю о двух-трех цыплятах. Может, они не поделили дождевого червяка или убежали от рыжего кота. Подвиги и оптимизм помогут малышу поверить в себя и победить страх, смятение и неуверенность.

"ОПАСНОСТИ ВОЛШЕБНОГО ЛЕСА" О. В. ХУХЛАЕВОЙ

Игровой процесс ориентирован на коррекцию:

1. страха смерти и защитной агрессии;

2. социальных страхов, деструктивного поведения;

3. боязни самовыражения, демонстративности.

Игра также способствует развитию фантазии, креативности, спонтанности, повышению уверенности в себе, оптимизации межличностных отношений, созданию хорошего настроения.

Игра «Опасности волшебного леса» дает возможность работать с самими страхами и агрессией, порождаемой этими страхами. В ходе игры ребенок идентифицируется со своими страхами и получает над ними контроль, кроме того, страхи становятся смешными и веселыми, перестают быть пугающими, у детей появляется возможность эмоционально отреагировать и тем самым снять напряжение, снижая значимость пугающих событий.

Детей ждет путешествие по волшебному лесу, полному опасностей и загадок, ведь хозяйничают в нем шесть забавных гномов: каждый из них приготовил для игроков свои задания и не пустит дальше, если их не выполнить. Злюкодав попросит вас злиться, раздражаться и даже ругаться, Неправин – дурачиться и делать все шиворот-навыворот, Бояськин – пугаться и пугать других, вспоминая, чего же можно бояться, Поболтушка – улыбаться и рассказывать истории, Добролина – благодарить других игроков и говорить комплименты, а Смехотун – хихикать от души и смешить партнеров по игре.

Задания каждого гнома представлены на трех карточках (на обороте вы увидите портрет гнома, а каждая карточка включает в себя шесть равнозначных заданий.

В зависимости от того, какие страхи представлены у конкретных детей в большей степени, можно увеличивать количество заданий по нужной теме. Для этого нужно вырезать необходимых персонажей с прилагаемого листа и выложить их на любые клеточки, заменив ими других гномов или свободные клетки.

ИГРА ДЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ "СЕМЕЙКА ГНОМС"

Семейка Гномс — настольная игра, направленная на развитие эмоционального интеллекта детей.

Цель: познакомить детей с различными эмоциями человека (исследовать мир чувств).

Задачи:

1. Развивать умение выражать свои чувства словами и понимать эмоциональное состояние других людей;

2. Учить видеть и определять, что обозначает определенная эмоция;

3. Расширять эмоциональный словарь;

4. Создавать ситуации, в которых взрослые и дети могут разговаривать о том, что они чувствуют, когда и почему.

Помимо эмоциональной сферы игра развивает память, внимание, ассоциативное мышление, речь, зрительное восприятие.

Игра состоит из набора карточек, на которых не только написаны чувства, но и изображены ситуации, в которых человек может их испытывать. Такие карточки задействуют различные каналы восприятия и позволяют быстро и легко запоминать информацию. Этим же обусловлена и игровая форма: она поможет включить ассоциативную память детей. Ребенок будет запоминать ситуацию на карточке, чувство и процесс игры.

С виду семейка Гномс совершенно обычная: мама, папа, сын, дочка. Необычно только то, что, когда один из них попадает в какую-то ситуацию — не важно, приятную или нет — и испытывает какое-то чувство, со всеми остальными членами семьи тоже что-нибудь обязательно случается, и они испытывают похожие, иногда более сильные, иногда послабее чувства, т. е. чувства различаются интенсивностью.

Игрокам предстоит собрать линейку чувств (например, раздражение — злость — гнев — ярость).

Интенсивность чувств — от самой слабой до самой сильной.

У каждой линейки чувств на карточке — рамка своего цвета. В игре всего 10 линеек чувств, все они записаны на 6 карточках-подсказках.

Заявленный возраст — от 5 лет. Можно использовать и для детей 4 лет, если упростить задания.

Правила игры

Упрощенные правила (для самых маленьких игроков) 4 лет.

Из колоды выберите несколько простых линеек, например, линейки радости, грусти, злости, страха, т. к. простые эмоции более понятны ребенку.

Остальные карты отложите в сторону. Раздайте каждому участнику карты-подсказки. Карты портреты в этой игре не задействованы.

Перемешайте используемые карты и раздайте их. Каждый игрок по очереди просит у другого карту из какой-нибудь линейки. Если у того эта карта есть, он обязан ее отдать. Если игрок получает нужную карту, то он продолжает ход. В противном случае ход переходит к следующему. Как только игрок собирает 4 карты одной линейки, он должен громко сказать «Семейка Гномс. (например, злится)» и объяснить из-за чего семейка испытывает ту или иную эмоцию, и выложить перед собой собранную линейку. При этом, нам становится понятно, какой опыт испытывал ребенок в своей жизни.

Игра заканчивается, когда все линейки собраны в полном составе. Выигрывает тот, кто соберет больше всего линеек.

Пример психологического упражнения с набором:

«Мне помогает, мне мешает.»

Для того, чтобы помочь детям и взрослым понять, что каждое чувство может как помогать, так и мешать, можно использовать следующее упражнение. Возможно, в начале упражнения детям понадобится помощь.

Для детей помладше лучше отобрать в колоду достаточно однозначные чувства — злость, радость, страх, обида. Для старших детей и взрослых подойдут карты с более сложными чувствами (отчаяние, стыд, горе).

Лучше, когда участников больше трех, но можно играть и вдвоем.

Инструкция: положите колоду с чувствами на середину стола. Каждый участник тянет карту и говорит, в каких ситуациях ему это чувство мешает, а в каких помогает. Обсудите с участниками, какие чувства могут стать для них ресурсами в преодолении трудностей.

Упражнение, тренирующее память, внимание, концентрацию.

На столе лежат карточки рубашкой вверх, ребенок должен выбрать карточки из одной линейки по памяти. Лучше положить 8 или 12 карточек, 3 по 4.

А теперь давайте с Вами поиграем в каждую игру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, хотелось бы сказать, что именно в игре целесообразно развивать эмоционально-волевую сферу ребенка, поскольку она является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Умение быть чутким и добрым к другим невозможно без умения быть чутким и добрым к себе. Если понимаешь себя, то лучше понимаешь и других. Человек, который понял себя становится более открытым для других, учится принимать других такими, какие они есть. И в память о нашей встрече я хотела бы подарить вам небольшие сувениры.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Макет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации.Макет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации. Прежде чем приступить к описанию нашего опыта, вспомним некоторые теоретические положения. Мелкая моторика- точные, скоординированные движения.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр
Опубликовано: 28 апреля 2020 в 16:38
+185Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр» (включая файлы) размещена пользователем Кира Жиляева (УИ 2095964) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 48.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД