Ольга Грунина
Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
«ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ.
Многие педагоги отмечают, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Публикация «Презентация „Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
3 слайд
ПРОБЛЕМА
В детском саду мы все чаще сталкиваемся с тем, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые несдержанны, вспыльчивы, проявляют склонность к агрессии, не желают делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Есть дети, которые во многом инфантильны и им сложно воспринимать нормы и правила поведения, поэтому к таким детям необходим особый подход, с более подробным объяснением их поступков, действий, подсказка правильных решений, чтобы сформировать у ребёнка культуру правильного поведения.
Для решения этой проблемы в коррекционно-развивающей работе по социально-эмоциональному развитию детей одну из важных ролей занимает художественная литература. Использование сказок и стихов, пословиц, поговорок – это действенное средство в коррекции эмоционально – нравственной сферы у ребёнка – дошкольника
4слайд
Развивая речь,мышление ребенка, мы oднoвременнo спoсoбствуем и развитию егo эмоционального интеллекта.
5Слайд
Задачи по развитию эмоционального интеллекта, мышления, речи дошкольников Сформировать интерес к художественной литературе.
Расширять и активизировать словарный запас детей.
Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
Развивать творческие способности у детей.
Обогащать эмоции детей, вызывая сочувствие герою, сопереживание, радость, восхищение
6слайд
Основные направления деятельности
• Создание речевой среды
• Работа с детьми
• Работа с родителями
• Работа с социумом
7слайд
Речевая развивающая среда
Центр Читателя
Центр Речи
Уголок «Моё настроение»
ЦентрТеатра
слайд
8 слайд
Цель организации книжного уголка в детском саду — создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы.
Содержание книжного уголка- разделы : сказки, книги о детях, о природе, энциклопедии, читаем по слогам
Дети находят книгу по своему вкусу, знакомятся с авторами и иллюстраторами книг
По книгам-самоделкам учатся воспроизводить последовательность событий
После прочтения или просмотра сказки ребенок может раскрасить иллюстрацию или нарисовать любимого сказочного героя в альбоме «По следам художественных произведений»
9 слайд
Задача детского сада и семьи – выявить потенциал художественной литературы, рекомендованной для развития эмоционального мира ребёнка дошкольного возраста.
Грамотно организованное чтение художественной литературы с дошкольником будет способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка, «воспитанию добрых чувств».
10 слайд
Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей.
11 слайд
Рассказы о детях раскрывают перед ребятами мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Ребенок учиться сопереживать им, верить в силы добра, приобретает уверенность. С помощью художественной литературы можно воспитывать ребенка, помогая ему преодолевать негативные стороны формирующейся личности.
12 слайд
Большой интерес у детей моей группы вызывают рассказы о ребятах- чтение произведения Н. Носова «Живая шляпа» мы провели так
Цель и задачи:
Цель:
Погрузить ребенка в мир героев художественного произведения
Задачи:
Знакомить детей с содержанием произведения
Формировать желание высказывать своё мнение, обосновывать его
Стараться понять и почувствовать эмоциональное состояние героев (радость, грусть, злость, обиду, переживать и радоваться вместе с ними
13 слайд
1. Приветствие
Игра «Шляпа»
Задачи:
-Формировать умение вежливо общаться со сверстниками и взрослыми;
-Расширять представления детей о взаимоотношениях между людьми;
- Развивать диалоговую форму речи.
14 слайд
Вхождение в тему
1. Загадка: Чтобы знаний набираться,
Чаще обращайся к ней.
Никогда не расставайся,
Станешь с ней в сто раз умней (книга)
2. Знакомство с писателем
3. Чтение
4. Беседа -главная ее цель- вызвать ребёнка на диалог, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.
-Улыбка или испуг появляются на ваших лицах во время слушания? Почему нам смешно, а мальчикам?
-Какие чувства испытал котёнок?
-Почему Вадик обнимает кота?
15 слайд
«Расскажи о ситуации»
Цель: формировать умения понимать ситуацию и подбирать соответствующую персонажу эмоцию.
Ход игры: ребёнок выкладывает подходящую эмоцию, описывает ситуацию,
называет психоэмоциональное состояние человека.
16 слайд
Танцевально-ритмическое упражнение «Живая шляпа»
Каждый ребёнок выбирает себе шляпу, представляет себе, какой характер может быть у человека, надевшего эту шляпу, какую эмоцию вызывает она.
17 слайд
Игра «Моё воображение»
В коробочку надо собрать разные предметы, способные передать, напомнить, вызвать ассоциацию с чувством, например, радости. Таким образом, мы помогаем ребенку знакомиться с собой, с миром своих ощущений и эмоций.
18 слайд
Дети рисуют разные шляпы, рассказывают о той, которую нарисовали.
19 слайд
Мимические упражнения
Н. Носов замечательный детский писатель, он так хорошо понимал детей, и так точно и красочно описывал их чувства в разных жизненных ситуациях,
что мы с вами легко могли представить их в своем воображении. Эти
чувства, которые Вадик и Вовка испытывали в течение всего рассказа
называются эмоции.
- Что почувствовали Вова и Вадик, когда шляпа поползла? (страх)
-Покажите, как они испугались?
20 слайд
Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.
Игра-драматизация отрывка рассказа обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, его переживаниями, эмоциями.
21 слайд
Рефлексия
22 слайд
Развитие эмоций будет эффективным, если одновременно развивать интонационную выразительность, эмоциональный отклик на художественное произведение и героев, мимику, пантомимику, жесты и восприятие детьми эмоциональных состояний других людей.
23 слайд
Дидактические игры, материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчают детям овладение связной речью, делают рассказы чёткими, связными и последовательными, оказывают положительное влияние на развитие памяти, внимания, мышления, перессказывание по книжкам- малышкам заставляют проговаривать эпизод, изображенный на картине
24 слайд
Дидактические игры, материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчают детям овладение связной речью, делают рассказы чёткими, связными и последовательными, оказывают положительное влияние на развитие памяти, внимания, мышления, перессказывание по книжкам- малышкам заставляют проговаривать эпизод, изображенный на картине
25 слайд
Основная цель взаимодействия с родителями -помочь осознать ценность чтения книг как средства образования и воспитания дошкольников.
Для них подготовлены консультации, буклеты, выставки книг «Библиотеки семейного чтения», проводим дни открытых дверей, круглый стол «Ребенок и книга»
Родители приняли участие в акции «Книга в подарок»,в конкурсе «Книжка -малышка»,создании макетов
26 слайд
Взаимодействие с социумом:
Участия в конкурсах чтецов
Театр в детском саду
Литературный час с приглашением сотрудника библиотеки семейного чтени
27 слайд
Читайте детям книги! Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей.
Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день. И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них — ключ к познанию окружающего мира.
Эмоции позволяют нам эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.