Наталья Пьянькова
Мастер-класс для педагогов «Русские народные игры для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мастер-класса для педагогов ДОУ.
Тема: «Русские народные игры для детей дошкольного
возраста»
Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению с русскими народными играми для детей дошкольного возраста и методикой их проведения.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Русские народные игры для дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Русские народные игры
- Темочки
Задачи:
1. Рассказать коллегам об истории, значении, функциях русских народных игр;
2. Познакомить с игровым репертуаром и методикой педагогического руководства;
3. Пополнить РППС групп детей дошкольного возраста картотеками русских народных игр.
Разработала и провела: воспитатель Пьянькова Н. А.
Участники: педагоги ДОУ.
Время проведения: 20 июля 2016 г.
Материалы и оборудование: фартук, платок; картотеки русских народных игр для детей младшей, средней, старшей, подготовительной групп; фотоаппарат.
Ход мастер-класса :
Мастер-класс проводится на улице. Педагоги располагаются в беседке.
-Уважаемые, коллеги, здравствуйте! Тема моего самообразования в этом учебном году была: «Развитие речи детей раннего возраста посредством русского народного творчества». Средствами русского народного творчества являются потешки, прибаутки, заклички, сказки и, конечно, русские народные игры для детей.
I этап - теоретический.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка интереса к национальной культуре и традициям. Этот процесс проходит наиболее оптимально через народное творчество. Через него ребёнок не только овладевает родным языком, осваивая его красоту и лаконичность, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе опыт человечества, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это делает народное искусство универсальным средством социализации. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности детей, насколько это возможно.
Русская народная игра имеет многовековую историю. Игры сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции русского народа. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, в салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; катались на лошадях по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у подрастающего поколения и развивают физическую культуру. Русские народные игры доставляют детям большое удовольствие, заставляют много двигаться и требуют ловкости, находчивости, смекалки и упорства.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, прибаутками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший игровой фольклор.
С помощью русских народных игр решаются следующие задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста :
1. Знакомство с народными праздниками, входящими в русский народный календарь, с историей их возникновения;
2. Развитие координации движений, мышечного тонуса, артистических умений;
3. Развитие инициативы, организаторских и творческих способностей у детей.
Функции русской народной игры : исторически, прежде всего, развлекательная, потом воспитательная, коммуникативная. Также народная игра - это отличное средство эмоциональной разгрузки для ребенка. Самые разнообразные народные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры. Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции : семейные, трудовые, празднично-игровые.
II этап - практический.
- Уважаемые коллеги, основным условием успешного внедрения русских народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
При выборе игр для детей следует учитывать следующие факторы (по Г. И. Батуриной и Г. Ф. Кузиной) :
1. Возраст играющих. Для младших дошкольников следует выбирать наиболее простые игры, постепенно усложняя их к старшему возрасту за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в котором участие педагога обязательно. Детям еще сложно контролировать свои движения, поэтому пример взрослого необходим.
2. Место для проведения игр. Народные игры могут проводиться в группе, в зале, на воздухе. Если они проходят в помещении, его необходимо хорошо проветрить.
3. Количество участников игры. Необязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей на подгруппы. Участие в игре должно быть интересно для каждого ребенка.
4. Инвентарь для игр должен быть подготовлен заранее в достаточном количестве.
5. Знание правил игры. Объясняя детям правила, воспитатель должен встать так, чтобы его все видели. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (действие очень многих народных игр происходит в круге - хоровод, но не в его середину. Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов и всего игрового действа.
6. Выбор водящего лучше всего делать с помощью считалок, которые нравятся детям. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить.
Игра должна быть вовремя закончена. Оснований для этого много: интерес детей к игре, физическая нагрузка, полученная во время игры, режимные моменты дня. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям, чтобы у них сохранилось желание поиграть в нее еще раз. Любая игра завершается подведением итогов. Главное здесь - это мнение детей. Воспитатель обращается к детям с вопросами: понравилась ли игра, что в ней было наиболее интересного, кто из детей был самым ловким и быстрым.
- А сейчас, уважаемые коллеги я предлагаю Вам окунуться в мир русских народных игр, превратиться в детей и немного поиграть.
Игра 1 «Бабушка Маланья» (см. Приложение, фото 2)
В эту игру можно играть как всей группой, так и небольшими подгруппами. С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга, на него надевают фартук и платок (бабушка Маланья). Игру можно начинать вводить с младшей группы (3-4 года).
Цель игры : приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость. Эта игра может также использоваться как корректирующая для снятия эмоционального напряжения.
Материалы: фартук и платок.
Ход игры : Дети идут хороводом, имитируя движения и приговаривая:
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей (дети встают лицом в круг)
И все без бровей. (дети закрывают ладонями брови)
Вот с такими глазами, (широко раскрывают глаза)
Вот с такими ушами, (показывают уши, как у слона)
Вот с такой головой, (соединяют руки над головой)
Вот с такой бородой! (показывают длинную бороду)
Они не пили, не ели,
Целый день сидели, (дети присаживаются)
Друг на друга смотрели, (поворачивают голову в разные стороны)
Делали вот так!
При последних словах ведущий показывает какое-либо движение, а игроки пытаются повторить. Кто лучше всех скопировал движение,
становится ведущим. Движение должно быть забавным.
Игра 2 «Кукушка» (см. Приложение, фото 3)
Игру начинают со среднего возраста (4-5 лет). С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга. Ему завязывают платком глаза.
Цель игры : развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость.
Материалы: платок.
Ход игры : Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют:
К нам кукушка в огород
Прилетела и поет.
Ты кукушка не зевай
Кто кукует отгадай.
Дети останавливаются. Воспитатель показывает на того, кто
будет куковать. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен
угадать по голосу. Тот, чей голос узнали, становится водящим.
Заключение.
-Уважаемые коллеги, в завершить мастер-класс хочется известным
изречением: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь,
как и чем играют его дети. Многое из того, что было характерно
для быта русского народа, с веками исчезло, но кое - что
сохранилось лишь в детских играх.
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник
радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни
людей, поэтому наша с Вами задача, как педагогов, сделать этот
вид деятельности частью жизни детей в детском саду, тем самым
сохраняя наши народные традиции.
Воспитателям раздаются картотеки русских народных игр,
подобранных в соответствии с возрастом детей. (см. Приложение, фото 4). Практическая значимость данных картотек заключается в том, что они создают условия возрождения народных игровых традиций и помогают делать досуг детей содержательным и полезным.
Спасибо за внимание!