Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Совместная деятельность воспитателя с детьми в обучении навыкам сотрудничества»

Алена Сивкова
Мастер-класс для педагогов «Совместная деятельность воспитателя с детьми в обучении навыкам сотрудничества»

Наш мастер-класс мне бы хотелось начать с высказывания автора книги «Революция в обучении», современного телеведущего 22 международных телевизионных программ по обучению - Гордона Драйдена :

У каждого из нас есть свой любимый

способ обучения и любимый стиль работы.

Кто-то относится к ученикам-зрителям.,

других можно назвать «аудиоучениками»

Кто-то «печатно ориентирован» : учится,

читая книги. Кто-то «интерактивен» :

учится, взаимодействуя с другими.

1. Уважаемые коллеги, а вы себя к какой относите группе учеников?

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Совместная деятельность воспитателя с детьми в обучении навыкам сотрудничества“» размещена в разделах

2. Давайте, поступим следующим образом, поднимите руки те кто относит себя к ученикам – зрителям?

А присутствуют ли здесь аудиоученики?

А кто печатноориентирован?

А есть ли здесь интерактивные ученики?

3. А как вы считаете, какой способ обучения наиболее актуален? И почему?

Да, действительно в условиях реализации стандарта нового поколения ключевой идеей является реализация системно-деятельностного подхода, а это значит перед нами, педагогами, одной из ключевых задач является - сформировать у детей навыки общения в группе и коллективе, а так же со взрослыми.

И поэтому наш мастер-класс звучит так :

«Сотрудничество – путь к успеху»

- Как вы понимаете термин «Сотрудничество»?

Дружба

Равенство

Партнерство

Коллективизм

Взаимодействие Коммуникация

Контакт

Кооперация

Сосуществование

Симпатия

Конкуренция

Взаимопомощь

Общение

Доминирование

Существует много определений сотрудничества, предлагаю вам несколько вариантов высказываний, подумайте и скажите, которое из определений, в полной мере раскрывает, что такое сотрудничество.

1. Сотрудничество - идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопомощь и взаимоподдержку. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова [29] выделяли, что сотрудничать - работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле.

2. По мнению Дьяченко, сотрудничество - наивысший уровень согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки организация субъект - субъектных отношений в совместной деятельности.

3. Большой энцеклопедический словарь

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА - направление педагогической теории и практики воспитания. Оформилось в сер. 80-х гг. как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе. Ориентирует учителя на совместную творческую работу с учащимися.

4. Обучение в сотрудничестве кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого- социальной - в ходе выполнения задания формируется культура общения. Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения: деятельность - взаимодействие - общение - контакт (по А. А. Леонтьеву). Практически это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.

5. Е. М. Фадеевой: сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-либо задачи, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдаются интересы обеих сторон.

Если обратиться к психологическому словарю:

- СОТРУДНИЧЕСТВО - форма взаимодействия педагога и детей, в котором совместно ставится и решается проблема, умственная задача.

- Между какими субъектами может быть выстроено сотрудничество в воспитательно – образовательном процессе?

(воспитатель - ребенок, ребенок - ребенок, я-я)

Уважаемые коллеги, организуя сотрудничество мы должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Реализуемая в нашем детском саду основная общеобразовательная программа, которая основана на примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой так же указывает на необходимость развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста.

Технология сотрудничества заключается в том, что прежде чем устанавливать деловые взаимоотношения со сверстниками, ребенку необходимо освоить способы взаимодействия с другими людьми, что прописано и в ФГОС в целевых ориентирах в социальных и психологических характеристиках личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Коллеги, как вы считаете, а умеете ли Вы сотрудничать?

Давайте проверим:

Игра «Пчелы и змеи»

1. Я предлагаю всем участникам сейчас поделить на две группы.

2. Левая от меня команда – будет называться пчелы, правая от меня команда будет называться – змеи.

3. Вам необходимо выбрать своего короля.

4. Королей я попрошу выйти из комнаты и подождать полминуточки, я вас позову.

5. Ваша задача спрятать предметы. Пчелы прячут условную банку мёда, а змеи прячут условную ящерицу.

(Приглашаем королей)

6. Дорогие короли, мы спрятали два предмета, которые вам необходимо найти. Король пчел будет искать мед, а король змей - ящерицу.

7. А вы Пчёлы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчё лы должны жужжать: жжжжжжжж… Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.

8. Помните, что во время игры никто не должен что-либо говорить.

Вопросы:

- Как вы чувствовали себя в роли короля пчёл (змей?

- Ваши группы хорошо вам помогали?

- Вы остались довольны вашими подданными?

- Пчёлы, как вы взаимодействовали друг с другом?

- Змеи, вы как взаимодействовали друг с другом?

- Что необходимо сделать, прежде, чем начать искать?

1 правило : Определить конкретную цель (задание) (т. е., что нужно было искать конкретно)

Следующее упражнение называется "Неожиданные картинки"

1. Дорогие коллеги, я предлагаю всем встать в круг.

2. У вас на столе лежит листок – подпишите его, переверните. (звучит музыка)

3. Нарисуйте какой-нибудь рисунок. (музыка остановилась)

4. А теперь свой рисунок передайте по часовой стрелке соседу, дорисуйте что-нибудь.

5. Снова обменяемся рисунками.

Вопросы:

- Нравится ли вам рисунок, который вы начали рисовать?

- Понравилось ли вам дорисовывать чужие рисунки?

- А можем ли мы этот прием использовать на своих занятиях?

Правило 2: Определить последовательность (алгоритм действий) и роли участников.

Игра «Рисунок в два этапа»

1. Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга.

2. Положите между собой лист ватмана и поставьте фломастер в центр листа и, не отрывая руку, закройте глаза.

3. В течении минуты (пока звучит музыка) вы будете путешествовать фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги.

4. Рисуйте во все стороны, пока вам не покажется, что нарисовано на бумаге.

5. Если хотите, вы можете разговаривать при этом с друг с другом.

6. Завершить рисунок и решить, как Вы его назовете.

Вопросы:

- Понравилось ли Вам рисовать с закрытыми глазами?

- Вы, каким образом, находили общий язык со своими партнерами?

- Насколько Вы довольны своим рисунком?

- Вам, сложно было придумать название вашей картины?

Правило № 3: Принимать совместное решение, учитывая мнение других.

Поскольку педагогическая технология развития у дошкольников навыков сотрудничества в программе отсутствует, мы предлагаем использовать методические подходы Елены Михайловны Фадеевой.

В основе технологии лежит этапность обучения детей навыкам сотрудничества. Освоение детьми одного этапа зависит от другого.

Этих этапов – четыре:

1 этап (младший дошкольный возраст) : направлен на обучение детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели.

Оптимальный на этом этапе обучения сотрудничеству вид деятельности - продуктивный : аппликация, конструирование, лепка, а так же сюжетно – ролевая игра. Содержание деятельности должно быть хорошо знакомо детям, навыками деятельности на этом этапе дети владеют на уровне самостоятельности (в таком случае внимание ребенка концентрируется на партнере, а не способах деятельности). Форма организации – совместно-индивидуальная.

2 этап (средний дошкольный возраст) : направлен на обучение способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля.

По-прежнему оптимальной для обучения сотрудничеству является продуктивная деятельность : аппликация, лепка, конструирование, рисование, сюжетно – ролевая игра, а так же можно использовать организацию детского труда (хозяйственно-бытового, ручного, самообслуживания). Форма совместной деятельности - совместно-последовательная, в микро группах по 3 – 5 человек.

3 этап (старший дошкольный возраст (5-6 лет) : направлен на обучение способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведение спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развитие контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за коллективный результат.

Детские объединения используются уже не только в продуктивной, но и других видах деятельности : познавательной, физической и пр. Форма организации – совместно-взаимодействующая, в микро группах из 3 – 4 человек.

4 этап (старший дошкольный возраст 6 – 7 лет) : самостоятельное использование способов сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности. Включение заданий для совместного выполнения во все виды занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности. Организация в микро группы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей.

А сейчас предлагаю вам всем объединиться в пары, с рядом сидящим.

Поиграем в игру «Я-дрозд, ты-дрозд»

Глядя в глаза друг другу, говорят слова:

«Я-дрозд, ты - дрозд, у меня - нос, у тебя - нос» (дотрагиваются до своего носа и носа соседа)

«У меня - гладкие, у тебя - гладкие» (гладят щеки)

«У меня - сладкие, у тебя – сладкие» (дотрагиваются до губ)

После обнимаются и меняются парами.

Подобные игры используются на первом этапе и учат детей взаимодействовать со сверстниками, способствуют сплочению детского коллектива.

Поиграем в игру «Сколько?»

Я вам буду задавать вопрос, а вы в своей паре должны показать ответ на пальцах, причем не договариваясь об этом словесно, а только глядя друг на друга.

- Сколько ушей у зайчат?

- Сколько ножек у стола?

- какая по счету среда?

- сколько будет 5-3?

Данный игровой прием, развивает умение согласовывать действия с партнером, помогает снять эмоциональное напряжение детей.

А сейчас, предлагаю вам следующий игровой прием. «Чашки»

Мне нужно 2 педагога

Один из вас звонит по телефону другому и говорит, что у него разбилась чашка. Просит купить такую же и описывает её. А вы должны по описанию зарисовать чашку. Договоритесь, кто будет звонить, а кто рисовать. Тот кто звонит, тоже прорисовывает у себя заданный образец. После чего вы сравниваете результат.

Этот игровой прием направлен на развитие умения распределять действия, учитывать возможности партнера, принимать на себя роль и действовать в ее рамках.

Данные игровые приемы для обучения сотрудничеству можно использовать в режимные моменты.

Технология обучения дошкольников навыкам сотрудничества со сверстником используется чаще всего в ходе непосредственно образовательной деятельности по следующему алгоритму предложенного нам Е. М. Фадеевой

Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, имеют особую структуру:

1. На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?»

Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребенок хочет высказаться. Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить кто прав, через реальные действия: «вот попробуем выполнить, и увидим, кто из нас был прав»

2. Второй структурный элемент НОД – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом. Это, прежде всего – работа в парах. Другая форма сотрудничества детей – это деятельность в микрогруппах.

Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.

Групповая поддержка, возможность действовать заодно с другими, вызывают у детей, чувство защищённости, которое облегчает любой шаг в неизведанное, даже в такие напряжённые ситуации, как выход к доске (мольберту) или ответ с места.

3. Третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно, на отдельном материале.

4. Четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки.

Технология сотрудничества предполагает поэтапное введение средств и способов взаимодействия, а так же форм контроля и оценки.

Второй этап технологии обучения детей сотрудничеству основывается на совместно - последовательной деятельности.

Совместно – последовательная деятельность в ОД представляет собой два основных этапа:

1. индивидуальная работа ребенка над элементом, частью общего изделия, продукта деятельности;

2. последовательная работа, связанная со сборкой, определенной операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

- Сейчас мы с вами попробуем проиграем непосредственно образовательную деятельность в технологии сотрудничества построенную на совместно – последовательной деятельности.

Обратите внимание на спинки ваших стульев, у кого есть картинка, прошу выйти.

На столах лежит алгоритм проведения непосредственно образовательной деятельности, он вам поможет понять организацию совместно – последовательной деятельности, в данной НОД и определить к какому этапу совместно – последовательной деятельности относится наша НОД.

Мотивация: Посмотрите у меня на столе лежат продукты. Как вы думаете для чего? Что можно из них приготовить прямо сейчас?

Целепологание: мы будем с вами готовить канапе. Согласны со мной?

Предлагаю вам приготовить фруктовое канапе и канапе из колбасы сыра и хлеба.

Планирование:

-С чего начинем готовить канапе? Нарезают продукты: хлеб, сыр, колбаса; груша, яблоко, банан.

- Какой следующий этап изготовления? (нанизывают все на шпажку)

- А затем что можно сделать? (оформить на тарелке).

(по каждому действию выставляется карточка-схема)

Мотивация к объединению:

- Теперь, давайте посмотрим, сколько операций у нас получилось? (5)

- Значит, по сколько человек будем объединяться?

Выбор способа к объединению: им можно предложить свой или они выбирают сами (картинки выбирают)

У вас в руках картинки с изображением разных продуктов. Предлагаю объединиться в две подгруппы. Одна подгруппа будет делать канапе из фруктов, а другая из колбасы и сыра.

Конкретизация групповой цели:

Ваша группа какое канапе будет готовить? А ваша?

Распределение деятельности : договоритесь в своей группе: кто, какую операцию будет выполнять.

Проговаривание индивидуальной цели:

Договорились? Вы что будете делать, а вы что? (каждый озвучивает индивидуальную цель)

Организация рабочего стола:

Раз мы все распределили то можно приступать к работе.

- А теперь подойдите к столам и возьмите все, что вам нужно для работы и можете приступать к работе.

Осуществление деятельности

Пауза (музыка)

Оценка результата: Получилось у вас канапе? Вы легко договорились кто что будет делать?

Скажите, пожалуйста, хорошо ли вам было вместе работать?

Рефлексия:

Если, вы довольны полученным результатом, то вы - улыбнитесь

Если, вам было не интересно, то вы наклоните голову вниз

Спасибо за участие.

Теперь уважаемые коллеги ответим на вопрос: к какому этапу совместно – последовательной деятельности относится просмотренная НОД?

В ходе совместно – последовательной деятельности в НОД при обучении дошкольников навыкам сотрудничества решаются следующие задачи:

• Формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе.

• Развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий.

• Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

Таким образом, технология сотрудничества имеет огромный развивающий потенциал. Создает условия для речевой и познавательной активности каждого ребенка, его самореализации, повышает интерес к познавательной деятельности, формирует предпосылки учебной деятельности, открывает возможности взаимного обучения. В процессе реализации технологии сотрудничества дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само- и взаимоконтроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь.

Итак, делаем общий вывод. В ходе нашего мастер-класса мы выделили

3 ключевых правила.

1 правило : Определить конкретную цель (задание) (т. е., что нужно было искать конкретно)

Правило 2: Определить последовательность (алгоритм действий) и роли участников.

Правило № 3: Принимать совместное решение, учитывая мнение других.

Используете ли вы эти правила на практике?

А для того, чтобы подвести итог нашей работы, я предлагаю вновь поработать в парах. Вам необходимо составить общее мнение о нашем мастер-классе начиная со слов «Мы хотим сказать…»

Рефлексия:

Уважаемые коллеги, мастер-класс подошел к завершению. А сейчас я попрошу вас, выполнить ряд моих указаний, если вам:

- очень понравилось, получили много интересной информации - руки вверх,

- занятие обычное, не было никакой полезной информации - голова вниз

- не интересное, не было никакой полезной информации - закрыть лицо руками

Публикации по теме:

«Уж небо осенью дышало…» Совместная деятельность педагога с детьми и совместная деятельность родителей и детей (фотоотчет)«Уж небо осенью дышало…» Совместная деятельность педагога с детьми и совместная деятельность родителей и детей (фотоотчет) Красивое время года "Осень". Сколько интересного и полезного можно увидеть,собрать и воплотить в творчество. Для творческих работ использовался.

Совместная деятельность воспитателя с детьми «Дождик капает» (фотоотчет)Совместная деятельность воспитателя с детьми «Дождик капает» (фотоотчет) Дождь шагал на длинных ножках По асфальтовой дорожке, А под ним шагали чинно Папин зонт и мальчик Дима. Рисование нетрадиционными техниками.

Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционных техник при обучении детей рисованию»Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционных техник при обучении детей рисованию» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах применения нестандартных подходов к организации изодеятельности детей дошкольного возраста,.

Мастер-класс для воспитателей «Новогодняя игрушка из природного материала». Совместная деятельность для педагогов и детейМастер-класс для воспитателей «Новогодняя игрушка из природного материала». Совместная деятельность для педагогов и детей Мастер класс для воспитателей. «Новогодняя игрушка». Совместная деятельность для педагогов и детей. Изготавливая, такую игрушку вы получите.

Совместная деятельность воспитателя с детьми. Создание книжки-малышкиСовместная деятельность воспитателя с детьми. Создание книжки-малышки Хочу поделиться своей работой с детьми во второй половине дня. Я предложила детям создать свою групповую "книжку-малышку" под названием.

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшей группы «Весна, весна на улице» Задачи: Продолжать закреплять словарь по теме «Весна» Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза (3-х звуковые слова, продолжать.

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего возраста «Коллаж из детских рисунков к Дню России»Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего возраста «Коллаж из детских рисунков к Дню России» Цель деятельности: воспитание патриотических чувств, любви к своей родной стране. Задачи: - развиваем творческое воображение; - развиваем.

Совместная деятельность воспитателя с детьми второй младшей группы «Экран доброты»Совместная деятельность воспитателя с детьми второй младшей группы «Экран доброты» Программное содержание: Образовательные задачи: • Учить определять по мимике эмоциональное состояние. Закрепить знание эмоций - страх, радость,.

Совместная деятельность воспитателя с детьми. Знакомство с творчеством В. М. Васнецова Совместная деятельность воспитателя с детьми. Знакомство с творчеством В. М. Васнецова. Программное содержание. - Расширять знания детей.

Совместная деятельность воспитателя со взрослыми и детьми среднего дошкольного возраста «Кукла своими руками» (мастер-класс)Совместная деятельность воспитателя со взрослыми и детьми среднего дошкольного возраста «Кукла своими руками» (мастер-класс) Цель: Способствовать гармонизации взросло-детских взаимоотношений, приобщая к народной культуре через совместное творчество. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Совместная деятельность воспитателя с детьми в обучении навыкам сотрудничества»
Опубликовано: 11 февраля 2016 в 10:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД