МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе»

елена николаевна кузургашева
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе»

1. Презентация педагогического опыта.

Уважаемые коллеги! Я хочу представить вам мастер-класс по теме :

«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе».

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи. Овладение речью в дошкольный период составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности - коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр. К сожалению в последнее время всё больше появляется детей с речевыми нарушениями и это не только врождённые патологии, но и недостаток речевого развития. Родители перестали читать детям книги, говорить с ними на различные темы, играть в речевые игры. Можно сказать, что появился дефицит речевого общения.

Наблюдая за детьми в разных видах деятельности было обращено внимание на недостаточное речевое развитие детей : диагностика речевого развития показала, что в старшей группе 22% детей имели низкий уровень, 78% средний уровень. Для определения уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста были использованы три методики Ф. Г. Даскаловой, В. И. Яшиной, Н. И. Гуткиной.

Была определена цель деятельности с детьми: повышение эффективности работы по развитию речи старших дошкольников в педагогическом процессе. Намечены задачи:

1. Развивать речь детей дошкольного возраста в процессе применения разнообразных методов и приемов, в различных видах детской деятельности.

2. Обогащать жизненный опыт детей; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.

3. Дать детям представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых ситуациях; о структуре связного повествовательного высказывания.

4. Развивать стремление обсуждать увиденное, делиться своими впечатлениями, переживаниями.

5. Повышать качество работы с детьми по развитию речи.

Выбраны методы и приёмы,которые способствовали эффективности работы по речевому развитию в организованном образовательном процессе.

В результате проведенной работы повторный мониторинг показал, что 15 % детей имеют высокий уровень развития речи, 73% средний, и 2% низкий уровень. Высокие результаты были достигнуты в результате обогащения словарного запаса детей притяжательными и относительными прилагательными, глагольными формами, наречиями, местоимениями.

2. Представление системы учебных занятий

Поставленная цель и задачи решались, в процессе образовательного процесса в различных видах деятельности, в которых создавались условия для высокой речевой активности детей.

Был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме:технологические карты мероприятий, наглядно-методические пособия, картотека речевых игр и упражнений.

В процессе развития речи дошкольников взрослый выступал перед ребенком в двух основных ролях. С одной стороны, как представитель общества, который овладел нормами и образцами, который учит. С другой как равный партнер, с которым можно действовать как со сверстником, играть во все детские игры и забавы. Весь образовательный процесс был построен на применении игрового метода как ведущего.

Методами развития речи у детей дошкольного возраста являлись : общение со взрослыми; общение со сверстниками; дидактические игры и упражнения; игры-инсценировки; наблюдения; природа; материальная культура; педагогически обоснованная дидактическая обстановка; экскурсии; социальная среда; игра; труд, загадки. В интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовывали развивающую предметно-пространственную среду, предоставляли им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые поддерживали бы разнообразную деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивали их язык.

Осуществлялся дифференцированный подход. Заранее намечали, кого спросить, продумывали задания в соответствии с силами и возможностями каждого, поэтому в рассказах детей впоследствии проявлялась их индивидуальность, воображение.

Комплексный подход заключался в том, что при общении с детьми в быту, в играх, самостоятельной деятельности непременно обращали внимание на особенности их речевого развития : образность, выразительность, навыки связной речи, недостатки произношения отдельных звуков. Уделяли большое внимание исправлению ошибок в речи детей, помогали найти их.

Вся работа осуществлялась в сотрудничестве с родителями воспитанников. Для них проводились консультации, мастер – классы, разрабатывались рекомендации проводились совместные мероприятия.

3. Проведение имитационной игры

Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю вашему вниманию те методы и приёмы, которые я использую в своей работе. Скажите, Вы любите сказки? Конечно же, мы как и наши дети любим сказки. Хочу вам предложить волшебный цветок «Цветик-семицветик», он поможет мне показать вам наиболее интересные приёмы моей работы.

Говорю:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

От тебя ответ мы ждём,

какой в развитии речи эффективен метод или приём.

Уважаемые коллеги я предлагаю вам выбрать понравившийся вам лепесток.

1-й лепесток игра «Лови- бросай и быстро называй»

Мастер : Предлагаю Вам игру на расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти. Объясняю вам правила игры: я бросаю мяч и называю обобщающее понятие, а вы мне быстро перечисляете. Например я говорю:

Овощи и вы должны называть несколько овощей. (Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.)

Фрукты: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Ягоды: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Деревья: Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь.

Кустарники : Сирень, смородина, крыжовник, шиповник, калина, боярышник.

Транспорт и т. д.

2-й лепесток игра «Слово наоборот»

Слова.

Мастер : Предлагаю игру на умение подбирать слова, обозначающие признаки предметов с противоположным значением.

1 вариант

Я раздаю карточки, а вы должны подобрать к карточке пару с противоположным значением, назвать и объяснить.

2 вариант

Я предлагаю вам переставить буквы заданного слова наоборот и назвать его. :

Кот –ток; нос – сон; год – дог; лес-сел; мир – Рим; кит – тик; Аня- Яна.

Слова:

3-й лепесток игра «Волшебные очки».

Мастер : Эта игра на развитие творческого воображения, умения составлять описательные рассказы. У меня есть «волшебные очки», которые могут предсказывать будущее и рассказать, что же произойдет, когда наступит (зима, весна, лето, осень).

Слова:

4-й лепесток «Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе. На столе стоит ваза. и т. д.

Слова:

5-й лепесток лепесток игра «Шкатулка со сказками»

Мастер : Предлагаю игру на развитие связной речи, творческого мышления, закрепления сказок. Насколько вы знаете сказки, мы сейчас и проверим. Назовите сказку, с которой связаны эти предметы, и докажите. (Из шкатулки достаю картинки)

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

-Коса, заяц, лиса. («Заюшкина избушка»).

-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).

-Мороз, девочка, собачка. («Морозко»).

-Муха, самовар, комар. («Муха-цокотуха»)

-Прорубь, щука, печка. («По щучьему веленью»).

- Сани, рыба, лиса. («Волк и лиса»).

Слова:

6-й лепесток

Хочу познакомить вас, коллеги с такой технологией как Сеты. Эту технологию эффективно можно использовать для речевого развития детей. В чём заключается её суть. Ребёнку представляется набор разнообразных картинок, даётся поле, в центр которого помещается какой либо центральный образ и в течение первой половины дня или второй половины дня дети на этом поле размещают вокруг него любые изображения, связанные с этим образом, объясняя, почему и как картинки взаимосвязаны. Затем, когда поле заполнено, воспитатель в отсутствие детей изготавливает картину из размещённых картинок, эта картина выставляется и дети составляют рассказы по картине. Давайте и мы попробуем с вами составить такой сет.

(Мы отдохнули, и так как у нас волшебный цветок, то у нас произошло волшебство, получилась картина. И теперь давайте по этой картине придумаем рассказ.)

Слова:

7–й лепесток Игра -«Какое слово заблудилось?».

Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен

заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».

Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело.

Забодал меня котел (козел, на него я очень зол.

На полу из плошки молоко пьет

ложка (кошка,

На полянке у дубочка собрала

кусочки дочка (грибочки).

Вкусная сварилась Маша.

(каша).

На дворе большой мороз, отморозить можно хвост, (нос).

«Испеки мне утюжок!» - просит бабушку

крючок, (пирожок. внучок)

Моделирование.

Мастер : Итак, уважаемые коллеги, вы познакомились с теми методами и приёмами, которые я использую в работе с детьми. А сейчас я вам предлагаю

дополнить технологическую карту занятия по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста, выбрав те методы и приёмы из предложенного, которые вы бы использовали в этой деятельности.

Рефлексия:

Уважаемые коллеги! Всем большое спасибо за работу. Благодарю вас за общение, и прошу оценить ваше внутреннее состояние. Вам предлагается написать мне телеграмму, в которой указать ваши пожелания и замечания, т. е. высказать своё мнение.

ТЕЛЕГРАММА Кузургашевой Елены Николаевны

В целом мастер класс прошёл___

Мне понравилось ___

Интересным для меня было (не было)___

Мои пожелания___

Публикации по теме:

Инфографика как способ визуализации учебного материала в образовательном процессе с детьми дошкольного возрастаИнфографика как способ визуализации учебного материала в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. К. Д. Ушинский Современный этап развития дошкольного образования характеризуется.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Консультация для педагогов «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образования» Современная наука не стоит на месте, и дошкольная педагогика в этом плане не является исключением. Зачастую новые знания, а тем более и.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе»
Опубликовано: 11 марта 2024 в 17:11
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД