Лучший педагог года

Мастер-класс для родителей «Блоки Дьенеша как одно из средств развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Екатерина Кормилицина
Мастер-класс для родителей «Блоки Дьенеша как одно из средств развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Мастер класс - для родителей

«Блоки Дьенеша, как одно из средств развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Цель: познакомить родителей с логическими блоками Дьенеша и технологиями игры с ними : умение кодировать и декодировать информацию о свойствах, анализировать, сравнивать, обобщать.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для родителей „Блоки Дьенеша как одно из средств развития логического мышления у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. Познакомить с пособием блоков Дьенеша.

2. Раскрыть основные задачи и цели пособия блоков Дьенеша.

3. Вызвать интерес родителей к играм «Блоки Дьенеша».

4. Показать варианты игр с блоками Дьенеша.

Оборудование: - Презентации, подборка дидактических игр, «Логические блоки Дьенеша»

Ход - мастер класса :

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер классе.

Хотелось бы начать нашу совместную встречу с вопроса: В какие развивающие игры Вы играете с детьми дома?

Сегодня Вы познакомитесь с любимыми играми наших детей с использованием логических блоков Дьенеша. Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира.

На своей практике я убедилась, что применение логических блоков Дьенеша в работе с детьми – это огромный плюс!

Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных навыков и умений как, группировать и классифицировать предметы по свойствам, дети учатся думать, обобщать и анализировать. Это особенно важно, вот народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Вот и сегодня при нашем общении я предлагаю тоже следовать древней пословице: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».

На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами.

Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх. Начнём с первого игрового задания.

Задание 1.

Рассмотрите блоки и скажите, чем они отличаются?

Воспитатель обобщает ответы родителей.

Правильно блоки отличаются :

Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

Цветом – красные, желтые, синие;

Размером – большие и маленькие;

Толщиной – толстые и тонкие.

Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Игра № 2.

-Давайте слева от себя положим все красные фигуры, справа – все синие, перед собой – жёлтые. Молодцы, справились.

-А теперь подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.

Игра № 3.

- Посмотрите, к нам пришли медвежата, давайте мы их угостим печеньем:

Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть? (квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). А сейчас печенье в лапах медвежат отличается только цветом.

В дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. Д

Игра № 4. Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек.

И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.

Игра № 5.

Игра «Собери бусы»

- По форме

- По цвету

- По форме и цвету

- По форме и величине

- По форме, цвету и величине

- По схеме

Игра № 6.

«Найди клад» или «куда спрятался щенок»

Игра № 7. Следующий этап работы с блоками это игры с обручами.

Игра с одним обручем

На полу лежит обруч. У каждого взрослого в руке один блок. Задание: по очереди расположить блоки в соответствии с заданием ведущего, например, внутри обруча - все красные блоки, а вне обруча - все остальные. Вопросы:

Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные).

Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т. к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри.

Игра с двумя обручами

На полу два разноцветных обруча (синий и красный, обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать

-внутри синего обруча,

-внутри красного обруча,

-внутри обоих обручей,

-вне красного обруча,

- внутри синего, но вне красного,

- внутри красного, но вне синего,

-вне синего и красного обручей.

Задание: расположить блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков родители отвечают на четыре вопроса:

- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

- Внутри синего, но вне красного обруча?

- Внутри красного, но вне синего?

- Вне обоих обручей?

Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.

Игра с тремя обручами

В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трем свойствам.

Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, как показано на рисунке, т. е. чтобы образовалось 8 областей.

После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т. д., предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего - все квадратные, а внутри желтого -все большие.

Рефлексия:

Какие трудности вы испытали выполняя задания? А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?

Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений.

Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:

В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.

Главное не забывать хвалить ребенка, даже если он сделал что-то на ваш взгляд незначительное.

Желаю всем удачи!

Список источников

1. Логика и математика для дошкольников под ред. З. Михайловой. – Спб. : Детство-Пресс, 1996.

2. Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. Давайте вместе поиграем – Спб. : Корвет, 2005.

3. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.

Публикации по теме:

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактический куб из фетра для развития мелкой моторики и логического мышления детей раннего возрастаДидактический куб из фетра для развития мелкой моторики и логического мышления детей раннего возраста Особенно в раннем возрасте важно развитие мелкой моторики для получения независимости ребёнка в бытовых ситуациях. Ребёнок, у которого развита.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Блоки Дьенеша как одно из средств развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 марта 2024 в 15:06
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД