Мастер-класс для родителей на городском родительском собрании «Экспериментируем дома вместе с детьми»

Ольга Нерослова
Мастер-класс для родителей на городском родительском собрании «Экспериментируем дома вместе с детьми»

Экспериментирование – это особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Детское экспериментирование оказывает огромное влияние

на развитие у дошкольников:

- логического мышления,

мыслительных операций

- памяти

- внимания

- речи

- познавательной активности,

любознательности

- самостоятельности, активности

- интереса к исследованию окружающего мира

- активизирует восприятие нового материала

Детское экспериментирование как способ познания учит ребёнка:

- принимать цель опыта и ставить её самостоятельно.

- использовать в экспериментальной деятельности сенсорные способы, имеющийся личностный опыт.

- элементарно планировать ход эксперимента и делать выводы.

- выдвигать предположения о причинах и результатах изучаемых объектов и явлений.

- замечать противоречия в суждениях.

- использовать различные способы проверки предположений (эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения, экспериментальные действия).

- делать «маленькие открытия».

- сравнивать объекты и явления по признакам сходства и различия, устанавливать частные и общие связи.

- самостоятельно применять знания при анализе ситуаций.

Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Уже в младшем дошкольном возрасте познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п.

В старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающего мир и т. п.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Экспериментируем дома.

Экспериментировать с ребёнком Вы, родители, можете и в домашних условиях. Сейчас я предлагаю Вам провести нескольких опытов, которые можно проделать дома вместе с ребёнком. Я буду взрослым, а Вы – детьми.

Опыт «Извержение вулкана»

по химическому взаимодействию веществ между собой.

Цель: формирование познавательного интереса к исследованию окружающего мира в процессе знакомства со свойствами и взаимодействию веществ.

Перед тем, как провести данный опыт, ребёнку необходимо в доступной форме рассказать о вулкане, его строении, причинах и процессе извержения.

Опыт: Взрослый предлагает ребёнку отправиться в путешествие. Спрашивает ребёнка: Где бы ты хотел очутиться? А в горах ты когда-нибудь был? Хочешь побывать там? При положительном ответе ребёнка предложить ему закрыть глаза, и в это время поставить перед ним самодельный макет вулкана. Когда ребёнок откроет глаза, предложить ему рассмотреть макет и спросить его: Как ты думаешь, это обычная гора? А что в ней особенного? (отверстие сверху) А ты знаешь, как называется такая гора? ВУЛКАН. А что это за отверстие? КРАТЕР. Хочешь увидеть, как извергается вулкан? Поможешь мне «оживить» его?

Поставить перед ребёнком бутылочку с водой, окрашенной в красный цвет и 2 мисочки: с содой и лимонной кислотой, 2 чистых блюдца и маленькую ложечку.

Провести опыт. При химической реакции соды и лимонной кислоты с водой спросить ребёнка: Что происходит? Помочь ребёнку сделать вывод о том, что некоторые вещества при смешении дают бурную химическую реакцию.

Опыт «Зеркальный лабиринт»

на изучение свойств зеркального отражения.

Цель: развитие логического мышления ребёнка, познавательных способностей, ознакомление со свойствами отражающих поверхностей.

Опыт: Хочешь поиграть? Смотри, что у меня есть? Кошечке очень нужна твоя помощь! Она заблудилась и не может найти дорогу домой. Поможешь ей? Ребёнок проводит фломастером по лабиринту и находит дорожку к домику. Умница, а хочешь помочь ещё собачке? Только он заблудилась не здесь, а зазеркалье. Ты же знаешь, что в стране Зазеркалье всё наоборот! Предлагаю ребёнку поиграть с лабиринтом, отражённым в зеркале. Спросить ребёнка: кому было помогать легче: кошке или собачке? Почему?

Опыты «Живая змейка»

на ознакомление с магнитом.

Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Опыт: взрослый показывает вырезанную из бумаги змею с прикреплённой к её голове скрепкой. Спрашивает ребёнка: Хочешь поиграть со змейкой? Как же сделать, чтобы змейка ползала и поднимала голову, не касаясь её руками? Пусть ребёнок предложит свои варианты. Взрослый надевает варежку, внутри которой лежит магнит и играет со змеёй. Спрашивает ребёнка: Что происходит? Почему она ползет, поднимает голову? Как ты думаешь, как у меня это получилось? Показывает ребёнку магнит. Даёт попробовать ребёнку поиграть со змейкой. В доступной форме объясняет малышу понятие «магнетизм».

Вывод: магнит заставляет металлические предметы передвигаться с помощью невидимого притяжения предметов.

Опыт «Воздух умеет расширяться и сжиматься»

Цель: развивать познавательные способности, логическое мышление ребёнка, умение устанавливать логические взаимосвязи, делать элементарные выводы в процессе ознакомления со свойствами воздуха.

До проведения опыта ребёнок должен иметь представление о том, что воздух состоит их мельчайших подвижных частиц. Поскольку у детей мышление наглядно-образное, то хорошо бы познакомить ребёнка с теорией маленьких человечков (показать родителям схемы различных состояний веществ по теории маленьких человечков (ТРИЗ).

Опыт: Предложить ребёнку шарик. Что это? Что с ним можно делать? Почему шарик надувается? А как ещё можно надуть шарик? (насосом). А я умею надувать шарик совсем по-другому. Хочешь узнать, как? Поможешь мне? Достаю из снега (морозильника) пластиковую бутылку с плотно закрытой крышкой. Предлагаю ребёнку потрогать бутылку? Какая она на ощупь? Что внутри бутылки? (воздух) Если бутылка холодная, значит и воздух в бутылке какой? Давай представим, как там холодно человечкам воздуха. Они, наверно, жмутся друг к другу поближе и дрожат. Давай наденем наш шарик на бутылочку. Что-нибудь происходит? Человечкам воздуха холодно, и они не хотят надувать шарик. Давай попробуем их согреть. Поставь бутылочку в миску, а я налью в миску горячей воды. Что происходит? Почему надувается шарик? Подвести ребёнка к самостоятельному выводу о том, что при нагревании воздух расширяется (человечки воздуха разлетаются в разные стороны от радости и надувают шарик, а при охлаждении сжимается.

После опыта рассказать родителям о том, как можно показать ребёнку обратный процесс (сжатия воздуха).

Опыт-фокус «Дырка в руке»

на ознакомление с оптическими иллюзиями,

изучение особенностей бинокулярного зрения человека.

Цель: развивать познавательные способности, логическое мышление ребёнка, познакомить в понятием «оптическая иллюзия» (или «обман зрения»).

Опыт: Предложить родителям посмотреть на свою руку. Целая ли она, нет ли в руке дырки? А хотите увидеть дырку в руке? Раздаю вам вот такие трубочки-волшебницы, трубочки настоящего фокусника! Чтобы в вашей руке появилась дырка, нужно поднести трубочку правой рукой к правому глазу (или левой рукой к левому) – кому как удобнее, а другую ладонь руки поднести к другому концу трубочки. Затем нужно посмотреть на руку двумя глазами сразу: одним глазом через трубочку, а другим просто вперёд. Направлять взгляд глаз нужно как бы «сквозь» руку». Видите дырку в вашей руке? Она находится не в том месте, где ладонь соприкасается с трубкой, о напротив глаза без трубки! Эта особенность бинокулярного зрения называется проекцией!

Правила для родителей

1. Прививайте ребёнку тягу к познанию: не запрещайте ему делать то, что он хочет (в разумных пределах). Единственное безоговорочное требование – его безопасность. Пусть познание мира станет для него приятным занятием.

2. Старайтесь принимать заинтересованное участие во всех познавательно-исследовательских занятиях своего ребёнка.

3. Держите дома как можно больше разнообразного материала, который может послужить объектом для детского исследования: магнитики, детскую лупу, зеркало, сыпучие материалы (крупы, песок и т. п., соломинки для сока, пластиковые прозрачные баночки, стаканчики, мелкие предметы, изготовленные из различных материалов, кусочки ткани, плёнки, губки, кожи, вата, ватные палочки и т. д.

4. Старайтесь процесс экспериментирования сделать захватывающим для ребёнка или, по крайней мере, интересным. Помните: Ваш ребёнок слишком мал, чтобы понять ценность задания, а скука поистине универсальный «выключатель».

5. Вовлекать в опытническую деятельность ребёнка нужно через сюрприз, игру, какую-то естественную бытовую ситуацию. Не следует превращать детское экспериментирование в «школьный урок».

6. В ходе любого опыта, исследования никогда не давайте сразу прямого исчерпывающего ответа о сути эксперимента, ведь главной нашей целью и самым ценным итогом любого опыта для ребёнка должно стать маленькое «открытие», сделанное им самим! (или, по крайней мере, с небольшой помощью взрослого)

7. Чаще хвалите ребёнка не только за конечный результат его усилий, но и за старание. Ваша цель не столько научить чему-либо, сколько привить стремление и любовь к познавательной деятельности.

Публикации по теме:

Доклад на родительском собрании. Тема: «Что такое авторитет родителей для ребёнка дошкольника?» Доклад на родительском собрании Тема: " Что такое авторитет родителей для ребёнка дошкольника?" Воспитатель МКДОУ д/с21 Гвоздева Е. П.

Фотоотчёт о родительском собрании «Искусство воспитывать»Фотоотчёт о родительском собрании «Искусство воспитывать» В нашей старшей группе компенсирующей направленности «Улыбка», МКДОУ № 13 «Теремок», прошло родительское собрание на тему: «Искусство воспитывать».

Куколки Кувадки на родительском собранииКуколки Кувадки на родительском собрании В этом учебном году у нас новые ребята. Мы набрали младшую группу. На пороге новый учебный год. Нужно проводить родительское собрание. В.

Логопед в детском саду и дома. Вызываем звук [Р]. Мастер-класс для родителей Содержание мастер класса: 1. Виды нарушений произношения звуков «Р», «Рь»; 2. Этапы работы: А) Подготовительный этап; Б) Этап постановки.

Мастер-класс для родителей. Тема «Играем вместе» Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение «Детский сад № 36» 353823, Краснодарский край, Красноармейский район, станица.

Отчет заведующего ДОУ на родительском собрании ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ МБДОУ детский сад № 18 (выступление заведующего на общем родительском собрании, 2015) Муниципальное.

Памятка для родителей на тему «Музей вместе с ребёнком» (выступление на родительском собрании) «Музей вместе с ребёнком?» Приобщение ребёнка к тайнам природы воспитывает у него познавательный интерес к ней, учит ориентироваться в разнообразном.

Выступление на родительском собрании: Консультация для родителей на тему: «Здоровый ребенок — счастливый ребенок!».Выступление на родительском собрании: Консультация для родителей на тему: «Здоровый ребенок — счастливый ребенок!». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дружба» п. Южный. Консультация для родителей на тему: «Здоровый.

Выступление на родительском собрании «Как слушать ребенка» Как слушать ребенка? Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. В таких случаях лучше всего. его послушать.

Выступление на родительском собрании «Ребенок познает мир» Выступление на родительском собрании «РЕБЕНОК ПОЗНАЕТ МИР» Одним из методов познания окружающего мира является наблюдение. Это самый популярный.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей на городском родительском собрании «Экспериментируем дома вместе с детьми»
Опубликовано: 16 февраля 2017 в 18:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой Городец», приуроченный к Дню Городецкой...
Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой ГОРОДЕЦ», приуроченный к дню Городецкой росписи на МААМ 22 октября. Цель: Уметь украшать шаблоны по мотивам...
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ОВЗ «Кому зимой холодно?»...
Цель: Формирование представлений о жизни диких животных в осенне-зимний период. Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять представления...
Проект совместной деятельности «Море»
ТИП ПРОЕКТА: Познавательно -творческий ПО СОДЕРЖАНИЮ: «Ребенок и природа» РЕБЁНОК-субъект проектирования ВНУТРИ одной возрастной группы, при участии детей и...