Выступление на родительском собрании «Как слушать ребенка»

Оксана Петрова
Выступление на родительском собрании «Как слушать ребенка»

Как слушать ребенка?

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств.

В таких случаях лучше всего. его послушать

Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Метод активного слушания эффективен в ситуациях, когда ребенок:

расстроен,

обижен,

потерпел неудачу,

когда ему больно,

стыдно,

страшно,

когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал.

Правила беседы по способу активного слушания:

1. обязательно повернитесь к нему лицом.

Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени; можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване.

сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.

2. если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы.

Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Часто на вопрос: «Что случилось?» огорченный ребенок отвечает: «Ничего!», а если вы скажете: «случилось. То-то.», то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся.

3. очень важно в беседе «держать паузу».

После каждой вашей реплики лучше всего помолчать.

Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями.

Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.

Помолчать хорошо и после ответа ребенка — может быть, он что-то добавит.

4. полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Иногда у родителей возникает опасение, что ребенок воспримет повторение его слов как передразнивание.

Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом.

Типичные ошибки взрослых

1. Приказы, команды : «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!».

2. Предупреждения, предостережения, угрозы :

«Если ты не прекратишь плакать, я уйду»,

«Смотри, как бы не стало хуже»,

«Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!»,

«Не придешь вовремя, пеняй на себя».

Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание.

3. Мораль, нравоучения, проповеди :

«Ты обязан вести себя как подобает»,

«Каждый человек должен трудиться»,

«Ты должен уважать взрослых» (давление авторитета).

4. Советы, готовые решения :

«А ты возьми и скажи.»,

«Почему бы тебе не попробовать.»,

«По моему, нужно пойти и извиниться»,

«Я бы на твоем месте дал сдачи».

5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»:

«Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки»,

«Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки»,

«Сколько раз тебе говорила! Не послушалась — пеняй на себя».

И здесь дети отвечают: «Отстань», «Сколько можно», «Хватит!».

6. Критика, выговоры, обвинения:

«На что это похоже!»,

«Опять все сделала не так!»,

«Все из за тебя!»,

«Зря я на тебя понадеялась»,

«Вечно ты.».

Они вызывают у детей либо активную защиту:

ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем.

В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка; он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безвольный, безнадежный, что он неудачник.

«Вставай»,

«Сколько можно валяться?»,

«Посмотри, как у тебя заправлена рубашка»,

«Опять с вечера не собрал портфель», «Не хлопай дверью, малыш спит», «Почему опять не вывел собаку (не покормил кошку?

«Опять в комнате черт знает что!»,

«За уроки, конечно, не садился»,

«Сколько раз говорила, чтобы мыл за собой посуду»,

«Устала напоминать про хлеб»,

«Гулять не пойдешь, пока.»,

«Сколько можно висеть на телефоне?»,

«Ты когда-нибудь будешь ложиться спать вовремя!»

Не скупиться на похвалу:

«Спасибо, что ты сходил в сад за малышом»,

«Хорошо, что ты пришел, когда обещал»,

«Мне нравится готовить с тобой вместе».

7. Похвала.

В похвале есть всегда элемент оценки:

«Молодец, ну ты просто гений!»,

«Ты у нас самая красивая (способная, умная!»,

«Ты такой храбрый, тебе все нипочем».

Чем плоха похвала оценка?

Во первых, когда родитель часто хвалит, снижается ее ценность…

Во вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее.

8. Обзывание, высмеивание :

«Плакса вакса»,

«Не будь лапшой»,

«Ну, просто дубина!»,

«Какой же ты лентяй!»

Все это — лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе.

Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: «А сама какая?», «Пусть лапша», «Ну и буду таким!».

9. Догадки, интерпретации:

«Я знаю, это все из за того, что ты.»,

«Небось опять подрался»,

«Я все равно вижу, что ты меня обманываешь.»

Одна мама любила повторять своему сыну: «Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой!», что неизменно приводило подростка в ярость.

10. Выспрашивание, расследование :

«Нет, ты все таки скажи»,

«Что же все таки случилось? Я все равно узнаю»,

«Почему ты опять получил двойку?»,

«Ну почему ты молчишь?».

11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания.

Фразы типа:

«Успокойся»,

«Не обращай внимания!»,

«Перемелется, мука будет»

ребенок может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания.

12. Отшучивание, уход от разговора.

СЫН: Знаешь, папа, терпеть не могу эту химию и ничего в ней не понимаю.

ПАПА: Как много между нами общего!

Папа проявляет чувство юмора, но проблема остается. А что уж говорить о таких словах, как «Отстань!», «Не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами!».

Чувства взрослых

Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Когда вы говорите своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении

«я-сообщение» «ты-сообщение»

1. Я не люблю, когда дети ходят растрепанными,

и мне стыдно от взглядов соседей. 1. Ну что у тебя за вид!

2. Мне трудно собираться на работу,

когда под ногами кто то ползает,

и я все время спотыкаюсь. 2. Перестань тут ползать, ты мне мешаешь!

3. Меня очень утомляет громкая музыка. 3. Ты не мог бы потише!

Ошибки:

Начав с «Я сообщения», родители (учителя) заканчивают фразу «Ты сообщением».

Например: "Мне не нравится, что ты такая неряха!" или "Меня раздражает это твое хныканье!".

Как избежать этой ошибки?

использовать безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова.

Например:

— Мне не нравится, когда за стол садятся с грязными руками

— Меня раздражает, когда дети хнычут.

Результаты, которые дает метод активного слушания ребенка:

1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Публикации по теме:

Выступление на родительском собрании в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» Психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Готовность детей к школе это не только набор определенных умений и навыков, которые.

Выступление музыкального руководителя на родительском собрании в старшей группе. Выступление музыкального руководителя на родительском собрании в старшей группе. Сегодня мы с вами немного поговорим о музыке. Кто знает,.

Выступление на общесадовском родительском собрании «Экологическое воспитание в ДОУ» Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание дошкольников». Подготовила Монастырчук И. А. (Педагог доп. Образования Дома.

Выступление на первом родительском собрании в младшей группе Выступление на родительском собрании 06.10.2015 г. воспитателя Сафроновой А. Н. Детский сад - особое место в жизни большинства из нас. Что.

Выступление на родительском собрании «Башкирский язык и малыши» Кружок «Башкирский язык для малышей» Уважаемые родители! Наш образовательный процесс 30% составляет региональный компонент. Мы с вами живем.

Выступление на родительском собрании будущих первоклассниковВыступление на родительском собрании будущих первоклассников Ход встречи. I. Всем участникам предлагается упражнение “Снежинка”. Ведущий: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие:.

Выступление на родительском собрании «Давайте дружить с книгой» Работа с родителями / выступление на родительском собрании/ «Давайте дружить с книгой» Выполнила:Рязанова А. А. Воспитатель 1категории.

Выступление на родительском собрании «Кризис семи лет» Психическое развитие ребёнка представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов. В стабильные периоды развитие.

Выступление на родительском собрании в старшей и подготовительной группе План: Обсуждение физкультурной формы, занятий и т. д. Краткое представление своей работы на учебный год.

Выступление на родительском собрании во второй младшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Копейского городского округа «Детский сад №5» Выступление на родительском собрании.

Автор публикации:
Выступление на родительском собрании «Как слушать ребенка»
Опубликовано: 18 декабря 2016 в 18:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 августа. День шашек на МААМ

«Раз-два - и в дамки!» — очередной тематический день посвящен популярной настольной логической игре в шашки. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы привить ребенку интерес и любовь к этой...

13 августа. День «Трех поросят» на МААМ

«Три поросёнка» – популярная сказка из английского фольклора, хорошо известная всем нам в пересказе Сергея Михалкова, вместе с задорной песенкой, что он придумал. История эта вовсе не легкомысленная, а...

Мастер-класс по аппликации из цветной бумаги «Львёнок»
Мастер-класс по аппликации из цветной бумаги "Львёнок" Аппликации из цветной бумаги – творческий процесс, благодаря которому дети познают окружающий...
Конспект НОД по лепке «Червячок в яблочке»
Цель: Развитие мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина. Задачи: 1. Закреплять умения работать пластилином, использовать его...
День интеллектуальных игр в ДОУ
Лето- прекрасное время для разнообразных развлечений детей. В этот раз мы решили провести День интеллектуальной игры. В гости к ребятам приходил Карлсон....