Наталия Зелионко
Выступление на родительском собрании «Кризис семи лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на родительском собрании
Психическое развитие ребёнка представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов.
В стабильные периоды развитие ребёнка имеет относительно медленный и поступательный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счёт накопления не очень значительных достижений, и внешне часто незаметны.
Публикация «Выступление на родительском собрании „Кризис семи лет“» размещена в разделах
Критические периоды занимают относительно короткое время: год, редко два года, но именно в это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребёнка. Развитие ребенка в кризисный период носит бурный, стремительный характер.
Критический период – это переходная ступень от одного детского возраста к следующему этапу детства. Одним из критических периодов развития ребенка является возраст 6 – 7 лет, получивший наименование в психологии «кризиса семи лет». Это переходный период от дошкольного детства к школьному возрасту, в процессе которого формируется внутренняя социальная позиция ребенка, его социальное Я.
Какие же изменения в психическом развитии ребенка происходят в этот период?
1. К концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность реакций. Их поведение становится менее зависимым от различных воздействий среды, более произвольным. Ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением.
2. Происходит изменение отношений со взрослыми – дети хотят большей самостоятельности, признания взрослыми значимости их желаний и требований, поэтому могут не выполнять привычные требования взрослых, но делать хорошо что-то по собственной инициативе. Ребенок стремится подражать взрослым, предпочитает общение с ними или более старшими детьми играм с малышами.
3. Наблюдается рост познавательной активности, возникает потребность в приобретении новых знаний и умений, появляются новые интересы и устремления. Происходит смена ведущего вида деятельности детей, а именно переход от игровой деятельности к учебной и формирование «внутренней позиции школьника».
4. Поведение детей сильно меняется. В кризисные периоды всякий ребёнок становится «относительно трудновоспитуемым» по сравнению с самим собой в смежные стабильные периоды. Наблюдаются споры, капризы, непослушание, упрямство, острая реакция на критику взрослых. С психологической точки зрения это закономерное явление кризиса : ребенок пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения, примеряет на себя роль взрослого. Негативная симптоматика кризиса (упрямство, споры с взрослыми, строптивость) свойственна всем переходным периодам, а в кризисе семи лет добавляются и другие негативные, специфические для данного возраста, особенности поведения детей, такие как паясничанье, нарочитость, кривляние, клоунада.
Кризисы развития неизбежны и в определённое время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, без негативной симптоматики, а у других бурно и очень болезненно.
Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребёнок стал старше, готов к более серьёзной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими. Поэтому и окружающим его взрослым необходимо пересмотреть свое отношение к ребенку и систему требований к нему в этот период, иначе кризис углубиться, а его негативные симптомы могут стать устойчивыми чертами характера ребенка в дальнейшей жизни.
Как преодолеть кризис семи лет? Советы родителям.
1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно просто пережить.
2. Измените свое отношение к ребенку: он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям. Расширяйте зону его самостоятельности.
3. Поэтапно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему. Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий. Только тогда он будет набираться опыта и взрослеть.
4. В этот период ребенок остро нуждается в обратной связи, в ответной реакции на свое поведение (в том числе и негативное). Ему надо увидеть себя в новом качестве более взрослого, и он ожидает от Вас реакции на свои действия. Совместно с ребенком проанализируйте и обсудите возможные последствия его поведения. Конструктивный диалог – одна из форм адекватной реакции взрослого на изменившееся поведение ребенка.
5. Учите ребенка управлять своими эмоциями. При проявлении негативизма следует спокойно и твердо настаивать на соблюдении ребенком правил поведения в обществе и дома, при этом нужно объяснить ему, почему возникли такие правила.
6. Предоставляйте ребенку возможности для новых видов деятельности. Можно предлагать новые формы занятий, новые обязанности по дому. Создайте благоприятные условия для развития речи и интеллекта ребенка.
7. Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» только к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Поощряйте общение со сверстниками.
8. Предоставляйте ребенку возможность позаботиться о Вас, о других членах семьи, помочь в трудной ситуации, тогда он вырастит более чутким к нуждам других людей.
9. Психологически готовьте ребенка к школе и школьному обучению: расскажите, что ему предстоит делать в школе (с положительной окраской, какие могут быть сложности и как можно с ними справиться.
Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает! Доброжелательные и открытые отношения в семье – залог успеха преодоления кризисного периода. Если родителям удается найти новые продуктивные способы взаимодействия с ребенком, выстроить «понимающие» взаимоотношения с ним, то кризис легко и благополучно разрешается!