Аввакумова Наталья
Мастер-класс для родителей на тему «Артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для родителей
по теме:
Подготовила:
Учитель-логопед
Аввакумова Н. В.
Цель: Научить родителей проводить артикуляционную гимнастику с детьми дома.
Публикация «Мастер-класс для родителей на тему „Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Оборудование: Красная рукавичка (модель язычка, картинки для артикуляционной гимнастики, игрушки,зеркала, буклеты для родителей.
Ход ПРОВЕДЕНИЯ:
Родители располагаются за круглым столом.
Логопед приветствует и сообщает тему собрания.
-Гимнастика для рук и ног – это привычное и знакомое нам дело. Ведь мы тренируем их, чтобы стать ловкими, сильными и подвижными. А зачем тренировать язык? Оказывается, язык – это главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
-Возникает следующий вопрос: «Что такое артикуляционная гимнастика».
Артикуляционная гимнастика – это совокупность упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц речевого аппарата. К ним относятся – язык, губы, щеки, челюсти, неба.
-Артикуляционная гимнастика нужна для подготовки ребенка к правильному звукопроизношению. Дети дошкольного возраста еще не очень умеют координировать движения своих органов речи. Для того, чтобы ваш малыш научился правильно произносить нужные звуки, необходимо подготовить его артикуляционный аппарат, Вначале нужно специальными упражнениями отработать с ребенком основные движения и положения губ и языка, необходимые для правильного произношения всех звуков.
-Для того, чтобы артикуляционная гимнастика давала хороший результат, необходимо запомнить следующие правила:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно.
2. Лучше выполнять гимнастику 3-4 раза в день по 3-5 минут.
3. Каждое упражнение выполнять по 5-7 раз.
4. Артикуляционной гимнастикой необходимо заниматься перед зеркалом.
5. Фиксировать внимание на неудачах ребенка нельзя (у него не всегда с первого раза будет получаться выполнять то или иное упражнение).
-Основные органы артикуляции : Язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя, твердое и мягкое небо, альвеолы, причем язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, а остальные неподвижные.
Логопед показывает.
Родители смотрят в зеркало и наблюдают за своими органами артикуляции.
Упражнение 1. «Сказки веселого язычка»
«Домашняя сказка» — поможет закрепить у детей названия органов артикуляции.
Давайте поиграем в сказку:
ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫЧКОМ И ЕГО ДОМИКОМ-
ЛОГОПЕД: Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин- ЯЗЫЧОК.
Он удобно в доме лег.
Широко открывать рот.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: В этом доме две стены.
Это ЩЕКИ нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар раздуться.
Надувать и втягивать щеки.
ли перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Пол есть тоже в доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Эта ЧЕЛЮСТЬ НИЖНЯЯ
В домике подвижная.
Вращать нижней челюстью.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Потолок вверху, внутри.
Это НЕБО. Посмотри.
Можно к небу прикасаться,
Постучать и там остаться.
Широко открыть рот. Погладить языком по небу. «Постучать языком по небу.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери- ЗУБЫ. Осторожно.
Закрываются надежно.
Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Двери-ГУБЫ гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться.
После снова улыбаться.
Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
Логопед: 2-ой комплекс гимнастики можно выполнять с варежками в форме языка, которые надеваются на ведущие руки взрослого и ребенка. При этом рука и язык выполняют синхронные движения. Язык отклоняется вправо и кисть руки отводится в правую сторону; язык поднимается вверх и кисть руки направляется вверх и т. д.
Логопед показывает, родители повторяют каждое упражнение.
Артикуляционная гимнастика :
«Улыбка» - губы растянуть в улыбке, показать все зубы. Зубы сомкнуты. Трубочка» - губы вытянуть вперед (губы не напряжены, вокруг губ нет белого ободка «Улыбка -Трубочка» Чередовать 1 и 2.
«Толстый – худой» - попеременно надувать и втягивать щеки.
«Конфетка» - с силой упираться языком то в правую, то в левую щеки.
«Часики» - положение «улыбка», острым кончиком языка дотрагиваться до уголков рта влево-вправо.
«Змейка» - положение «улыбка», рот приоткрыть, острым кончиком языка как «жалом» - вперед-назад.
«Качели» - положение «улыбка», рот широко открыть, напряженным кончиком языка упираться по очереди то за верхние зубы, то за нижние.
«Маляр» - положение «улыбка», рот широко открыть, кончиком языка погладить «с силой» небо вперед-назад.
«Почистим зубки»- положение «улыбка», рот широко открыть, кончиком языка провести по внутренней стороне верхних, затем нижних зубов.
«Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык на нижнюю губу и шлепать по нему, произнося: пя-пя-пя
«Лопата» - из положения «улыбка» открыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу (язык лежит спокойно, не дрожит).
«Вкусное варенье» - облизываем широким языком верхнюю губу сверху вниз.
«Чашечка» - рот широко открыть, широкий язык поднять к верхним зубам, делая углубление.
«Индюк» - языком «болтать» между губами «бл-бл».
«Хоботок» - слегка вытянуть губы вперед (как бы произнося звук О).
«Лошадка» - рот широко открыть, показать все зубы, присосать язык к небу, кончик языка упирается в передние зубы, щелкнуть языком.
«Грибок» - рот открыть, присосать язык к небу, следить, как натягивается подъязычная связка (язык не должен заваливаться на бок). Кончик языка упирается в передние зубы.
«Гармошка» - присосать язык к небу, кончик языка упирается в передние зубы. Не отрывая языка от неба, попеременно открывать и закрывать рот.
«Барабанщик» - улыбнуться, открыть широко рот и с силой постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д.
«Сердитая кошечка» - положение «улыбка», приоткрыть рот и кончиком языка надавливать на нижние зубы, выгибая.
-Это упражнения необходимо ежедневно выполнять дома вместе с вашим ребенком.
-Для Вас,родители, я приготовила буклеты,в которых напечатаны все артикуляционные упражнения и сказку о весёлом язычке, пользуйтесь ими и развивайте своих детей.
(Родителям раздаются памятки – буклеты и сказки в печатном виде.)
-Спасибо за внимание. Желаю вам успеха, наберитесь терпения и у Вас всё получится.