Папки-передвижки

Мастер-класс для родителей «Развиваем пальчики — развиваем речь»

НАТАЛЬЯ ЗАРУЦАЕВА
Мастер-класс для родителей «Развиваем пальчики — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Развиваем пальчикиразвиваем речь»

Цель: научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.

Задачи для педагога:

Публикация «Мастер-класс для родителей „Развиваем пальчики — развиваем речь“» размещена в разделах

• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;

показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;

развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

Задачи для родителей :

• повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников;

• заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей в сотрудничество;

• показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.

Тренинговое упражнение «Клубочек».

Логопед держит в руках клубочек и предлагает родителям немного рассказать о себе, о том, что они ждут от детского сада, какие пожелания воспитателям они хотели бы озвучить. Сначала логопед говорит о себе, наматывают на палец нитку и передают по кругу. В итоге, когда клубок возвращается к воспитателю, получается замкнутый круг.

Уважаемые родители. Посмотрите, мы с вами тесно связаны, и решаем одни и те же задачи. Мы как большая семья, должны действовать вместе, ведь не надо забывать, что родитель – это главный воспитатель, а детский сад создан в помощь родителям.

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Другими словами,чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» сказал В. А. Сухомлинский

Это не просто красивые слова. Огромное количество нервных окончаний расположено именно на руке и языке. Отсюда информация передается в мозг ребенка. Из этого следует вывод: развитие речи ребенка и развитие мелкой моторики - два взаимосвязанных неразрывных процесса.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому, так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В работе с детьми (а особенно с теми, что уже имеют нарушение речи) большое внимание необходимо уделять развитию функции мелких мышц рук. Движения рук тесно связаны с речью, они являются одним из факторов его формирования. Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году.

Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и языковых навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, разных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений и др.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логично мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Н. Кант сказал: “Рука – это вышедший наружу мозг человека”

Возрастные особенности развития мелкой моторики рук и зрительно- моторной координации:

• В возрасте 1-2 года ребёнок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, перелистывает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

• В возрасте 2-3 лет открывает ящик и переворачивает его содержимое, играется с песком и глиной, открывает крышки, рисует пальцем, нанизывает бусины. Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими штрихами. Строит из кубиков.

• В возрасте от 3 до 5 лет ребёнок рисует цветным мелом, складывает бумагу, лепит из пластилина, зашнуровывает обувь, определяет на ощупь предметы в мешочке. Рука начинает действовать как чисто человеческий орган.

Малыш постоянно изучает, постигает окружающий мир. Ему необходимо все щупать, трогать, гладить, хватать. Прикосновение – один из основных методов накопления информации.

Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.

Работу с развития мелкой моторики необходимо начинать с самого раннего возраста. Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, влияя тем же на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом (например "Сорока", не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т. п. и, конечно, в старшем дошкольном возрасте робота по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Надо помнить, что малышам предлагаются упражнения в упрощенном варианте, доступные их возрасту. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, ведь именно тогда будет достигнут весомый эффект от этих специальных упражнений. Задания по развитию движений пальцев рук должны приносить ребенку радость, не должны вызывать переутомляемость. Большое значение в этих играх-упражнениях имеет текст. Он должен быть веселым, доступным для детей данного возраста.

Особое внимание необходимо уделять организации игр по мелкой моторике, ход которых сопровождается небольшими стихотворными текстами. Особенно полезна такая работа детям с нарушениями речи, так как она позволяет в игровой форме расширить словарный запас, уточнить отдельные слова и понятия

Пальчиковые игры помогают :

- развивать речь;

- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивать тактильную чувствительность;

- повышают работоспособность головного мозга;

- развивать мелкую моторику рук;

- снижают тревожность.

Формы работы по развитию мелкой моторики

Традиционные

Самомассаж кистей и пальцев рук;

Игры с пальчиками без речевого сопровождения;

Графические упражнения;

Предметная деятельность;

Игры; мозаика, конструкторы, шнуровки, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрешек, пирамидок;

Кукольные театры;

Игры на развитие тактильного восприятия

Нетрадиционные

Самомссаж кистей и пальцев рук грецкими орехами. карандашами, массажными щетками, с использованием разнообразного материала

Пальчиковые игры - ЭТО инсценировка небольших рифмованных рассказов, сказок с помощью пальцев и ручек. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

• Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

• Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

• Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами

индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории,

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Рассмотрим подробнее данные приемы развития речи через развитие мелкой моторики.

Массаж.

Ладушки, Сорока – ворона, Этот пальчик.

Это первые игры, с элементами массажа, с которыми знакомится ребё нок: они передаются из поколение в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук.

Массаж рекомендуется проводить с детьми уже с момента рождения. Взрослея, ребенок может самостоятельно выполнять элементы самомассажа, что улучшает кровообращение пальцев рук, тонизирует мышцы рук, лица, при этом активизирует речевые центры головного мозга.

Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь ребенка, можно предложить малышам следующие задания:

- разминать пальцами пластилин, глину.

- катать по очереди каждым пальчиком камни, бусинки, шарики.

- нанизывать бусинки на тоненькую ленту, делать бусы.

- сжимать и разжимать кулачки. Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может продвинуть свои пальцы; или крепкие, которые не раскроешь.

«Сапожки»

Одели мы на ножки красивые сапожки

Пальчики в сапожках шагают по дорожке,

1,2,3,4,5, им очень весело гулять!

«Семья»

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик бабушка.

Этот пальчик я

Вот и вся моя семья.

Существуют и другие виды логопедического массажа, которые непосредственно воздействуют на мелкую моторику.

Выполняется массаж с гранёными карандашами.

«Эстафета».

Карандаш я подержу

В гости к пальчику приду. (Передача карандаша поочередно, каждому пальцу из одной руки в другую.)

«Качалочка»

Карандаш не отдыхает

Между пальцами гуляет. (Прокатывание карандаша между пальцами.)

Массаж предметами

• самомассаж кистей с использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни;, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами;

• массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко;

Массаж мячами

(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

• Я мячом круги катаю,

• Взад - вперед его гоняю.

• Им поглажу я ладошку.

• Будто я сметаю крошку,

• И сожму его немножко,

• Как сжимает лапу кошка,

• Каждым пальцем мяч прижму,

• И другой рукой начну.

Су – джок массажер

Пальчиковая игра «Семья»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик — дедушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик — бабушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик — папенька,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик — маменька,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.)

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами, которые можно заниматься как дома, так и в детском саду. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

Игра «разноцветная фасоль»

Для игры понадобиться фасоль двух цветов, одно блюдце большое и два маленьких. Смешайте всю фасоль в большом блюдце, затем разложите по несколько фасолин в маленькие блюдца: в одно блюдце – белую фасоль, в другое блюдце – красную. Предложите разложить всю фасоль по блюдцам. Таким образом разделив ее по цвету. Будьте внимательны, малыш обязательно захочет попробовать фасоль на вкус.

Игра «Рисуем на крупе»

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему манную крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (солнышко, дорожка, забор). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

Игра «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.

Игра «Мозаика из бросового материала»

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Игры с бумагой

- Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги пальчиками

- Разрывание целых листов бумаги

- Скатывание из бумаги шариков

- Заворачивание в бумагу мелких предметов

Упражнение «Сюрприз»

Заверните маленький подарок вашему малышу в 4-5 фантиков от конфет. Попросите ребенка развернуть все фантики, разгладить их пальчиками и аккуратно сложить.

Игры с прищепками способствуют активизации словарного запаса, поскольку все предметы, а также недостающие детали, ребёнок оречевляет. Например: Это зайчик. У зайчика не хватает ушек. Две белые прищепки могут быть «ушками» у силуэта зайчика (даем малышу силуэт зайки без ушек, а он прикрепляет пальчиками прищепки – ушки). Или игра «Кто чем питается?», «Кому что нужно для работы?», «Что растет в огороде, а что в саду?» и т. д.

Пальчиковые дорожки. «Пальчиковые шаги»

С детьми раннего возраста можно:

- двумя пальцами руки (указательным и средним) "ходить" по столу, сначала медленно, а потом быстро, как будто они бегут. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

- показывать отдельно только по одному пальчику.

- барабанить, постукивать всеми пальцами обеих рук по столу.

(Раздать «дорожки»)

Водим пальчиком от подсолнуха к солнышку. Проговариваем стихотворение.

Золотой подсолнушек,

Лепесточки – лучики.

Он – сыночек солнышка

И весёлой тучки.

Игры со счетными палочками

В этих играх помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки (если игра происходит на улице).

Нехитрые задания помогут развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. В процессе игры дети выкладывают домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т. п.

Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке

Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка.

Виды театра.

Во многих видах детской деятельности требуются умелые руки и развитая речь. Но где разговорно-пальцевая деятельность наиболее естественна? Конечно же, в детском театре.

В дошкольном учреждении используются различные виды театров: «Театр картинок», «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии, создавать роли, озвучивать сценки. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.

ИТОГ: Уважаемые родители! Мы надеемся, что наша встреча подарила вам немало приятных минут, открыла полезную информацию, научила несколько новому общению с ребенком.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь»Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь» Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу.

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей.

Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Весело играем — пальчики развиваем»Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Весело играем — пальчики развиваем» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению "лепбука" для развития мелкой моторики.

Мастер-класс по сборке лэпбука «Развиваем речь»Мастер-класс по сборке лэпбука «Развиваем речь» Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные.

Сценарий мастер-класса с родителями воспитанников старшей группы «Развиваем пальчики — развиваем мозг»Сценарий мастер-класса с родителями воспитанников старшей группы «Развиваем пальчики — развиваем мозг» Сценарий мастер-класса с родителями воспитанников старшей группы «Развиваем пальчики - развиваем мо г» Цель: познакомить родителей с приемами.

Тренируем пальчики — развиваем речь. Фотоотчёт.Тренируем пальчики — развиваем речь. Фотоотчёт. Развитие речи является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста У детей младшего дошкольного возраста развитие речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Развиваем пальчики — развиваем речь»
Опубликовано: 26 мая 2020 в 22:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Развиваем пальчики — развиваем речь»» (включая файлы) размещена пользователем НАТАЛЬЯ ЗАРУЦАЕВА (УИ 1842533) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД