Богданова Любовь
Мастер-класс для воспитателей детских садов «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для воспитателей детских садов на тему : «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей".
Подготовила: воспитатель Богданова Л. В.
Цель: Расширить круг методов и приемов в работе воспитателей по организации познавательного развития у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для воспитателей детских садов „Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами применяемыми воспитателем в образовательной области «Познавательное развитие» (мелкая моторика);
• Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в образовательной области «Познавательное развитие» дошкольников;
• Развивать умение педагогов аргументировано проводить оценку результатов работы.
Оборудование: 4 стола по количеству тематических блоков, магнитная доска.
Демонстрационный материал: таблички для магнитной доски, дидактические игры на мелкую моторику («Собери цветок», «Резиночки», «Бусинки», «Чудесный мешочек», «Кому что нужно?», пальчиковый театр, игры с песком).
Раздаточный материал: разноцветные бумажные цветочки для проведения рефлексии.
Ожидаемые результаты:
• Транслирован опыт работы по использованию методов и приемов на мелкую моторику в организации деятельности по познавательному развитию детей;
• Расширены кругозор участников мастер-класса, их мотивация на использовании материалов в практике;
• Участники проявили коммуникативные навыки, активность в работе мастер-класса.
Ход мероприятия.
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего сегодняшнего выступления: «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС». Тема очень обширная и многогранная, говорить о познавательном развитии можно бесконечно. Сегодня же я предлагаю нам с вами разобраться в том, что же такое, собственно говоря, познавательно развитие и из каких тематических блоков оно состоит. И, конечно же, мне хочется познакомить вас с работой, которую провожу именно я в нашем детском саду в данном направлении.
Не хочется перегружать вас излишней теорией, вы и сами её прочитаете в Интернете, поэтому сегодняшнее выступление я решила провести в форме мастер-класса. Так как мы сегодня говорим о познавательном развитии, то мы с вами тоже будем познавать, исследовать и пойдем проблемно-поисковым путем.
А именно, я приглашаю вас принять участие в блиц-турнире, по итогам которого, мы найдем ответы на поставленные в самом начале вопросы. Приглашаю к участию 8 желающих.
И так, основной наш вопрос: «Что такое познавательное развитие, из каких тематических блоков оно состоит». (На магнитной доске крепится табличка «познавательное развитие» и знак «?»).
Мы начинаем наше исследование! Будем путешествовать по «островам», которые и будут тематическими блоками, а какими именно мы сейчас и определим.
Основой всех основ в развитии ребенка, «королевой» познавательного развития я считаю мелкую моторику. В своей работе я уделяю достаточно много внимания развитию мелкой моторики, поэтому основой материала на наших «островах» как раз и будет мелкая моторика.
И так первый остров!
I. «Формирование элементарных математических представлений»
Перед вами нас столе представлены дидактические игры на мелкую моторику. Какие же именно?
Первая игра «Собери Цветок». Попробуйте выполнить. Суть игры заключается в том, то ребёнку даётся кружок, в котором написано число и он должен прицепить необходимое количество прищепок по кругу, соответствующее цифре посередине. Это было задание на счет.
Так же можно и на цвет. Например: дать ребенку жёлтый кружок и сказать ребенку, что бы он прицепил солнышку лучики жёлтого цвета.
Следующая игра у нас это, самая распространённая и очень любимая детьми, «Резиночки».
Дети очень любят эту игру, и с восторгом у неё играют. Правила этой игры таковы, берем доску с гвоздиками, это могут быть и вкрученные шурупы. Как это сделано на моей доске. И так детям дается задание, сделать из резиночек геометрические фигурки, или еще можно наклеить картинки, и предложить детям сделать домики, например медведю или курочке. Предлагаю вам попробовать. Покажите коллегам, что у вас получилось.
И последняя игра на этом этапе, это «Бусинки». В эту игру так же можно играть и на счет и на порядок (цвет, величина, форма). Предлагаю вам попробовать, вы, пожалуйста, составьте на своей нитке вот такой порядок (предлагается образец, а вам предлагаю с помощью бусин решить следующий примет (3+2).
И так мы сейчас с вами выполняли задания на счет, размер, порядок, цвет, геометрические фигуры. Как вы думаете, над чем мы сейчас работали, какие умения формировали и соответственно, как называется данный тематический блок познавательного развития -O- Да, конечно, это формирование элементарных математических представлений. (На доску крепится табличка «формирование элементарных математических представлений», рисуется стрелочка)
Итак, первый тематический блок познавательного развития - формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Ну а мы двигаемся дальше и добираемся до второго острова.
II. «Ознакомление с предметным окружением и окружающим миром»
Первая игра «Чудесный мешочек». Цель этой игры формировать, закреплять знания, детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т. д.) развивает мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
Ведущий держит мешочек с предметами, предлагается детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и называет его характерные признаки. А остальные дети должны по описанию догадаться, что это за предмет, который пока они не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
Ну что коллеги предлагаю вам побыть в роли детей и немного поиграть.
Следующая игра «Кому что нужно?»
Цель игры: использовать знания детей о предметах, окружающих их.
Задача: Формировать реалистические представления о предметах? которыми пользуются мальчики и девочки (одежда, обувь, игрушки, спортивные принадлежности, закреплять знания о предметном мире.
У нас здесь панно, на котором фигуры девочки и мальчика, картинки одежды, обуви и игрушек.
Ну что дорогие коллеги, попробуйте выполнить. Молодцы, у всех все получилось!
А теперь давайте определимся, на что же были направлены данные задания и как называется наш «остров», какой это тематический блок? Да вы правильно определили, это ознакомление с предметным окружением и окружающим миром.
(Крепится следующая табличка на магнитную доску)
Второй тематический блок познавательного развития - Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.
И Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.
А мы продолжаем дальше, и я приглашаю вас на следующий остров.
III. «Ознакомление с социальным миром.»
Здесь у нас находится игра «Кому что принадлежит?»
На кругу у нас изображены картинки разных профессий, а на прищепках предметы профессий, суть игры состоит в том, что надо детям подобрать правильный ответ, т. е. к нужной профессии надо найти пару. И так, попробуем поиграть.
Следующая игра «Пальчиковый театр». Здесь так же применяется мелкая моторика пальцев рук. «Моя семья». На пальчики мы надеваем картинки с изображением членов семьи. Играя с детьми в пальчиковый театр, мы используем речевки. Попробуем. (Слова речевки) Молодцы!
Итак, мы сейчас говорили о чем? О профессиях, врачах, парикмахерах, о семье - а иными словами о социальном мире. И название этому тематическому блоку – «Ознакомление с социальным миром».
(Крепится следующая табличка).
Третий тематический блок познавательного развития - Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
Ну а мы подошли к последнему этапу.
IV. «Познавательно- исследовательская деятельность»
Вашему вниманию предлагаются игры с песком. Сейчас мы с вами будем исследовать песок и определим, какими же свойствами он обладает.
Перед вами две миски с песком. Запускайте туда руки, поиграйте с песком потрогайте его. Какой он на ощупь? Правильно, в одной миске песок сухой, а в другой – мокрый.
А теперь возьмите ситечко и попробуйте посеять песок, посыпать через сито. Что получается? Сухой песок сыплется, он сыпучий, а мокрый песок гораздо хуже сыпется, можно сказать, совсем не сыплется, он не сыпучий.
А теперь давайте попробуем оставлять следы. Давайте с самого простого, оставим отпечаток своей ладони на песке. Получилось? На каком песке? А давайте еще попробуем оставить следы с помощью фигурной скалочки? Каков результат? Вывод: На мокром песке следы остаются, а на сухом – нет.
А теперь давайте поиграем с пасхами. Давайте слепим куличи. Из какого песка получилось (из мокрого, а из какого нет (из сухого?
Все верно, молодцы, справились с заданием.
Давайте определимся, чем же мы сейчас занимались? Вы правы, конечно же, это исследование. И называется данный тематический блок – познавательно-исследовательская деятельность.
(Крепится последняя табличка на магнитную доску).
Познавательно-исследовательская деятельность - это развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах.
Спасибо вам за участие в нашем блиц-турнире, присаживайтесь на свои места.
И давайте совместно подведем итоги и дадим, наконец, ответ на вопрос что же такое познавательное развитие и какие тематические блоки в нем выделяют.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»
Образовательная область «Познавательное развитие» выделяет следующие тематические блоки:
-«Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
- «Приобщение к социокультурным ценностям»,
-«Формирование элементарных математических представлений»,
-«Ознакомление с миром природы и предметным окружением».
Вот и подошел к концу наш блиц-турнир, а вместе с ним и мой мастер-класс.
Рефлексия.
А сейчас я предлагаю вам оценить мое выступление. Перед вами цветочки разных цветов. Кому все было понятно и все понравилось, прикрепите на магнитную доску красный цветок, кому понравилось, но не все было понятно – желтый, а кому не понравилось и не понятно – синий. Вот такой пестрый цветочный луг у нас с вами получился. Всем спасибо за оценку моего труда! До новых встреч!