Григорьева Римма Ивановна
Мастер-класс для воспитателей «Оригами и развитие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится накончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Тема: Развитие творческого и исследовательского потенциала воспитателей средствами использования технологии конструирования из бумаги методом оригами.
Цель: Овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования направленного на развитие художественного творчества.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Оригами и развитие ребенка“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Задачи:
• Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
• Совместная отработка методических методов и приемов, поставленных в программе мастер-класса;
• Рефлексия собственного профессионального мастерства всеми участниками мастер-класса;
• Оказание помощи участникам мастер-класса в решении задач саморазвития и самосовершенствования.
Предполагаемые результаты для участников мастер - класса :
• познакомятся методами и приёмами складывания бумажных фигурок;
• примут участие в обсуждении полученных результатов;
• предложат для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
• получат консультации;
• выскажут свои предложения по решению обсуждаемых вопросов
Ход мастер - класса
СЛАЙД 2
1.
Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, желтую и голубую,
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всем белом свете
Знали лишь только японские дети.
Символом мира стал белый журавлик,
Символом счастья – бумажный кораблик.
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Я предлагаю попробовать с вами
Выучить технику «оригами».
Уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы и пополнить методическую копилку методами и приёмами по изготовлению поделок к сказкам в технике оригами.
ИЗ ИСТОРИИ ОРИГАМИ
Слово ОРИГАМИ переводится как "сложенная бумага" (ори-гами) : “ори” - означает сложенный, а “гами” - это и "бумага" и "Бог" одновременно.
СЛАЙД 3
Родина оригами – Япония. Искусство складывания из бумаги зародилось много веков назад и обозначает древнее японское декоративное искусство бумажной пластики, состоящее в складывании из нее объемных фигурок (животных, корабликов, шапок, домиков, цветов).
СЛАЙД 4
Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются в 7 в. н. э. сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами.
Фигурки из бумаги имели символическое значение. Они становились участниками религиозных церемоний. Украшали стены храмов. Помещались на жертвенный костер.
В течение веков монахи ставили в храмах на алтари сложенные из бумаги фигурки. Так они совершали символические подношения Божеству.
До наших дней дошли одни из первых фигурок из бумаги - коробочки «санбо», в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений.
Утратив со временем свое ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского двора. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом.
Во второй половине ХIХ века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.
СЛАЙД 5
В начале ХХ века правительство Японии стало создавать сеть детских садов по западно – европейскому образцу. В основу новой системы воспитания были положены идеи известного немецкого педагога Ф. Фребеля- создателя первых детских садов, который рекомендовал заниматься с детьми складыванием из бумаги. Искусство оригами пришлось здесь как нельзя кстати.
СЛАЙД 6
Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного мастера АкирыЙошизавы. Именно он создал то, что сегодня называется "оригамная азбука". Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют оригамную азбуку АкироЙошидзава.
СЛАЙД 7
Новое возрождение оригами тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда «люди» решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Херосима. Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникло поверие о свободной птице, символе жизни – журавлике. Дети искренне верили, что смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся, останутся живы. Именно тогда Япония объявила оригами своим национальным искусством, и каждый уважающий себя японец мастерит фигурки из бумаги чуть ли не с трех лет.
В настоящее время оригами распространено во многих странах мира.
СЛАЙД 8
КОНСТРУИРОВАНИЕ К ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ В ДОУ
В детском саду процессе конструирования из бумаги один из видов детской деятельности. И имеет огромное значение в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей.
В данный момент в соответствии с ФГОС одним из планируемых результатов освоения детьми образовательной программы определено такое интегративное качество ребенка, как овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами - искусство, близкое ему и доступное. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Выбор именно такого направления в моей работе обусловлен рядом причин.
Во первых - специфика работы воспитателя предусматривает изготовления пособий к разным видам деятельности.
Во вторых- больше всего дети любят сказки, любят их слушать, смотреть и инсценировать. Но для развития личностно значимых качеств ребёнка важно то, как сказка ему преподносится, и если фигурки героев, изготовлены своими руками, то они нравятся детям даже больше, чем дорогие красивые игрушки и используются в самостоятельной игре гораздо чаще.
СЛАЙД 9
Оригами используют в разных видах детской деятельности:
o В оформлении интерьера.
o В сюжетно-ролевых играх.
o В дидактических играх.
o Подвижные игры с ободками-масками.
o В театральной деятельности: пальчиковый и настольный театр.
o В ознакомлении с окружающим.
o Поделки-поздравления к праздникам.
В третьих я работаю над проектом третий год, и у меня есть возможность заинтересовать и научить детей большего круга, чем только моя группа.
• Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление. Эта деятельность, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, может быть успешно организована родителями в домашних условиях.
• Содержание творчества с бумагой основывается на законах математики, может охватывать самые различные тематики, удовлетворяющие детей обоего пола и разных возрастов.
• Складывание моделей из нескольких листов бумаги, соединяющихся между собой с помощью оригамных замков, применяется в модульном оригами (занимательный бумажный конструктор – моделирование).
• Оригами – это такой вид деятельности, в котором равноценно задействованы обе руки (в отличие от письма и рисования, где доминирует ведущая рука).
• Оригами развивает : мелкую моторику, координацию движений пальцев, сообразительность и смекалку, пространственное воображение, внимание и память, терпение и аккуратность, точность и глазомер, фантазию и творческий потенциал и креативное мышление. При этом повышается и стабилизируется на высоком уровне психоэмоциональное состояние. Оригами влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышает самооценку ребенка.
СЛАЙД 10
Общие правила при обучении технике оригами
-Заготовки для поделок готовит взрослый.
-Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
-Бумага должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться.
-Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии).
-Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
-При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
-Обучение складыванию должно быть поэтапным: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
-После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен сам уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
СЛАЙД 11
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления поделок разделен на ряд последующих операций:
-знакомство с образцом готовой игрушки;
-анализ схемы с выполнением одной операции; одновременное складывание игрушек;
-оказание индивидуальной помощи на начальном этапе и в дальнейшем по требованию.
Занимаясь с детьми дошкольного возраста, желательно показывать, как складывается фигурка, передавая «секрет» складывания из рук в руки. Для этого необходимо вначале самим освоить сборку той или иной модели. Хорошо начинать занятия с показа качественно выполненного образца, с демонстрации красивых и сложных моделей, чтобы заинтересовать детей.
Работать желательно с большим квадратным листом 16x16 или 20x20, медленно показывая каждый шаг, разъясняя ориентиры на листе: верхний край, нижний, центральная линия, угол, складка, сторона и т. д. За одно занятие дети обычно осваивают одну фигурку. Чем младше дети, тем малочисленней должна быть группа занимающихся одновременно детей.
для средней группы 4-6 человек.
для старшей группы 6-8 человек.
для подготовительной к школе группы 8-10 человек.
Старших детей лучше сразу учить читать схемы складывания моделей. Обучение оригами ведется в форме занятий, совместной деятельности воспитателя и детей, индивидуальной работы с отдельным ребенком.
Во время занятий оригами, особенно с маленькими детьми, следует стремиться не только научить их работать с бумагой, но и развивать у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям воспитателя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Полезно и даже необходимо также развивать устную речь ребенка, стремиться сделать ее красивой, грамотной, научить детей свободному общению. На занятиях с применением оригами можно не только складывать, но и изучать русские обряды и сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора.
Фигурки, выполненные в технике оригами, дополняют эти занятия, иллюстрируют их. Та или иная фигурка может сочетаться с загадкой, стихами, прибаутками. В процессе работы ребята и песенку выучат и фигурку освоят!
Нередко маленькие дети не умеют правильно формировать линию сгиба - пришлепывают, а не разглаживают складку. Оказывается таким простым и очевидным для взрослого приемом тоже надо учиться. В трехлетнем возрасте даже точно соединить два противоположных уголка квадрата бывает непросто. Поэтому следует начинать занятия с самых простых действий.
От полученной фигурки ребенку должно быть радостно. Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше, продолжать занятие дома. Ребенок должен получать радость от занятий, радость оттого, что у него все получилось. Поэтому, сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми средствами. После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживает. На занятиях дети начинают играть со своими раскрашенными изделиями. Начинаются диалоги фигурок.
Большое внимание на занятии отводится игровым мотивациям, так как обучение складыванию фигурок - это не главная сторона дела. Фигурки создаются в игре и для игры. А игра, как известно, в дошкольном возрасте - главенствующий вид деятельности ребенка.
Огромное влияние оказывает оригами и на развитие восприятия. С самого первого этапа работы ребёнку приходится сосредотачивать свое внимание на прочтение схемы складывания. Уже эта первоначальная работа направлена на развитие высшей формы восприятия - осмысленного визуального восприятия, которое связано с различными операциями мышления.
На следующем этапе ребенок сталкивается с бумагой. Здесь включается тактильное восприятие. Своими пальчиками он воспринимает шероховатость поверхности, плотность, упругость бумаги, обращает внимание на цвет, реакцию на сгиб.
И, наконец, сама сложенная фигурка представляет большой интерес с точки зрения восприятия. Это не точная "копия животного или птицы - это образ", но ребёнок понимает, что это кошка, это рыбка, это бабочка.
Я представляю вашему вниманию буклеты, в которых описаны все базовые формы, используемые мной для работы с детьми.
- Можно ли показать сказку, используя фигурки, изготовленные в технике оригами? А всего из одного листа бумаги?
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
СЛАЙД 12
В основе любой поделки лежит определенная заготовка – БАЗОВАЯ ФОРМА. Базовых форм одиннадцать.
Каждая форма имеет свое название: треугольник, воздушный змей, дверь, блинчик, дом, водяная бочка, рыба, квадрат, катамаран, птица, лягушка.
- Сегодня, уважаемые коллеги, мы с вами «поиграем» в сказку, где все атрибуты для неё нужно будет изготовить всего лишь из одного листа бумаги. Какой он формы?
Любая деятельность по оригами в начале работы подразумевает пальчиковую игру, чтобы физически и психологически настроиться на предстоящую работу.
-Что есть у листа бумаги?
-Давайте вспомним, как сложить квадрат из прямоугольного листа?
-Линия сгибов изделия должна тщательно проглаживаться.
-Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
(практическое выполнение педагогами базовых форм с опорой на предложенные схемы)
Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата. Большинство изделий в оригами делается из квадратов бумаги. Давайте попробуем их сегодня изготовить.
СЛАЙД 13
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку – Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про Жар – птицу сказки знаем,
Репку мы не забываем.
Знаем Волка и козлят,
Этим сказкам каждый рад.
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Вопросы для рефлексии участников мастер-класса.
В мой «сундучок» мы положим ваши впечатления от масер-класса, поочереди берём его и высказываем своё мнение, что вы взяли для себя, будете ли вы это использовать в своей работе.
Ведущий
- В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими ребятишками.
Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!