Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Юлия Жирнова
Мастер-класс для педагогов «Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Мастер-класс «Игровой стретчинг – как форма здоровьесберегающих

технологий в ДОУ».

«Игровой стретчинг – как форма здоровьесберегающих

технологий в ДОУ».

Пояснительная записка

Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий в ДОУ“» размещена в разделах

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

Создавая тенденции к улучшению, воспитатель закладывает азы физической подготовки и формирует у детей стимул к занятиям физической культуры и спортом, к здоровому образу жизни. Именно здоровье является непременным условием успешного роста и развития личности, ее гармоничного духовного и физического совершенствования.

Актуальность

В наше время охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса.

Физическое развитие и здоровье детей из-за чрезмерных нагрузок и малоподвижного образа жизни ухудшается с каждым годом.

Следовательно, одна из основных проблем подрастающего поколения дошкольников — это слабое физическое развитие. У детей плохая выносливость, гибкость, координация движений, нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата, плоскостопия, неуклюжесть, испытывают «двигательный дефицит».

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.

Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Здоровый образ жизни является необходимым условием культурного развития человека. Поэтому правильно и грамотно организованное физическое развитие в детском возрасте, позволит организму накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Теоретическая часть

Цель: ознакомление с оздоровительной методикой игрового стретчинга, ее использования в образовательной деятельности.

Задачи:

1. Совершенствовать физические способности: развивать мышечную силу, подвижность в суставах (гибкость, выносливость, скоростные, силовые способности.

2. Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия).

3. Развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.

4. Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную систему организма.

5. Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.

Одной из современных и интересных здоровье сберегающих технологий сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста является игровой стретчинг.

Для чего же нужен игровой стретчинг и на что он направлен?

Игровой стретчинг — это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Игровой стретчинг — это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников. Это упражнения направленные на укрепление позвоночника и профилактику плоскостопия.

Упражнения направлены на формирование правильной осанки. Увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность.

Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом.

Эта методика позволяет с детства сохранить гибкость тела, правильную осанку, а, следовательно, здоровье и хорошее расположение духа.

Игровой стретчинг — это отличный способ улучшить физическую форму растущего организма и создать хороший потенциал на будущее в плане здоровья ребёнка. Регулярные занятия стретчингом помогают легче пережить периоды интенсивного роста костной и мышечной ткани, когда дети часто испытывают физиологические боли (жалуются на боли в коленях, спине).

При выполнении растяжек следует придерживаться основных правил стретчинга :

- разогрев перед упражнениями (улучшает циркуляцию крови и увеличивает поступление кислорода к мышцам);

- медленное и плавное исполнение упражнений;

- расслабление мышц (напряженную мышцу невозможно растянуть);

- «правило ровной спины» (необходимо следить за осанкой);

- снижение травматичности (выходить из упражнения стоит при слегка согнутых коленях во избежание травм спины);

- спокойное дыхание;

- регулярная растяжка.

Дети обучаются упражнениям стретчинга в игровой форме.

Методика игрового стретчинга не имеет возрастных ограничений, можно начинать заниматься с детьми 3-х летнего возраста. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных, насекомых или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу.

Основные принципы игрового стретчинга :

— Наглядность — показ физических упражнений, образный показ.

— Доступность — от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитываем подготовленность детей.

— Систематичность — регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.

— Закрепление навыков — многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно.

— Индивидуально-дифференциальный подход — учёт возрастных особенностей и состояния здоровья ребёнка.

— Сознательность — понимание пользы выполнения упражнений.

Использование игрового стретчинга в работе с детьми

Занятия стретчингом не должны проводиться в ущерб образовательной программе дошкольного образования. Поэтому я использую элементы стретчинга в режимных моментах.

• Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения. С помощью включения в физкультминутку элементов игрового стретчинга снимается утомление, восстанавливается эмоционально-положительное состояние ребенка.

Уважаемые коллеги, предлагаю нам немного отдохнуть. Педагог проводит на свой выбор физкультминутку, в завершении проводим упражнение игрового стретчинга : «Звездочка», «Деревце».

• Совместная деятельность в отличие от занятий, не имеет четкой структуры, конкретного программного содержания и не ограничена по времени. Организуется в утренние и вечерние часы и проводится в свободной форме. (Например, мы можем выучить элемент одного упражнения в совместной деятельности с детьми, а закрепить упражнение можем на занятии по физической культуре на воздухе или на занятиях по физической культуре с физ. инструктором.

• Самостоятельная двигательная деятельность. Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня. Благодаря тому, что упражнения игрового стретчинга проводятся в игровой форме и тем самым становятся очень интересны и привлекательны для детей, вполне понятно, что дошкольники переносят их в свою повседневную жизнь.

Самостоятельная деятельность детей.

Игровой стретчинг не имеет четкой структуры, конкретного программного содержания и не имеет строгого ограничения во времени. Воспитатели организуют его в утренние и вечерние часы и проводят в свободной форме.

• Упражнения игрового стретчинга могут быть включены в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, используются для развития физических качеств во время прогулки.

• Также в теплое время года на занятиях по физической культуре на воздухе могут использоваться элементы игрового стретчинга.

Упражнения игрового стретчинга можно включать во все физкультурно – оздоровительные формы работы, что приводит к общему укреплению и развитию организма детей.

Утренняя гимнастика с элементами игрового стретчинга, создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у ребят.

Утреннюю гимнастику мы начинаем с ходьбы, которая воздействует на все мышечные группы, постепенно вовлекая в работу все системы организма. Для того чтобы разогреть стопу, повысить ее гибкость, включаю ходьбу разными способами. Для того чтобы зарядка стала более интересной для ребят, в заключительную часть (после ОРУ) я включаю упражнения из игрового стретчинга на растяжку мышц и восстановление дыхания. Упражнения можно сопровождать загадками, стихами. После зарядки с использованием игрового стретчинга у детей улучшается настроение, взаимопонимание.

С самого утра ярко светило солнышко, упражнение «Солнышко» - (сохраняет гибкость позвоночника, растягивает боковые мышцы туловища, увеличивает подвижность тазобедренных суставов). Ноги на ширине плеч, левая (правая) стопа развернута наружу, руки в стороны, наклоны в левую (правую) сторону, пока левая (правая) рука не коснется пола, правая (левая) рука вытянута вверх, задерживаясь в таком положении в течении 10-30 секунд с каждой стороны.

На лужайку прилетела бабочка, упражнение «Бабочка» - (растягивает внутренние мышцы бедра, сидя на полу, соединить стопы, колени максимально тянуть к полу, задерживаясь в таком положении в течении 10-30 секунд.

Дети выполняют задания с удовольствием, предлагают свои варианты упражнений, названий к ним, развивая свои творческие способности. Желательно вписывать в сюжет воспитательные моменты: дружбу, честность, доброту, взаимовыручку.

Сейчас я хочу показать вам небольшое видео утренней гимнастики, перед началом которой, я предлагаю детям отправиться в цирк, принять участие в цирковом представлении. (ВИДЕО)

Общеразвивающие упражнения вы можете включать свои, но после ОРУ, можете добавить два-три упражнения игрового стретчинга, после которых у детей расслабляются мышцы, они чувствуют легкость в теле, у детей поднимается настроение.

В завершении утренней гимнастики предлагаю детям выполнить упражнение «Носорог», «Слон», «Лисичка».

Носорог

И. п. : лёжа на полу, руки за головой, ноги прямые, носки оттянуты. 1 – поднять голову, плечи и руки, одновременно поднять одну ногу и сгибая её, стараться коленом коснуться лба. Носок оттянут. Вторая нога прямая на полу, носок оттянут. Задержаться. 2 – и. п. 3-4 – другой ногой.

Слон

И. п. : стойка, ноги вместе, прямые руки сцеплены в замке за спиной. 1 – наклон вперёд, приблизить лоб к коленям. Ноги прямые. Руки поднять вверх и вперёд до положения параллельно полу. Задержаться. 2 – и. п.

Лисичка

И. п. : сед на пятках, руки за спиной «полочкой». 1 – сесть на пол справа от пяток с прямой спиной. Задержаться. 2 – и. п. 3-4 – влево

- Прежде чем перейти к практической части нашего мастер-класса, предлагаю вам посмотреть видео: Игровой стретчинг. Сказка «Невоспитанный мышонок.

(СЛАЙД 8) ВИДЕО «Невоспитанный мышонок»

На разучивание упражнений игрового стретчинга для данной сказки у нас ушло два месяца. Сначала мы постепенно освоили каждое упражнение по отдельности, а потом собрали эти упражнения в сказку.

Структура занятий по игровому стретчингу

В структуру любого занятия по физической культуре входят три части: вводная, основная и заключительная, продолжительность занятия длится от 20 до 30 минут, в зависимости от возраста детей.

В вводной части дети выполняют разминку в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. В качестве общеразвивающих упражнений можно использовать музыкально ритмические упражнения.

Во второй (основной) части переходим к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал распределялся на 2 занятия. На первом занятии дети знакомятся с новыми движениями, закрепление уже известных. На втором занятии – совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. На первых занятиях игрового стретчинга необходимо давать много словесных указаний, пожеланий, учитывать индивидуальность выполнения каждого ребенка, осуществляла контроль за выполнением несложных упражнений. Постепенно дети приучались к самооценке, самодисциплине. У них вырабатывается желание заниматься спортом, быть крепкими, ловкими и гибкими.

В третьей (заключительной) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок. Дыхательные упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию помогает снять эмоциональное напряжение и поэтому необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки. Этому соответствуют упражнения на релаксацию, выполняемые в игровой форме.

Работа с родителями.

Для родителей целесообразно донести необходимую информацию о технологии (игрового стретчинга) на родительских собраниях, в виде консультаций на информационном стенде, в форме индивидуальных бесед, памятки и буклеты.

Практическая часть

Библиографический список

1. Сулим Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг. Москва 2012. 12 с.

2. Смирнова И. М. Что такое игровой стретчинг // Дошкольная педагогика. 2015. №2. 31-35 с.

Публикации по теме:

Игровой стретчинг как одно из эффективных форм здоровьесбережения детей среднего дошкольного возрастаИгровой стретчинг как одно из эффективных форм здоровьесбережения детей среднего дошкольного возраста Игровой стретчинг позволяет реализовать возможности оздоровления и физического развития, а также совместить их с ведущим и наиболее интересным.

Фотоотчёт об использовании нетрадиционной здоровьесберегающей технологии игровой стретчинг в группе детей с ЗПРФотоотчёт об использовании нетрадиционной здоровьесберегающей технологии игровой стретчинг в группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Фотоотчёт.

Логоритмика — один из видов здоровьесберегающих технологий Логоритмика - один из видов здоровье сберегающих технологий. В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Опубликовано: 10 марта 2024 в 15:13
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД