Получи документы

Мастер-класс «Искусство игры на народных инструментах»

Алла Александровна Белова
Мастер-класс «Искусство игры на народных инструментах»

Мастер-класс :

«Искусство игры на народных инструментах,

как средство приобщения детей дошкольного возраста

к традиционной русской культуре»

Музыкальный руководитель Белова А. А.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Искусство игры на народных инструментах, как средство приобщения детей дошкольного возраста к традиционной русской культуре». Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививать «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение, «перекати поле». Одна из самых актуальных задач нашего времени – патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре и народу. Поэтому надо учить дошкольников любить и уважать то, что завещано отцами, дедами, предками. Гордиться можно не только завоеваниями науки, покорением природы, но и великой культурой. Так, например знакомство с русскими народными инструментами очень важно и необходимо. Они становятся не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания в детях любви к своей Родине, природе, народу и быту. Игра на музыкальных инструментах всегда занимала особое место в жизни народа : помогала в труде, сопровождала праздники. Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки-трещотки, погремушки, бубенцы, дудочки и т. д. Они развивали у детей сначала координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем тембровый слух, музыкальную память, динамическое восприятие, интерес к музыкальной деятельности. Приобщая детей к народным инструментам, мы осуществляем реализацию следующих задач:

Публикация «Мастер-класс „Искусство игры на народных инструментах“» размещена в разделах

- формируем у детей интерес к русским народным инструментам;

- обучаем детей простейшим умениям игры;

- развиваем музыкальные способности: чувство ритма, тембровый слух, динамическое восприятие, музыкальную память;

- воспитываем любовь к музицированию;

- привлекаем детей к творческо-исполнительской деятельности;

- выявляем и развиваем у детей индивидуальные творческие способности.

Чтобы работа по воспитанию нравственно-патриотических качеств у дошкольников была более плодотворной, необходимо вести ее в тесном сотрудничестве между музыкальным руководителем и воспитателем. Работа была бы более эффективной, если бы те знания, которые дети получают на музыкальных занятиях, закреплялись и в совместной деятельности с воспитателями. Поэтому сегодня подготовила для Вас мастер-класс игры на одном из русских народных инструментов. А вот на каком именно предлагаю вам отгадать.

Деревянная подружка,

Без неё мы, как без рук.

На досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг.

Кашу прямо носит в рот,

И обжечься не даёт. (Ложка)

Правильно, отгадали, это ложка, но не простая ложка, а деревянная, расписная. (Открывает сундучок, достаете ложки и раздаете участникам мастер-класса). Деревянные ложки – русский народный ударный инструмент, выделяющийся своей самобытностью. Они и по сей день остаются очень популярными. А в фольклорных и инструментальных ансамблях ложки являются обязательными. Этот инструмент способствует развитию не только чувства ритма, но и артистизма, умения играть в ансамбле, слышать не только себя, но и друг друга.

В старину народные песни и пляски часто сопровождались игрой на ложках, которые издавали четкий,«сухой» звук. Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но пока родители расписывали ложки, они давали детям их поиграть. Услышав стук ложки об ложку, так и пошла игра на ложках, а сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры.

Игра на ложках влияет на развитие координации движений и быстроту реакции, координирует работу мозга и мышц, полученные навыки закрепляются в памяти. Формирует навыки вербального и невербального общения. Развивает чувство ритма, музыкальную память и внимание. Развивает навыки крупной и мелкой моторики. Развивает дисциплинированность, целеустремленность, внимательность, ответственность.

Итак, сегодня я хочу познакомить Вас с некоторыми приёмами игры на этом простом и незамысловатом народном инструменте. И Вы сразу же поймёте, что играть на деревянных ложках не так уж легко, как кажется. Как вы думаете, какое количество ложек необходимо для игры? В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки. А играть сегодня мы будем на двух ложках, потому что этот способ самый распространенный. Чтобы создать творческую атмосферу, я прошу вас надеть на себя эти платки.

Давайте рассмотрим из чего состоит ложка. Ложка состоит из черпака, черенка и коковки. Черпак также называют лопасть, ковшик. Черенок – это ручка, а коковка – это утолщение на конце черенка, оно позволяет лучше удержать ложку в руках. Чтобы играть на ложках надо их правильно взять в руки. Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Ну, а для того, чтобы ложки «привыкли» к вашим ручкам, проведем разминку:

В руке правой ложка

В руке левой ложка

Да ударим ими

Мы с тобой немножко

Стукнем раз, стукнем два

Получается игра

Поиграем, постучим

Всех вокруг развеселим.

Итак, переходим к изучению игровых приемов:

В разминке мы с вами выполнили прямые удары на ложках.

Существует две разновидности данного приема: когда черпачки двигаются навстречу друг другу, и когда одна ложка находится перед собой, а удар производится другой ложкой сверху. На ложках можно играть не только прямые удары, но и скользящие, разными движениями: горизонтальными, вертикальными. Давайте выучим ритмическую последовательность:

- восемь скользящих вертикальных ударов: 12345678.

- теперь ложки находятся слева от корпуса исполнителя, прямыми ударами играем: раз, два, раз, два, три.

- в другую сторону: раз, два, раз, два, три.

- теперь ложка находится перед собой, другая производит удар сверху: раз, два, раз, два, три

- поменяем руки: раз, два, раз, два, три.

- два скользящих горизонтально удара, три прямых перед собой.

- два скользящих вертикальных удара, три прямых перед собой.

А теперь вместе со мной и под аккомпанемент.

Прием № 2 Игра двумя ложками.

Ложки держат в правой руке. Между черенками ложек находится указательный палец, большой палец – сверху. Черпаки ложек тыльными сторонами обращены друг к другу, расстояние между ними 1-2 см. Вот и всё, ложки готовы к игре. Перед тем как мы с вами будем играть на ложках, давайте определим ударные точки:

- ладонь;

- бедро правой ноги чуть выше колена;

- бедро левой ноги чуть выше колена;

- удар по плечу.

Все эти точки ударные могут чередоваться между собой. Предлагаю выучить несложную ритмическую последовательность:

- удар по правой ноге. Удар по ладони.

- удар по правой ноге. Удар по ладони.

- удар по правой ноге, левой ноге, три раза по ладони.

- ставим левую руку на пояс. Удар по правой ноге, по плечу.

- удар по правой ноге, по плечу.

- удар по правой ноге, левой ноге, три раза по ладони.

Запомнили, а теперь с музыкой.

Вот видите, как мы вместе и дружно научились играть на ложках. Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает нам о самом простом и распространённом музыкальном инструменте русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, поют русские народные песни, водят хороводы, играют в русские народные игры, не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.

Уважаемые коллеги! Свой мастер класс хочется закончить словами:

О традициях не помним,

Забываем старину,

И хоть стали нам привычны

Полет на Марс и на Луну.

Не прожить нам без традиций

Пусто станет на душе,

Без обычаев старинных

Будем жить как в мираже.

Так давайте будем помнить

И учить своих детей,

Что любовь к своим истокам

В нашей жизни всех ценней.

А теперь прошу вас оценить представленный мастер-класс. Кому он понравился и был полезен пусть поднимут ложки вверх и постучат, а кому не понравился -оставят ложки на коленях.

Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша.

Наступает час прощанья,

Будет кратка моя речь.

Говорю всем: «До свиданья!

До приятных новых встреч!»

Публикации по теме:

Игра на детских музыкальных инструментах в детском саду Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей.

Игры, забавы, эстафеты для детей и взрослых на народных праздникахИгры, забавы, эстафеты для детей и взрослых на народных праздниках Народные игры всегда были популярны. В них играли с древних времен и сегодня играют с родителями, бабушками и дедушками, с друзьями на.

Как я посетила мастер-класс «Искусство эбру». Опыт и размышленияКак я посетила мастер-класс «Искусство эбру». Опыт и размышления Искусство эбру… Красивое слово, сразу манящее и подталкивающее к появлению фантастических образов… Многие из нас с ним уже, конечно, знакомы.

Картотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментахКартотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментах «С добрым утром» Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись.

Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок»Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок» Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Искусство - способ познания и отражения действительности, результат творческой деятельности.

Мастер-класс для педагогов «Искусство эбру — рисование на воде» ВидеоМастер-класс для педагогов «Искусство эбру — рисование на воде» Видео Тема:«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования «Эбру»Цель:Повышение мотивации педагогов.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.

Мастер-класс «Узоры на деревянных ложках» в рамках проекта «Большое искусство — детям»Мастер-класс «Узоры на деревянных ложках» в рамках проекта «Большое искусство — детям» Красота и самобытность народного искусства России широко проявляется в уникальных произведениях народно-художественных промыслов. В каждом.

Мехенди-искусство росписи тела узорами из хны. Мастер-классМехенди-искусство росписи тела узорами из хны. Мастер-класс Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я всегда восхищалась фантастическим талантом мастеров по росписи тела, но не секрет,что всему можно научиться,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Искусство игры на народных инструментах»
Опубликовано: 10 ноября 2022 в 23:44
+136Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 51.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД