Анна Костицкая
Мастер-класс «Использование игровых и практических приемов в воспитании у детей потребности в здоровом образе жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс :
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ВОСПИТАНИИ У ДЕТЕЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ»
Цель мастер - класса : повысить профессиональный уровень педагогов о валеологическом образовании, дать представление о том, что такое валеология, здоровый образ жизни;
Задачи:
1Вызвать у участников мастер-класса интерес к валеологическому воспитанию.
2. Развивать творческую активность педагогов.
Публикация «Мастер-класс „Использование игровых и практических приемов в воспитании у детей потребности в здоровом образе жизни“» размещена в разделах
Ход мастер – класса :
«Валеология» в переводе с латинского vale - будь здоров, «loqos» - наука. Наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Предметом изучения при обучении детей основам валеологии является собственное тело ребенка. Дети получают научно обоснованные знания о своем организме: функциях, возрастных и половых особенностях, возможностях, условиях сохранения и укрепления здоровья.
Здравствуйте! С этого чудесного слова начинается каждый урок здоровья. Потому что слово «Здравствуйте» - особенное, когда мы его говорим, мы не только приветствуем кого-то, но и желаем ему здоровья, здравия.
Каждый раз мы здороваемся с ребятами по-разному (то прикасаясь к различным частям тела, то за руку, то ласково, то тихо, то громко). Это эмоционально настраивает детей на занятие. Кроме того, дети учатся вежливому общению друг с другом, учатся любить и уважать друг друга.
Я попрошу вас встать в круг. Пожелаем, друг другу здоровья волшебным словом «Здравствуйте». А здороваться мы будем, улыбаясь друг другу, прикасаясь ладонями. (ПРИСЕЛИ)
Уроки здоровья – так мы, с детьми, называем занятия по валеологии. На занятиях ребята знакомятся с элементарными сведениями по анатомии, физиологии и гигиене человека, с правилами здорового питания и правилами нравственности.
Любимое занятие детей и основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Воспитывая потребность в здоровом образе жизни лучше всего использовать игры, а также любимые детьми опыты, эксперименты и практическую деятельность.
Дети любят, когда к ним в гости приходят сказочные персонажи. К ребятам постоянно приходит Фырка из страны болезней. Дети учатся сами и обучают Фырку ухаживать за собой, общаться друг с другом, учатся вести ЗОЖ.
Например, ребята учатся делать массаж друг другу…Распределитесь по кругу, друг за другом, будем делать массаж друг другу.
Самомассаж
Рельсы-рельсы, кух- кух (продольные движения)
Шпалы-шпалы, тук-тук, (поперечные растирания)
Едет поезд, чух-чух, (перебирание пальцами по коже)
Запоздалый, пух-пух,
Из распахнутых окошек (пальцевые постукивания)
Кто-то высыпал горошек (вибрация)
Бух-бух-бух-бух
Пришли куры, цып-цып, (пощипывание)
Поклевали, цып-цып,
Пришли козы, бе-бе,
Пощипали, ме-ме,
Пришел слон, потоптал, (кулачковые разминания)
Конь ему помогал,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Прилетали пчелки
Покусали колко, (пальцевые покалывания)
Прилетали мошки,
Подбирали крошки, (кистевые поглаживания)
От зеленого горошка
Не осталось ни крошки.
Знакомя ребят с телом, прививая любовь к своему телу и умение ухаживать за ним, можно использовать разные игры. Большой популярностью у детей пользуется игра «Мое тело», в ходе которой ребята не только закрепляют названия частей тела, но и ласково называют их, массажируют.
Встаньте в круг. Повторяйте движения за мной.
(«Мое тело»)
«Головушка – соловушка (гладят голову)
Лобик-бобик
Носик – абрикосик (закрываем глаза и попадаем в кончик своего носа)
Щечки – комочки (трут ладошками, мнут пальцами)
Губки – голубки (трубочка)
Зубочки – дубочки (стучат)
Бородушка – молодушка (гладят)
Глазки – краски (широко раскрыть)
Реснички – сестрички (моргать)
Ушки – непослушки (трут пальцами)
Шейка – индейка (вытянуть)
Плечики – кузнечики (дергать вверх, вниз)
Ручки – хватучки (хватать вокруг себя)
Пальчики – мальчики (шевелить)
Грудочка – уточка (выпячивать вперед)
Пузик – арбузик (выставить вперед)
Спинка – тростинка (выпрямить)
Коленки – поленки (сгибать ноги по очереди)
Ножки – сапожки» (топать)
Еще одна игра, которая очень нравится детям «Нос к носу». В ходе нее дети тоже закрепляют названия частей тела, их местоположение. Распределитесь по парам. По моей команде вы будите прикасаться разными частями тела друг к другу (плечо к плечу, спина к спине, локоть к локтю, ладонь к ладони, ухо к уху).
Воспитывая потребность в здоровье недостаточно просто знать, где находиться и как называется та или иная часть тела. Необходимо знать ее функции и уметь ухаживать за ней.
Например, знакомя детей с функциями носа, можно провести опыт «Определи по запаху». Предлагаю вам определить запах в разных контейнерах!
Такие игры дают детям представление, что нос определяет запахи.
Знакомя ребят с глазами и их функцией, главный акцент необходимо делать на охрану зрения. Можно использовать стихотворение с наглядными картинками.
1. Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок,
И конечно, вредно глазу,
Если смотришь много сразу.
2. В темноте нельзя читать
Глаза будут уставать!
Закрепляя изученный материал, можно предложить игру «Полезно – вредно». Например, выбрать те рисунки, на которых изображены правильные действия по охране зрения и прикрепить их на доску.
Для профилактики зрения обучаю детей делать гимнастику для глаз.
«Ёлка»
Вот стоит большая ёлка,
Вот такой высоты.
(Выполняют движения глазами снизу вверх.)
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
(Выполняются движения глазами слева направо.)
Есть на елке даже шишки,
(Глаза вверх.)
А внизу - берлога мишки.
(Глаза вниз.)
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
(Прикрывают глаза.)
Детям очень нравятся опыты и игры, позволяющие определить чувствительную функцию кожи. Например, «Определи на ощупь».
Я предлагаю вам на ощупь определить предмет, а затем проверить верно, или нет определили.
Второй вариант игры – определить свойства предмета при прикосновении. Попрошу вас закрыть глаза. Я прикоснусь к вашей коже предметом, а вы определите его свойство (какой).
Закрепляя правила по уходу за зубами, мы играем в игру «Назови правильный ответ». Давайте встанем. Я называю разные предложения. На правильный ответ - хлопните, на неправильный – потопайте ногами.
• Я чищу зубы 2 раза в день;
• Грызу орехи;
• Я перекусываю фруктами и овощами;
• Я проверяю зубы у врача 2 раза в год;
• Я часто ем сладкое;
• Я ополаскиваю рот после еды.
Очень нравится детям путешествовать к внутренним органам. При знакомстве с внутренними органами можно использовать эксперименты.
НАПРИМЕР:
Работу легких можно показать с помощью воздушных шаров. При вдохе легкие расширяются; при выдохе сдуваются как шары.
Проверяя силу легких, предлагаю сдуть с тарелочки теннисный шарик. Встаньте в ряд, поставьте тарелочку на ладонь и попытайтесь сдуть шарик как можно дальше.
После этого опыта можно сделать вывод, что легкие бывают сильными и слабыми, необходимо тренировать легкие с помощью дыхательной гимнастики.
Следующий эксперимент показывает детям способность желудка растворять и впитывать различные вещества. Представим, что стакан – это желудок, а вода – это желудочный сок. Опустим в емкость (желудок) – ложку соли. Что с ней случилось? (она растворилась). Кусочек хлеба. Что с ним стало? (он размяк) так пища переваривается в нашем желудке.
А чтобы показать, как пища впитывается в стенки желудка, на блюдце кладу бумажную салфетку и немного наливаю воды. Что случилось? (жидкость впиталась) вот так и стенки желудка впитывают питательные вещества.
Чтобы научить детей осмысленно относиться к своему питанию, я использую следующие игры :
• Для знакомства с вредными и полезными продуктами Фырка читает детям стихи о пище. Фырка рекламирует вредные продукты, а мы ведем антирекламу им.
Например: Фырка – «Знайте, дамы, господа: «Сникерс» - лучшая еда!»,
Дети: «Будешь кушать «Сникерс» сладкий – будут зубы не в порядке. Если кто не верит, на себе проверит».
• Закрепляя знания о полезных и вредных продуктах, я провожу игру «Поезд». Предлагаю и вам поиграть. Я – светофор…у вас – картинки с продуктами. Образуйте поезд. По сигналу «Стоп» на светофоре загорается …КРАСНЫЙ свет – из колонны выходят те, у которых рисунки с вредными продуктами. Поезд движется дальше и снова по сигналу «Стоп» загорается ЖЕЛТЫЙ свет – выходят те, у кого карточки с рисунками полезных продуктов, но которые не следует, есть каждый день, в составе поезда остаются самые полезные продукты.
«Едет поезд необычный,
Он большой и симпатичный,
Нет вагонов, нет колес,
В нем: капуста, мед, овес;
Лук, петрушка и укроп…
Остановка! Поезд, стоп!»
Так ненавязчиво, в ходе игр, опытов и экспериментов, формируется у детей позиция признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширяются знания и навыки по гигиенической культуре. Изучая себя, особенности своего организма, ребенок психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность. Эта деятельность будет способствовать формированию здоровья.
И свое выступление хочу закончить словами, которыми заканчиваю свои занятия: ЖЕЛАЮ ВАМ ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ!
РЕФЛЕКСИЯ: А теперь я хочу услышать ваше мнение, что понравилось, что нет, что пригодится вам в работе и т. д. Прошу высказать свое мнение желающим!
Предлагаю, на моей картинке поселить «солнышко» - вы узнали что-то новое, вам понравился мастер – класс, либо «тучку» - ничего нового и интересного. СПАСИБО ВСЕМ!