Алейникова Анна
Мастер-класс с использованием цветного картона «Кольца Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Круги Луллия» в совместной деятельности с дошкольниками.
Организация развивающей предметно-пространственной среды: картинки с изображением объектов и материалов; дидактическое пособие «Круги Луллия»; карточки-схемы; разноцветные круги; информационные буклеты для педагогов.
Предварительная работа: разработка информационных буклетов «Методика «Круги Луллия», изготовление дидактического пособия «Круги Луллия».
Публикация «Мастер-класс с использованием цветного картона „Кольца Луллия“» размещена в разделах
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2020
Ход мастер класса
Я хочу познакомить вас с уникальной методикой «Кольца Луллия».
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников.
«Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду.
А представляют они собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Они бывают двух видов горизонтальные и вертикальные. Педагоги могут использовать от двух до четырех кругов в зависимости от возраста детей. Все они разделены на одинаковое количество секторов, количество которых варьируется от 4 до 8. На каждый сектор круга помещается картинка. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. Детям очень нравится это пособие, они с удовольствием с ним играют.
Пособие можно использовать в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.
В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.). Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих дидактических играх: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Найди нужный хвост», «Чьи детки?» (в теме «Животные», «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда»).
Пособие используется в работе с детьми раннего возраста как индивидуально, так и подгруппой в различных видах деятельности.
Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.
Игры могут быть подобраны по направлениям:
На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения домашних животных (лошадь, кошка, собака и т. д., на меньший по величине – изображение их детенышей.
Предлагаю вместе со мной изготовить пособие.
Что нам для этого потребуется:
Круги трех размеров
Картон разных цветов
Ножницы
Карандаш
Картинки
Шаг 1. С помощью линейки начертите три круга разного диаметра.
Шаг 2. По начерченному вырежете круги. (В нашем случае мы используем плотный картон и будем вырезать круги)
Шаг 3. Проделайте в центре каждого круга отверстие и наклейте на него стержень из бумаги.
Шаг 4. Обклейте круги самоклеющейся бумагой (если вы используете картон или ДСП).
Шаг 5. С помощью маркера сделайте разметку на сектора. Их может быть 4, 6 или 8, в зависимости от возраста детей.
Шаг 6. Теперь нам нужно вырезать стрелку, вставить стержень и закрепить круги между собой
Примерные игры с использованием кругов Луллия:
«Кто, что ест?» «Чей нос? Чей хвост?»
«Назови, сколько» «Изучаем профессии»
«Кто, где живет? «Подбери заплатку»
«Подбери по цвету», «Подбери по форме»
«Из какой сказки?» «С какого дерева листок?» и др.
Методы и приемы ТРИЗ работают, как минимум, в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера; способствуют более легкому усвоению программного материала и систематизации знаний у детей.
Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный переход от конкретного мышления к абстрактному.