Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Ольга Князева
Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

ста[/b]

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет создание атмосферы радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов.

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Музыка, движение – средства, благотворно воздействующие на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движенияпомогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец сплачивает детский коллектив, даёт определённый психотерапевтический эффект.

Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Моя деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС ДО связана с реализацией художественно-эстетического направления. Одна из основных задач, решаемых мной на занятиях – это развитие музыкального слуха и эмоциональности у детей. Но применяя в своей работе интегрированный подход, я реализую задачи познавательного и речевого развития.

Я думаю, вы со мной согласитесь, что в наше время потерялось умение дорожить самим словом, обеднилась эмоциональная окрашенность речи.

Трудно определить, что возникло раньше - слово или музыкальный звук ведь у музыки и слова одна первооснова — интонация.

Одним из основных элементов системы музыкального образования, по Карлу Орфу, является метод речевой ритмической декламации, базирующейся на ритмическом родстве музыки и речи.

Слайд. Что такое ритм?В переводе с греческого языка – это мерное течение. Термин этот не только музыкальный. Это чередование долгих и коротких длительностей в звучании, движении.

Слайд. В нашей жизни все подчинено определенному ритму - и наступление времен года, и смена дня и ночи, и биение сердца.

Слайд. Ритм присутствует в орнаменте,

Слайд. Ритм в движении.

Слайд. Что же такое музыкальный ритм?

Музыкальный ритм - это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Это яркое выразительное средство. Часто именно он определяет характер и даже жанр музыки.

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Слайд. Декламация – выразительное чтение стихов.

Ритмодекламация -широко применялась композиторами ещё в XX веке.

Николай Николаевич Черепнин, Алексей Владимирович СтачинскийВладимир Иванович Ребиков. Из более известных композиторов – Альфред Шнитке, Игорь Стравинский. Её называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме».

А в дошкольном музыкальном образовании довольно новый вид деятельности. Представляет собой соединение одного из важнейших параметров музыкального языка — ритма — и выразительного речевого интонирования.

Слайд. Развивают. Декламация, музыкальные и ритмические игры, несомненно, являются хорошими помощниками в развитии у детей музыкального и поэтического слуха, интеллекта и творческого воображения.

У детей развиваются:

интеллектуальные способности (память, различные виды внимание, воображение, точная и быстрая реакция, умение слушать, активно воспринимать)

музыкальные способности (ладовое чувство, чувство ритма, слух, эмоциональное восприятие музыки.

оказывает огромное влияние на развитие не только ритма, но и голоса. А голос представляет собой не только материальную сторону звуков речи, но и главное средство выразительности ее содержания.

«Слово - элемент речи и поэзии, из которого рождается пение» К. Орф

Возможные виды ритмической декламации:

• Декламация с жестами и движениями;

• Игра со звуком;

• Пантомима. Театр;

•Декламация с ритмическим и инструментальным сопровождением;

• Декламация, основанная на общности выразительных средств:

• стихов (дикция – скороговорки, считалки, потешки)

• музыки (ускорение, замедление темпа, динамические оттенки, мажор, минор, форма)

• Движения

- Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Слайд. Условно их можно разделить на следующие группы:

— коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;

— игры-команды;

— массажные;

— тонизирующие;

— пластико-ритмо-речевой театр. Все они пронизаны идеей координации,

которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитываетансамблевую слаженность.

Методика. Ритмодекламация разучивается как вокальное произведение, т. к. для создания яркого образа необходимо известное время, в течение которого постепенно проявляются те или иные нюансы интонации, закрепляются в сознании детали и смысловые оттенки. Здесь не исключаются возможности для творчества ребёнка: поиска интонационной характеристики героев и индивидуальной выразительности произведения, двигательной пластики и мимики, а также попыток исполнения с собственным аккомпанементом. Таким образом, ритмодекламация – это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста, и упражнение для исполнения, соинтонирования музыки. Использование интонационно-ритмических импровизаций в речевых упражнениях способствует развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации. Интонационное варьирование текста составляет главную педагогическую задачу при работе над ритмодекламацией.

Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры.

Почему же ритмодекламация, как вид музыкальной деятельности, так нравится всем детям, почему даже плохо поющие ребята с огромным желанием исполняют эти модели?

Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь, с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

Во-первых, это интересное соединение красивой, стилистически разноплановой музыки и самобытных поэтических текстов. Передача ярких художественных образов вызывает у ребёнка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную мимику, пластику движения.

Во-вторых, это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора здесь на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Даже дети с плохой координацией слуха и голоса с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе, закомплексованности, не чувствуя себя «ущербными».

Благодаря чередованию пения и речи, голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.

Я в своем мастер классе попытаюсь это продемонстрировать на образцах русского фольклора.

Фольклорные произведения являются самым подходящим музыкальным материалом для развития чувства музыкального ритма, так как он синкретичен (ф-р соединил в себе музыку, слово, движение). Он понятен и доступен детям дошкольного возраста.

В играх будут использованы методы: наглядный, словестный и практический.

будут использованы следующие приёмы: показ, объяснение,

Сейчас я предлагаю творческой группе педагогов на время мастер-класса превратиться в детей старшего дошкольного возраста и немного подвигаться вместе со мной!

Практическая часть.

Ребята, хотитепоиграть с пальчиками? Тогда смотрите, слушайте и повторяйте за мной.

В это время на слайде

Слайд. Чем полезны пальчиковые игры:

развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

«предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);

повышают общий уровень организации ребёнка.

направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Пальчиковая играУТРЕЧКО (русский фольклор)

Солнышко встало, утро настало. Правая ладошка «солнышко» ,поднимая делаем круговые движения

Солнышко встало, утро настало. Левая ладошка «солнышко» ,поднимая делаем круговые движения.

Эй, братец Федя, буди соседей!Стучим кулачком правой руки в поднятую перед собой левую ладошку и повтор движения другой ручкой.

- Вставай, Большак!Показываем большой палец

-Вставай, Указка!Показываем указательный,«грозим» пальчиком

-Вставай, Серёдка!Соединяем ритмично средний пальчик с большим

-Вставай, Сиротка!Поглаживаем безымянным пальчиком по большому

- И крошка-Митрошка!Пальчики в кулачок, показываем только мизинец

Привет, ладошка!

Все потянулись… и проснулись!

Слайд солнце. Музыкальный рук-ль. Такое яркое, веселое солнышко приглашает нас отправиться в путешествие. Вы, наверное, все очень любите путешествовать? А на чем можно путешествовать? А какой транспорт предлагает нам солнышко? Давайте послушаем. (Звук поезда изображает муз. руководитель).Хотите прокатиться? Тогда сядем в вагончики и отправимся в путь. Я думаю, впереди нас ждет много интересного.

Слайд. Игра «Весёлый поезд»

Уважаемые коллеги, для того чтобы ребёнок действительно проникся чувством ритма всё нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки).

Цель - Формировать ритмический слух через использование «звучащих жестов» - притопы ногами.

Задачи. Продолжать учить свободно ориентироваться в пространстве

Термин «звучащие жесты» принадлежит ГунильдКетман, соавтору Карла Орфа.

Звучащие жесты –это игра звуками своего тела, игра на его поверхности – «т. е. – «телесная игра» - это хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.

Основная задача на этом этапе – добиться у ребёнка быстрой реакции.

Слайд. Ну вот – остановка. Все выходим из вагончиков. Куда же мы прибыли? Посмотрите, какая красота кругом, а воздух какой чистый, свежий! Понюхайте! А цветов и деревьев сколько. Вам знакомы эти цветы? Вот роза, береза, а вот мак, василек. А там кашка, ромашка, посмотрите вот аленький цветок!

Так эти цветы из нашей считалки. Давайте вместе вспомним её.

Роза, берёза, мак, василёк, кашка, ромашка, аленький цветок.

1. Хором

2. Соло

3. С различной динамикой (силой звука)

4. Шепотом

5. С различным темпом.

Помнить! – длинные звуки на ударный слог

Короткие на безударный.

Слайд. Такая игра направлена на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. Здесь так же добавляется звучащий жест.

«Ритмизация считалки»

Слайд. Посмотрите, лисичка сидит на пеньке, и что же она делает?А какая у неё грамота интересная, вам хочется узнать что же там написано? Давайте задобрим лисичку веселой игрой, может она и подарит нам грамоту?

Игра с ложками «Уж как шла лиса по травке»

Слайд. Цель. Поддержание интереса к различным видам музыкальной деятельности.

Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма.

Посмотрите, лисичка подарила нам грамоту. Наверное, наша игра ей понравилась. Хотите прочитать, о чем в ней пишется?

Слайд. Посмотрите, вот страничка из грамоты. Что мы на этой страничке видим? Это музыкальная формула. Однажды музыканты всего мира придумали, что длительности в музыке можно записывать графически вот так –Длинные звуки называются ТА, а короткие - ти.

Давайте попробуем прохлопать этот ритмический рисунок. А чтобы детям было интересней, предлагаю вот такие рисунки.

Слайд. Еще одна страничка из грамоты.

…. Пока мои дети изучают грамоту, я предлагаю коллегам и членам жюри поиграть в игру «Оркестр». У вас есть музыкальные инструменты – ложки и бубны. Смотрим внимательно на экран, формула из музыкальных инструментов подскажет вам, какой партии инструментов нужно исполнять музыку.

По словам исследователей Киры Владимировны Тарасовой, Бориса Михайловича Теплова, КарлаОрфа в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

И вот сейчас вы увидите, как мы с детьми будем обыгрывать русскую песню «Летели две птички», где будет присутствовать творчество в движении, и будут применяться звучащие жесты.

Ну что, ребята, усвоили, что в грамоте написано? Движения на куплеты – выполнить не трудно, предлагаю придумать самые различные движения, какие захотите. А вот движения на припев – нужно выполнить строго по инструкции.

Слайд. Предлагаю дружно встать и всем вместе поиграть.

«Летели две птички» русская народная песня

А пока мы играем, коллеги могут познакомиться с задачами этой игры на экране.

Слайд. Цель. Формировать исполнительские навыки в области пения, движения.

Задачи. Развивать звуковысотный, ритмический слух, умение передавать через движения характер песни. Учить менять движения на каждый слог в словах текста песни.

Учить активно воспринимать музыку посредством использования музыкального фольклора;

Слайд. Ритмизация потешки «Ехал Ваня в гости»

Цель. Формировать интерес к русскому фольклору.

Задачи. 1. Развиватьвнимание, сосредоточенность,быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения

2. Способствовать развитию чувства ритма

Слайд. Непосредственная связь речи и музыкального ритма вызывает чувство эвритмии (приятное ощущение от согласованности ритмов).

Эвритмия содействует слиянию декламации, зрительных образов и внут-ренних чувств в одно "полифоническое" ощущение.

Полифония (от греческого: poli – много, fones - голоса) – буквально означает многозвучие, многоголосие. Это принцип музыкального мышления, при котором все голоса музыкальной ткани абсолютно равноправны. Каждый из них ведет одинаково важную мелодию. Нет главных и подчиненных, но взаимосвязанных между собой.

Слайд. Посмотрите на опушке одинокая избушка…. Кто же в избушке той живет? Это Ваня пастушок. Как то раз, собрался наш Иван на рынок.

Взял Ванюша лошадку за уздечку - ложки

1. и подвел её к крылечку. –колокольчик,

2. бубенцы

3. Взял бидон молока, вступает инструмент

4. Две миски творога, - вступает инструмент

5. Сметаны чуток - вступает инструмент

6. Гороху мешок, - вступает инструмент

7. И пустой туесок. - вступает инструмент

8. Все загрузил на телегу и поехал. - скрипит – рубель

А телега старая – скрипит.

Поем все вместе. Ехал Ваня в гости, ой болят все кости.

Дорожка кривая, кобылка хромая,

Дужка отвалилась, кобылка свалилась,

Что же делать Ване, догадайтесь сами.

Что же делать нашему Ивану? Как вы думаете?

Слайд. Пришлось выкладывать свой товар прямо вдоль дороги и зазывать прохожих. Пока он ехал, молоко скисло и превратилось во что? В простоквашу. Вот стоит Иван и кричит:

Иван. Сметана, сметана, творог, творог, три копейки туесок.

А прохожие люди услышали, и стали подходить, рассматривать товар.

Прохожие. Интонация 1 Интонация 2

1. У Ивана есть сметана удивленно сердито

2. простокваша брезгливо радостно

3. и творог Громко радостно удивленно

4. Три копейки туесок. С усмешкой задумчиво

5 и 6 (друг другу)

У Ивана есть сметана! Простокваша и творог завистливо Как сплетники.

7и 8 (ко всем)

три копейки туесок! Задумчиво Завистливо.

Уважаемые коллеги, я прошу вас помочь нам создать атмосферу рынка. Я предлагаю вам разделиться на две группы. 1 – кричит: «Сметана! Сметана!», а 2 – «Творог! Творог!»

1 – У Ивана есть сметана. - удивлённо

2. Простокваша и творог

3. Три копейки туесок!

4 и5 - У Ивана есть сметана

6 – простокваша

7 и творог

8 – три копейки туесок.

У Ивана есть сметана….

Наше путешествие подходит к концу, нам нужно возвращаться домой. А как же Иван? Он пока тут стоит, у него испортятся все продуты. Может, поможем бедному Ивану. Что мы можем сделать? А давайте по пути домой, расскажем людям о том, что Иван продает молочные продукты.

Слайд. Игра «Веселый поезд»

Цель. Развитие эмоциональной сферы через «телесную игру» (хлопки, щелчки, притопы).

Задачи. Развивать выразительность движений, речевую активность, фантазию, творчество, ощущение темпа, динамики.

Итог.

Муз. рук. Уважаемые коллеги! Наше путешествие закончилось.

Намастер классе мною было продемонстрировано, как в игровой форме с помощью различных методов и приёмов, музыкальных средств и фольклорного репертуара можно развивать у детей чувство ритма, эмоциональную отзывчивость. Сегодня мы с вами использовали голос, звучащие жесты, все свое тело, а так же шумовые, музыкальные инструменты, пользовались методом ритмизации и ритмодекламации.

Как вы считаете, что еще помимо чувства ритма развивают эти упражнения у детей. Какие ещё задачи может решить при этом педагог? (ответы)

Внимание, память, координация, театральные, коммуникативные способности. Реализуются воспитательные и познавательные задачи, в зависимости от репертуара. Все это реализуется в интеграции, так как фольклор по своей природе синкретичен.

Как вы считаете, будет ли полезна эта информация родителям?

Я надеюсь, что тема ритма стала близка и вам, уважаемые коллеги. Я прошу вас своими ладошками продемонстрировать свое отношение к увиденному и услышанному на сегодняшнем мастер классе по звуковым формулам.

Слайд.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников»Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников» Консультация для педагогов и родителей "Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников" Здравствуйте,.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Мастер-класс для педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Веселое слово-Хохлома» (граттаж)Мастер-класс для педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Веселое слово-Хохлома» (граттаж) Вступление. В апреле 2015г. в моем блоге на maam.ru был опубликован пост «Хохломские напевы в технике граттаж», где я показала несколько.

Мастер-класс для педагогов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой лепки «Миллефиори»Мастер-класс для педагогов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой лепки «Миллефиори» Тема: Новогодняя открытка «Ёлочка в хрустальном шаре» Данный мастер-класс будет интересен для родителей, педагогов начального и дошкольного.

Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии»Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии» Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Мастер-класс по изготовлению макета самолета из пластиковой бутылки для педагогов или детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению макета самолета из пластиковой бутылки для педагогов или детей старшего дошкольного возраста Мастер – класс по изготовлению макета самолета из пластиковой бутылки для педагогов или детей старшего дошкольного возраста. Цель: Наглядно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 декабря 2023 в 14:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД