Папки-передвижки

Мастер-класс «Музыкальная импровизация в работе с дошкольниками»

Таисия Посашкова
Мастер-класс «Музыкальная импровизация в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс

«Музыкальная импровизация в работе с дошкольниками»

Каждый шаг ребенка неотделим от творчества. Как помочь ребенку не растерять, взять в будущую жизнь то лучшее, что есть в этом возрасте? От этого во многом зависит, будет ли он творческим человеком. Готовить сегодня ребенка к жизни — это значит, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в общественно полезных делах всех своих дарований и способностей.

Публикация «Мастер-класс „Музыкальная импровизация в работе с дошкольниками“» размещена в разделах

Отечественные педагоги и психологи (Б. В. Афанасьев, Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина и др.) неоднократно отмечали, что раннее вовлечение ребенка в творческую деятельность полезно для общего художественного развития, отвечает его естественным потребностям и возможностям. П. П. Блонский доказывал, что ребенок по своей природе – «творец всяких, в том числе и эстетических ценностей», поэтому в проявлении своего творчества он «сильно тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации».

С музыкальным творчеством тесно связана игра – такая же реальная и необходимая часть жизни детей, как и музыка. Игровая деятельность, как деятельность творческая, захватывает детей целиком и полностью: чувственное восприятие, образное мышление, эмоции и интеллект, волю и воображение. Наблюдения за дошкольниками показывает, что часто в процессе игры дети что-то напевают, придумывают разнообразные танцевальные мотивы и движения, увлекаются словотворчеством. Дети тем самым выражают свои чувства, эмоции, настроение. Это говорит нам о том, что песенное и танцевальное творчество неотделимо от игры ребенка и такое стремление к самовыражению необходимо поощрять, побуждать ребенка искать новые выразительные средства музыкального языка (интонации, тембры, ритмы, жесты, движения, образы) для того, чтобы дети имели больше возможностей выразить свои собственные впечатления через музыкальное искусство.

Согласно словарю, импровизация — особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Цель импровизации — активизировать творчество детей.

Для использования на занятиях музыки в ДОУ можно рекомендовать такие виды импровизации : речевые, инструментальные, игровые (чаще всего ритмические, пластические и вокальные.

Песенное (вокальное) творчество.

ПРАКТИКА

«Музыкальное приветствие» (спеть песенку – приветствие от имени сказочного героя: Золушка, Дюймовочка, Великан, Мальчик – с пальчик, Баба Яга и т. д., передать в пении характер персонажа с помощью определенных интонаций).

«Знакомство» (петь свое имя (или другие имена, передавая разные интонации).

Пропойте свое имя так, как вы хотели-бы, чтобы сегодня к вам так обращались.

Я :– На-а- та –а -ль-юшка! пою) (участники придумывают свою модель)

Песня «Слово на ладошке»

(придумывание слов на припев, по временам года)

Музыкально – игровое творчество.

Формируется путем творческих заданий с постепенным их усложнением. Если в старшей группе детям предлагают задания по воплощению характерных движений отдельных персонажей, то в подготовительной группе можно предложить подобрать выразительные движения, передающие различные образы.

Например: Игра «Снежинки, летайте», «Музыкант».

Очень нравится ребятам игра «Зеркало». Это упражнение развивает и обучает элементам техники выразительных движений, эмоций, внимания и интереса. Сначала игру разучиваем без музыки и только с одной парой играющих, остальные ребята оценивают точность «зеркала» и фантазию актера. В последствии это упражнение усложняется и дополняется разнохарактерными фрагментами музыкальных произведений. Ребята произносят:

В доме есть у нас окно,

Но волшебное оно.

Кто к нему подойдет-

Тот себя в окне найдет.

Актер выполняет движения очень медленно, чтоб живое «зеркало» успело все отразить.

-Также к игровому творчеству можно отнести и игры со звуками или со звучащими жестами.

Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К. Орфу. Речь и движение – 2 корня музыки. У речи и музыки 10 общих выразительных средств. Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т. К. маленький человек если петь возможно совсем не умеет, но говорить уже может, а значит и может музицировать.

В речевом музицировании можно активно применять ЗЖ и игру на музыкальных инструментах, на наших занятиях это называется «украшение» речи.

«Вышли мышки»

• Театральная сценка

• Разучивание со ЗЖ

• С инструментами (давая возможность выбрать их детям)

На стене часы висели -(хлопки)

Тик-так, тик-так - (шлепки)

Тараканы стрелки съели

Тик-так, тик-так

Мыши гири оторвали

Тик-так, тик-так

И часы ходить нее стали

Тик-так, тр-ррр-р-р-р-р-р-р.

Игры с пением и движением

(пантомима-импровизация, ритмо-двигательные каноны).

Одной из самых увлекательных форм музыцирования является ритмо-двигательный канон. Ритмо-двигательный канон – это канон, в котором есть речевой канон и канон движений. Музыкального канона нет т. к. мелодии короткие, как формулы. Впоследствии дети должны сами придумывать движения и мелодии.

Ритмо-двигательный канон», «В пустыне»

• Показ иллюстрации

• Разучивание текста и мелодической попевки канона

• Разучавание движений

• Исполнение каноном по группам

Пески: Хр-п-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-

Верблюды: Хам-були –були були, хам –були були….

Погонщики: Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла….

Импровизация на детских музыкальных инструментах

Проявляется в умении детей придумать свою музыкальную фразу для предложенного инструмента, составить небольшую «партитуру» для оркестра: после прослушивания пьесы дети предлагают отдельные части исполнить на тех или иных инструментах, проявляя при этом индивидуальность.

Сейчас мы с вами озвучим сказку «В лесу». Эту игру я провожу на нескольких занятиях, сначала мы слушаем содержание текста, продумываем какими инструментами можно изобразить каждого персонажа, затем на следующем занятии пытаемся изобразить персонажей рассказа, обсуждаем, что было сделано правильно и не правильно. Проводя эту игру на последующих занятиях, продолжаю совершенствовать оттенки исполнения, ребята меняются ролями.

Текст:

«В лесу»

«Раннее утро в лесу. Тишина. Все звери еще спят. Только слышится шелест листьев - это деревья шепотом разговаривают. Где-то далеко закуковала кукушка. Все выше поднимается над лесом теплое солнышко.

Проснулись лесные жители. Послышались чьи-то шаги, и из лесной чащи вышел медведь. Он прошел через полянку и скрылся за деревьями. Из-за кустов осторожно стали выглядывать зайчики – один, другой, третий….

Выбежали они на полянку повеселиться. Хрустнула ветка – зайчики испугались и спрятались за кусты. Это возвращался медведь. Не заметил он зайчат, ушел, и они вновь запрыгали на полянке. Но вот наступил жаркий полдень. Всем захотелось отдохнуть. И в лесу снова стало тихо.»

-Также детям очень нравится обыгрывать стихи.

Стихотворение «Весенний лес» (Максим Веремейчик)

Встрепенулся лес весенний, (румба)

Зашумел, защебетал. (свистулька, дудочка)

Зимние оковы лени,

Скинул, сбросил, разметал.

Со всех склонов и пригорков,

Побежали вниз ручьи, (трубочки, вода)

Лёд в пруду стал тонкой коркой, (колокольчики)

Возвратились в лес грачи.

Солнцем залиты поляны, (металлофон)

Сосны, ёлки, деревца.

Эти солнечные ванны.

Признак зимнего конца.

Мастер-класс

«Музыкальная импровизация в работе с дошкольниками»

Каждый шаг ребенка неотделим от творчества. Как помочь ребенку не растерять, взять в будущую жизнь то лучшее, что есть в этом возрасте? От этого во многом зависит, будет ли он творческим человеком. Готовить сегодня ребенка к жизни — это значит, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в общественно полезных делах всех своих дарований и способностей.

Отечественные педагоги и психологи (Б. В. Афанасьев, Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина и др.) неоднократно отмечали, что раннее вовлечение ребенка в творческую деятельность полезно для общего художественного развития, отвечает его естественным потребностям и возможностям. П. П. Блонский доказывал, что ребенок по своей природе – «творец всяких, в том числе и эстетических ценностей», поэтому в проявлении своего творчества он «сильно тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации».

С музыкальным творчеством тесно связана игра – такая же реальная и необходимая часть жизни детей, как и музыка. Игровая деятельность, как деятельность творческая, захватывает детей целиком и полностью: чувственное восприятие, образное мышление, эмоции и интеллект, волю и воображение. Наблюдения за дошкольниками показывает, что часто в процессе игры дети что-то напевают, придумывают разнообразные танцевальные мотивы и движения, увлекаются словотворчеством. Дети тем самым выражают свои чувства, эмоции, настроение. Это говорит нам о том, что песенное и танцевальное творчество неотделимо от игры ребенка и такое стремление к самовыражению необходимо поощрять, побуждать ребенка искать новые выразительные средства музыкального языка (интонации, тембры, ритмы, жесты, движения, образы) для того, чтобы дети имели больше возможностей выразить свои собственные впечатления через музыкальное искусство.

Согласно словарю, импровизация — особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Цель импровизации — активизировать творчество детей.

Для использования на занятиях музыки в ДОУ можно рекомендовать такие виды импровизации : речевые, инструментальные, игровые (чаще всего ритмические, пластические и вокальные.

Песенное (вокальное) творчество.

ПРАКТИКА

«Музыкальное приветствие» (спеть песенку – приветствие от имени сказочного героя: Золушка, Дюймовочка, Великан, Мальчик – с пальчик, Баба Яга и т. д., передать в пении характер персонажа с помощью определенных интонаций).

«Знакомство» (петь свое имя (или другие имена, передавая разные интонации).

Пропойте свое имя так, как вы хотели-бы, чтобы сегодня к вам так обращались.

Я :– На-а- та –а -ль-юшка! пою) (участники придумывают свою модель)

Песня «Слово на ладошке»

(придумывание слов на припев, по временам года)

Музыкально – игровое творчество.

Формируется путем творческих заданий с постепенным их усложнением. Если в старшей группе детям предлагают задания по воплощению характерных движений отдельных персонажей, то в подготовительной группе можно предложить подобрать выразительные движения, передающие различные образы.

Например: Игра «Снежинки, летайте», «Музыкант».

Очень нравится ребятам игра «Зеркало». Это упражнение развивает и обучает элементам техники выразительных движений, эмоций, внимания и интереса. Сначала игру разучиваем без музыки и только с одной парой играющих, остальные ребята оценивают точность «зеркала» и фантазию актера. В последствии это упражнение усложняется и дополняется разнохарактерными фрагментами музыкальных произведений. Ребята произносят:

В доме есть у нас окно,

Но волшебное оно.

Кто к нему подойдет-

Тот себя в окне найдет.

Актер выполняет движения очень медленно, чтоб живое «зеркало» успело все отразить.

-Также к игровому творчеству можно отнести и игры со звуками или со звучащими жестами.

Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К. Орфу. Речь и движение – 2 корня музыки. У речи и музыки 10 общих выразительных средств. Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т. К. маленький человек если петь возможно совсем не умеет, но говорить уже может, а значит и может музицировать.

В речевом музицировании можно активно применять ЗЖ и игру на музыкальных инструментах, на наших занятиях это называется «украшение» речи.

«Вышли мышки»

• Театральная сценка

• Разучивание со ЗЖ

• С инструментами (давая возможность выбрать их детям)

На стене часы висели -(хлопки)

Тик-так, тик-так - (шлепки)

Тараканы стрелки съели

Тик-так, тик-так

Мыши гири оторвали

Тик-так, тик-так

И часы ходить нее стали

Тик-так, тр-ррр-р-р-р-р-р-р.

Игры с пением и движением

(пантомима-импровизация, ритмо-двигательные каноны).

Одной из самых увлекательных форм музыцирования является ритмо-двигательный канон. Ритмо-двигательный канон – это канон, в котором есть речевой канон и канон движений. Музыкального канона нет т. к. мелодии короткие, как формулы. Впоследствии дети должны сами придумывать движения и мелодии.

Ритмо-двигательный канон», «В пустыне»

• Показ иллюстрации

• Разучивание текста и мелодической попевки канона

• Разучавание движений

• Исполнение каноном по группам

Пески: Хр-п-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-

Верблюды: Хам-були –були були, хам –були були….

Погонщики: Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла….

Импровизация на детских музыкальных инструментах

Проявляется в умении детей придумать свою музыкальную фразу для предложенного инструмента, составить небольшую «партитуру» для оркестра: после прослушивания пьесы дети предлагают отдельные части исполнить на тех или иных инструментах, проявляя при этом индивидуальность.

Сейчас мы с вами озвучим сказку «В лесу». Эту игру я провожу на нескольких занятиях, сначала мы слушаем содержание текста, продумываем какими инструментами можно изобразить каждого персонажа, затем на следующем занятии пытаемся изобразить персонажей рассказа, обсуждаем, что было сделано правильно и не правильно. Проводя эту игру на последующих занятиях, продолжаю совершенствовать оттенки исполнения, ребята меняются ролями.

Текст:

«В лесу»

«Раннее утро в лесу. Тишина. Все звери еще спят. Только слышится шелест листьев - это деревья шепотом разговаривают. Где-то далеко закуковала кукушка. Все выше поднимается над лесом теплое солнышко.

Проснулись лесные жители. Послышались чьи-то шаги, и из лесной чащи вышел медведь. Он прошел через полянку и скрылся за деревьями. Из-за кустов осторожно стали выглядывать зайчики – один, другой, третий….

Выбежали они на полянку повеселиться. Хрустнула ветка – зайчики испугались и спрятались за кусты. Это возвращался медведь. Не заметил он зайчат, ушел, и они вновь запрыгали на полянке. Но вот наступил жаркий полдень. Всем захотелось отдохнуть. И в лесу снова стало тихо.»

-Также детям очень нравится обыгрывать стихи.

Стихотворение «Весенний лес» (Максим Веремейчик)

Встрепенулся лес весенний, (румба)

Зашумел, защебетал. (свистулька, дудочка)

Зимние оковы лени,

Скинул, сбросил, разметал.

Со всех склонов и пригорков,

Побежали вниз ручьи, (трубочки, вода)

Лёд в пруду стал тонкой коркой, (колокольчики)

Возвратились в лес грачи.

Солнцем залиты поляны, (металлофон)

Сосны, ёлки, деревца.

Эти солнечные ванны.

Признак зимнего конца.

Публикации по теме:

Использование расписных камней в работе с дошкольникамиИспользование расписных камней в работе с дошкольниками Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Фотоотчёт о работе центра игры «Музыкальная сказка»Фотоотчёт о работе центра игры «Музыкальная сказка» Игровой центр «Музыкальная сказка» В моём игровом центре «Музыкальная сказка» дети с удовольствием играют на любых музыкальных инструментах.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками»Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками» «Каков ребёнок в игре, таков во многом от будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего.

Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями.Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями. Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры. Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников, волнует вопрос: как.

Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью»Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью» Цель:Познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии. Задачи: • - расширять знания.

Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольникамиНетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками В своей работе с детьми мне нравится использовать различные нетрадиционные техники рисования. Монотипия - (от греческого monos - один и.

Опорные схемы в работе с дошкольникамиОпорные схемы в работе с дошкольниками Проводя работу с дошкольниками по образовательной области "речевое развитие" (связная речь) сталкиваемся с такой трудностью, детям тяжело.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Музыкальная импровизация в работе с дошкольниками»
Опубликовано: 15 апреля 2020 в 20:21
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Музыкальная импровизация в работе с дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Таисия Посашкова (УИ 279112) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД