Мастер-класс на тему «Ритмодекламация»

Таисия Посашкова
Мастер-класс на тему «Ритмодекламация»

Мастер- класс на тему «Ритмодекламация»

"Все, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи" (Я. А. Коменский).

Искусство родилось не случайно. Оно всегда, даже в первобытные времена, было зеркалом жизни, отражением в художественных образах мыслей и чаяний человека. Оно сеяло зерна добра и красоты. Подлинное правдивое искусство всегда несет людям радость познания, зовет к раздумьям, к переживанию увиденного и услышанного. Каждое из искусств, чтобы обрести большую наглядность и действенность, большую доходчивость, часто вступает в союз с другими искусствами.

Творческие занятия музыкой с дошкольниками и младшими школьниками обогатились в нашей практике двумя новыми разделами; ритмической декламацией и словотворчеством.

1. РИТМИЧЕСКАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ

Одним из основных элементов системы музыкального образования, по К. Орфу, является метод речевой ритмической декламации, базирующейся на ритмическом родстве музыки и речи. Подтекстовка помогает преодолеть ритмические трудности и одновременно является упражнением на речевое творчество. Незаметно на основе речевых рит-мов перед учащимися раскрывается без счета и абстрактных объяснений богатство метроритмических форм. Но речь идет не просто о точной ритмической имитации характерного звучания слов, а прежде всего о внутреннем эмоциональном переживании содержания слова и его эстетической и выразительной ценности. Непосредственная связь речи и музыкального ритма вызывает чувство эвритмии (приятное ощущение от согласованности ритмов). Эвритмия содействует слиянию декламации, зрительных образов и внутренних чувств в одно "полифоническое" ощущение.

Декламация оказывает огромное влияние на развитие вокальных данных детей. Речевые упражнения развивают не только ритм, но и голос: если стремиться к ясной артикуляции, то это потребует правильной позы, а при такой позе все звучит лучше и, до известной степени, исключается возможность говорить и петь "хныкающим" и "горловым" голосом. Все речевые упражнения проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. По Орфу, слово — элемент речи и поэзии, из которого рождается пение. Поэтому особое внимание уделяется метрической структуре слова, его мелодико-интонационному произнесению и его звучанию (светлому — гулкому, прозрачному — тусклому, легкому — вязкому).

2. СЛОВОТВОРЧЕСТВО

Игра для ребенка есть творчество. В данном случае это игра со звуками, словами, ритмом.

Основной акцент в выборе приемов деятельности приходится на движение, декламацию стихов и музыку.

Почему именно стихи? Стихи — это обязательно какой-нибудь ритм (трудовой, игровой, пульсирующий, изобразительный и т. д.). А ритм есть жизнь, есть движение. И ребенок просто не мыслит себя вне движения в силу своего возрастного психофизического состояния.

У музыки и слова одна первооснова — интонация. Трудно определить, что возникло раньше - слово или музыкальный звук. Словесный образ и музыкальный неразделимы. А значит, чем глубже мы постигаем словесно-поэтический образ, тем легче создаем образ музыкальный, и наоборот.

Все это, вместе взятое, служит главной цели. До сих пор на уроках словесности больше внимания уделялось именно смысловой нагрузке слова. Потерялось умение дорожить самим словом, обеднилась эмоциональная окрашенность речи. Мы забыли, как учить детей интонировать. Декламация, музыкальные, ритмические игры — это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, интеллекта и воображения.

СОДЕРЖАНИЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Игра со звуком (выявление звукописи, выразительности, мягкости, твердости, изобразительности звуков.).

2. Пропевание звуков. Работа с распевочным материалом. Дыхательные упражнения.

3. Игра "Буквы заблудились". Игра со стихами: с беглыми гласными, глухими, звонкими согласными, орфографическими ошибками. 4. Игра со словами:

а) загадывание слова жестом, действием;

б) загадывание слова синонимом;

в) интонирование слова с разным оттенком;

г) загадывание глаголов, прилагательных.

5. Придумывание за учителем новых рифм-словообразований.

6. Игра с рифмами:

а) дорифмовывание стихов;

6) игра в рифмы с мячом.

7. Передача жестами, пластикой состояния, чувства, действия.

8. Чтение стихов жестами.

9. Игра со скороговорками:

а) выявление выразительной звукописи;

б) чтение про себя, только артикулируя;

в) чтение с ритмическим сопровождением;

г) чтение с тембровым инструментальным сопровождением;

д) составление композиций, рассказов и других форм из скороговорок;

е) сочинение собственных мелодий для инструментального и вокального исполнений.

10. Декламация и "телесная игра".

Способ "телесной игры" заключается в образовании ребенком разнообразных звуков (хлопки, шлепки, щелчки, топот и т. д.). Это способ простейшей инструментальной импровизации. "Телесная игра" позволяет более интенсивно переживать ощущение эвритмии в разнообразных декламационно-двигательных, музыкально - двигательных упражнениях и играх, усиливает ощущение темпа, динамики и выразительности движения, способствует вокальной и речевой активности, вызывает чувство оптимизма.

11. Сочинение словесной музыки.

12. Словесное рисование картин.

13. Рисование под музыку.

14. Изображение красками настроения, динамики, лада, формы и т. д.

15. Иллюстрация рисунками рассказов, стихов, музыки.

16. Сочинение самостоятельных музыкальных произведений.

17. Сочинение стихов.

Используя все эти приемы на музыкальных занятиях, можно добиться больших успехов в этом направлении.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Трудолюбивые помощники» 1сл. Чтение (пересказ) педагогом рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны?» «Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг.

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие тонкой моторики рук» Форма проведения: педагогическая мастерская. Участники: воспитатели. Цель мастер-класса: освоение и последующее применение физических упражнений.

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе. Задачи:.

Мастер-класс на тему: «Масленицы дочки»Мастер-класс на тему: «Масленицы дочки» Мастер класс на тему: "Масленицы дочки" Как и обещала, продолжаю мастер класс по изготовлению дочек Масленицы. Принцип изготовления дочек.

Мастер класс на тему: «Сударыня Масленица и семь её деток»Мастер класс на тему: «Сударыня Масленица и семь её деток» Мастер класс на тему: "Сударыня Масленица и семь её деток" Прошла масленичная неделя. Наступил долгожданный переломный момент в природе.

Мастер-класс «Тряпичная кукла Крупеничка» Мастер класс «Тряпичная кукла – крупеничка» Цель: Раскрыть способы нравственной деятельности дошкольника. Задачи: Пополнить знания о народных.

Мастер-класс: поделка в технике торцевания «Весна идет»Мастер-класс: поделка в технике торцевания «Весна идет» Я хочу вас познакомить в бумагопластикой- это разные виды работы с бумагой: квиллинг, оригами, модульное оригами,торцевание, бумажная скульптура.

Мастер класс по лепке из холодного фарфора на тему: «Язык цветов»Мастер класс по лепке из холодного фарфора на тему: «Язык цветов» Мастер класс по лепке из холодного фарфора на тему: "Язык цветов" «Цветы чисты, красивы и невинны, И дарят сил прилив и красоту. И ощущаю.

Мастер-класс по обрывной аппликации на тему «Посуда»Мастер-класс по обрывной аппликации на тему «Посуда» В нашей группе проходила тематическая неделя на тему "Посуда". На занятии по аппликации решили сделать поделку методом обрывания бумаги.

Мастер-класс по рисованию на тему: «Волшебный замок»Мастер-класс по рисованию на тему: «Волшебный замок» Задачи: учить детей создавать сказочные образы; закреплять умение рисовать основу здания и придумывать украшающие детали; учить делать.

Автор публикации:
Мастер-класс на тему «Ритмодекламация»
Опубликовано: 21 марта 2016 в 06:57
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению игры на закрепление счета и усвоение чисел «Готовим...
Арькова Екатерина Сергеевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №3 «Улыбка» г. Калача-на-Дону, Волгоградской области Задачи: 1. Упражнять в знании цифр 2....
Фотоотчёт «Посткроссинг на МAAM. У нас новые друзья из Удмуртии!»
Замечательный проект по посткроссингу шагает по России семимильными шагами и всё больше набирает ход! Мы с ребятами нашей группы являемся непосредственными...
Картотека игр на преодоление двигательного автоматизма
Картотека игр на преодоление двигательного автоматизма Игры рекомендуются гипер- и гипоактивным детям, а также тем, у кого снижены внимание и память....
Фотоотчет «Яблочный Спас в детском саду»
Уважаемые коллеги! Накануне в нашем детском саду прошёл праздник, посвящённый Яблочному спасу. Так нравится этот праздник всей нашей детворе! Столько...
Фотоочерк о впечатлении лета «Невьянская башня»
Фотоотчёт о впечатлении лета "Невьянская башня" Старинный город Невьянск. В это лето я побывала и здесь. Невьянская башня ( наклонная башня) -...