светлана семенова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники: коллектив педагогов ДОУ.
Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению с народными играми для детей дошкольного возраста и методикой их проведения.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Народные игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Задачи:
- определить значение народных игр в воспитании детей;
- познакомить с играми народов мира.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.
Ход мастер-класса
Теоретическая часть
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем мастер-классе.
Сегодня мне хотелось бы затронуть проблему патриотического воспитания детей на основе народной педагогики. В частности, речь пойдет о народных играх. Актуальность этой темы - вне всякого сомнения.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка интереса к национальной культуре и традициям. Этот процесс проходит наиболее оптимально через народное творчество. Через него ребёнок не только овладевает родным языком, осваивая его красоту и лаконичность, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе опыт человечества, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это делает народное искусство универсальным средством социализации. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности детей, насколько это возможно.
Народные игры имеют многовековую историю. Игры сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции народа.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у подрастающего поколения и развивают физическую культуру. Народные игры доставляют детям большое удовольствие, заставляют много двигаться и требуют ловкости, находчивости, смекалки и упорства.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, прибаутками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший игровой фольклор.
Уважаемые коллеги, основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
При выборе игр для детей следует учитывать следующие факторы (по Г. И. Батуриной и Г. Ф. Кузиной) :
1. Возраст играющих. Для младших дошкольников следует выбирать наиболее простые игры, постепенно усложняя их к старшему возрасту за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в котором участие педагога обязательно. Детям еще сложно контролировать свои движения, поэтому пример взрослого необходим.
2. Место для проведения игр. Народные игры могут проводиться в группе, в зале, на воздухе. Если они проходят в помещении, его необходимо хорошо проветрить.
3. Количество участников игры. Необязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей на подгруппы. Участие в игре должно быть интересно для каждого ребенка.
4. Инвентарь для игр должен быть подготовлен заранее в достаточном количестве.
5. Знание правил игры. Объясняя детям правила, воспитатель должен встать так, чтобы его все видели. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (действие очень многих народных игр происходит в круге - хоровод, но не в его середину. Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов и всего игрового действа.
6. Выбор водящего лучше всего делать с помощью считалок, которые нравятся детям. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить. Игра должна быть вовремя закончена. Оснований для этого много: интерес детей к игре, физическая нагрузка, полученная во время игры, режимные моменты дня.
-Уважаемые коллеги, завершить мастер-класс хочется известным
изречением: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь,
как и чем играют его дети.
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник
радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни
людей, поэтому наша с Вами задача, как педагогов, сделать этот
вид деятельности частью жизни детей в детском саду, тем самым
сохраняя наши народные традиции.
Рефлексия.
Желаю успехов в вашей работе! Спасибо за внимание!