Светлана Понкратова
Мастер-класс «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход мастер – класса :
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема сегодняшнего мастер – класса : «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями».
Публикация «Мастер-класс „Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. Все материалы
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Цветовосприятие – способность воспринимать и различать цвета и их оттенки. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития психических процессов, способствует развитию речи. Особенно актуально оно для детей с ограниченными возможностями. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира.
Задача педагога коррекционного учреждения (воспитателя, дефектолога, психолога) - помочь ребёнку открыть для себя многоцветие мира, получить радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения.
Многие хотят жизни творческой, делать что - то новое, небывалое, не только для детей, но и для себя. Не только для себя, но и для окружающих. Но что значит: быть творцом в стенах нашего учреждения? Придумывать новые методики обучения? Наверное. Давать детям с ограниченными возможностями советы и знания? Тоже может быть. Радоваться их самостоятельным находкам? Обязательно.
Все это относится к профессиональной деятельности педагогов коррекционных учреждений.
Детей с ограниченными возможностями я учу воспринимать многогранный окружающий мир посредством изображения цвета нетрадиционными способами рисования. Эти способы демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Техника их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и детям.
Я предлагаю познакомиться Вам с некоторыми способами нетрадиционного рисования, которые предлагаются детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями.
- Для выполнения практической работы я предлагаю вам объединиться и создать 4 творческие группы из 4 - 5 человек. Пожалуйста, желающие! (участники мастер – класса объединяются в группы)
- Спасибо, что Вы приняли мое приглашение. Предлагаю Вам придумать название вашим творческим группам (придумывают названия)
Уважаемые коллеги!
Работу предлагаю начать с рефлексии. На столе перед Вами лежит карточки, поделенные на два столбика. Прошу вас ответить на первые два вопроса (участники заполняют).
Вопросы
1. Какие способы рисования я знаю?
2. Какие способы рисования я использую в работе?
3. Какие новые способы рисования я узнала?
- Уважаемые коллеги, попрошу Вас ответить еще на несколько вопросов:
- Используете ли Вы в своей практике нетрадиционные способы рисования с детьми?
С какой целью?
Нравится ли Вам эта работа?
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми новыми для вас способами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе.
- Одним из интересных, но сложных по технике выполнения является способ рисования с помощью лёгких : это выдувание и рисование мыльными пузырями (образцы рисунков).
- Сейчас мы попробуем освоить 1 нетрадиционную технику «рисование мыльными пузырями».
Для выполнения данной работы нам необходимы следующие материалы:
гуашь, жидкое мыло или шампунь, бумага, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки). Они перед Вами.
- Чтобы выбрать цвет, Вы должны определиться с темой.
- Темой работы наших творческих групп будут «Времена года». Давайте проведем жеребьевку (участники вытягивают из коробки листочки с темами).
- А теперь, когда наши творческие группы определились со своими темами, приступим к работе.
1способ - «Рисование с помощью лёгких»
Возраст : с 5 лет
Вид: «Рисование мыльными пузырями»
Материал: гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки, бумага.
Техника выполнения: взять маленькую баночку, приготовить в ней раствор из гуаши, воды и шампуня ( 5: 1:1, по консистенции он должен быть, как сливки.
Опустить в смесь трубочку для коктейля, дунуть таким образом, чтобы получились мыльные пузыри.
Взять лист бумаги, осторожно опустить его на мыльные пузыри, как бы перенося их на бумагу.
Средство выразительности : пятно, цвет.
Практическая работа педагогов
- Возьмите розетки и приготовьте небольшое количество раствора из гуаши и шампуня, по консистенции он должен быть, как сливки.
Опустите в смесь трубочку и подуйте так, чтобы получились мыльные пузыри.
Возьмите лист бумаги и осторожно прикасайтесь им к пузырям, как бы перенося их на бумагу (как переводную картинку).
Получаются удивительные отпечатки, которые на что-то похожи. Это будет фоном вашей работы.
При рисовании таким способом, если неправильно будет приготовлен раствор, то могут возникнуть трудности при получении мыльных пузырей: если слишком жидко – пузыри будут плохо надуваться, густо – трудно выдувать. Поэтому следует соблюдать пропорцию использования гуаши и шампуня в соотношении 5:1.
Чтобы работа стала завершенной, можно с помощью кисти дорисовать дополнительные детали: деревья, листья, солнце, трава и др.
- Другим из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является печатка или печатание (образцы рисунков).
Вначале взрослые должны помочь ребёнку с ограниченными возможностями изготовить печатки.
(показываю последовательность выполнения печатки на заранее приготовленных заготовках)
Для этого берут овощи: картофель, морковь, редиска и другие, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась на 1-1,5см. от среза. Рукоятка должна быть удобной для руки, поэтому лучше в выпуклую сторону вставить пластмассовую вилку. Гладкую сторону обмакивают в нужную для работы краску и начинаем печатать.
- Предлагаю Вам изготовить свою печатку и с ее помощью создать натюрморт, соответствующий тематике вашей творческой группы.
2 способ – «Рисование печаткой»
Возраст : с 3 лет
Вид: «Оттиск»
Материал: овощи (картофель, морковь, редис и т. д., нож, одноразовая вилка, шариковая ручка, гуашь.
Техника выполнения: овощ разрезать пополам (вдоль или поперек, зависит от необходимого формата). Нанести рисунок на срез.
Вырезать ножом по контуру, чтобы он возвышался на 1 – 1,5см.
Вставить одноразовую вилку вместо рукоятки.
Средства выразительности : пятно, фактура, цвет.
Практическая работа педагогов
Возьмите любой из овощей, разрежьте его пополам. Прежде чем нанести рисунок, подумайте, чтобы вы хотели нарисовать (напечатать). Нанесите рисунок с помощью шариковой ручки. Аккуратно вырежьте его ножом. Вставьте одноразовую вилку вместо рукоятки и обмакните в тарелочку с гуашью. Нанесите отпечатки на лист бумаги, затем дополните свой натюрморт различными деталями.
- Как вы думаете, какие трудности возникают при использовании данной техники при работе с детьми с ограниченными возможностями?
(ответы участников)
- Не менее интересный способ рисования мятой бумагой.
Для этого берутся небольшие кусочки бумаги, сминаются в шарики. Затем бумага окунается в краску нужного цвета и способом примакивания наносится рисунок на лист бумаги. Для каждого другого цвета нужен отдельный комок бумаги. Чем мельче изображение, тем меньше кусочек бумаги для сминания нужен. Эта техника интересна детям тем, что кроме того, что результат работы всегда положительный, рисунок получается интересный, а так же сам процесс сминания бумаги доставляет детям дошкольного возраста не меньшее удовольствие и развивает мелкую моторику.
3 способ – «Рисование мятой бумагой».
Возраст : с 3 лет
Вид: «Оттиск мятой бумагой».
Материал: бумага плотная, мисочки с гуашью, бумага.
Техника выполнения: смять бумагу, скатать шарик. Окунуть шарик в мисочку с гуашью и примакиванием нанести рисунок на бумагу.
Средства выразительности : пятно, цвет.
Практическая работа педагогов
Возьмите лист бумаги, порвите его на несколько частей. Сомните бумагу и скатайте из нее шарик. Обмакните шарик в миску с гуашью и примакиванием нанесите рисунок на лист бумаги. Чтобы изображение получилось полным, используйте шарики из мятой бумаги различного размера.
Задание для творческих групп: нарисовать с помощью мятой бумаги животных: медведя, лису, кошку, собаку. Не забудьте дополнить изображение животных различными деталями.
- Практическую работу наших творческих групп мы завершим вернисажем «Времена года». Я попрошу всех участников оформить свои работы. Выберите рамки, которые подходят к вашему времени года, прикрепите рисунок и подпишите его.
(участники оформляют свои работы и вывешивают их на стенде)
- Спасибо! Уважаемы участники, возьмите карточки, которые Вы заполняли в начале работы. Прошу ответить на 3 вопрос.
Уважаемые коллеги! В завершении нашей встречи я прошу Вас ответить на следующие вопросы:
- Какой из представленных нетрадиционных способов рисования вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?
- Где вы можете использовать данные нетрадиционные техники?
- С какими бы нетрадиционными способами рисования Вы хотели бы познакомиться?
- Спасибо за ответы!
- Уважаемые участники мастер – класса!
Спасибо Вам за ваш интерес к моему опыту работы, активное участие в мастер - классе, за чудесные картины. За ваше активное участие позвольте Вас посвятить в художники, работающих в нетрадиционной технике, и вручить удостоверения, свидетельствующие об этом.
(всем участникам вручаются почетные удостоверения)
Всем желающим предлагаю технологические карты нетрадиционных способов рисования, которые были представлены при проведении мастер - класса.
Сегодняшнюю встречу я хотела бы закончить небольшим стихотворением.
Итог обыденной работы -
Восторг волшебного полёта!
Всё это дивное явленье -
Занятие, рождённое вдохновеньем.
- Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!