Екатерина Малышева
Мастер-класс «От простого к сложному»
▼ Скачать + Заказать документы
От простого к сложному
ЦЕЛЬ: обмен опытом педагогической музыкальной деятельности по формированию практических навыков и знаний в области орф – педагогики.
Задачи:
развивающие:
- продемонстрировать коллегам приемы формирования у воспитанников основных принципов орф-педагогики
- прокомментировать эффективность применения приемов;
- отработать приемы в деятельностно - имитационном режиме. развивать логическое, образное мышление и память; развивать тонкость и чуткость тембрового слуха и изобретательность в звукотворчестве; развивать ассоциативное мышление и воображение.
Публикация «Мастер-класс „От простого к сложному“» размещена в разделах
образовательные: учить фантазировать, импровизировать, рисовать схематические рисунки игры на инструментах, обогащать словарный запас;
• расширять и систематизировать элементарные музыкальные знания;
• познакомить с способами соединения игры на музыкальных инструментах, ритмических движений, пения художественным образом;
воспитательные:
• учить слушать и следовать инструкции педагога;
• формировать умение работать в коллективе, играя на клавесах и инструментах;
• воспитывать умение внимательно слушать музыку, свою игру и товарищей;
Виды деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательная.
«Всякий способ хорош, за исключением скучного» - гласит французская пословица.
Здравствуйте, уважаемое жюри, коллеги. Я не зря, начала с этой фразы, она отражает суть моей работы с детьми.
Обратите внимание на картинку
Что вы видите?
-Дети играют в профессии
Правильно!
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок — музыкантом или врачом, учёным или рабочим, — задача педагога — воспитать в нём творческое начало, творческое мышление. Так сказал, известный австрийский композитор и педагог Карл Орф, и я с ним полностью согласна.
Вопрос : Перед вами следующие слова: «интерес», «удовольствие», «развитие».
Считаются ли эти слова ключевыми понятиями игровой деятельности? И если да, то почему? (Ответы педагогов).
Действительно уже доказано, что ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игре. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием.
И на этапе дошкольного образования в музыкальной среде, хочется привить любовь к музыке, открытость, внутреннюю музыкальность ребенка.
Чтобы дальнейший этап школы в музыкальном образовании проходил легко, открыто. Для этого нужен начальный фундамент, а, как известно, без хорошего фундамента здание не стоит, оно может рухнуть в любой момент.
Уважаемые коллеги, моя фокус группа, я предлагаю вам, вжиться в роль детей и самим поиграть, выполняя предложенные мною задания.
Вы любите играть?
-Да!
Именно на Игре строятся Музыкальные Погружения
Представьте ситуацию….вы остались в маминой комнате, а там шкатулочки разные, а может красивые коробочки, а может это яркая сумочка – косметичка. Мы ее открываем….и перед нами
Что?
Косметические кисти для нанесения макияжа.
Ух ты…. ими можно разукрасить картинку или превратить их в музыкальный инструмент…
Какой?
- Ударный…
Да его можно сравнить с барабанными палочками или клавесами, а если нет под рукой таких инструментов, то мы возьмем и мамины кисти для макияжа.
Коллеги, сейчас мы выучим не большой стишок и обыграем его разными способами.
Слушайте и повторяйте
Капитан, капитан
Громко бьет в барабан – (ударяем ладошками о грудь)
В кораблике плывет, сети плетет – (соединяем руки так, чтобы был уголок, изображаем кораблик)
Сетью рыбку раз поймал – (хлопок, сетью рыбку два поймал – (хлопок, сетью рыбку три поймал – (хлопок).
Супчик сварил – (круговые движение кистью) и солью посыпал – шик-шик-шик – (изображаем движения солонки)
Пузико набил – (ударяем ладошками по животу) и в барабан забил….
- Хорошо, теперь
Теперь возьмем наши инструменты, ребята, что вы возьмете?
- Палочки
-Скажите, а как можно с помощью палочек обыграть в эту игру?
Первые строки, капитан, капитан
Бьет в барабан – (ответы детей)
В лодочке плывет (Делаем палочками «лодочку» / /)
Сети плетет (крутим палочки, как вертушку или как будто спицами вяжем)
Сетью рыбку раз поймал – (удар палочками, сетью рыбку два поймал – (удар палочками, сетью рыбку три поймал – (удар палочками).
Супчик сварил – (круговые движение палочками) и солью посыпал – шик-шик-шик – (быстрые удары палочками)
Пузико набил – (ударяем палочками по животу) и в барабан забил….
Палочки - это идеальная игрушка, когда работает не красота, а воображение. Здесь мы можем варьировать и над созданием ритма, речи, фигур
Пример, игры капитан с палочками, служит связным инструментом, как просто от речи перейти к игре на музыкальных инструментах.
На этом этапе важно включать детей в диалог, спросить, как можно еще показать этот стишок, представить, как мы сидим в лодке и управляем веслами или смотрим в бинокль. Главное, чтобы это не было монологом педагога, а был диалог с детьми. Здесь они проявляют свой интерес, включаются в работу…в какой-то момент педагог отдыхает.
Спасибо! Можно посмотреть, что еще есть интересного в маминой коробочке.
Резиночки!
Отлично! Как вы думаете как можно их применить в музыкальной деятельности?
- Ответы педагогов.
Мне понравились ваши идеи, для начала нарядим свои пальчики
Песенка «Наряжали пальчики»
Сейчас мы с вами возьмем стаканчики – цветочки, там внутри уже лежат резиночки, и чуть-чуть пошалим, закрываем ладонью стаканчик и проговариваем со мной такой стишок.
Это не игрушка, а большая пушка
Дети пляшут и поют
Называется – Салют!
- Красивый у вас был салют!
- Ох и натворили мы с вами беспорядок. Кто же будет это все убирать?
Вижу в комнате есть щетки, вот они нам сейчас и помогут
Я начну, а вы за мной повторяйте!
Оркестр «Пиццикато» Делиб
Сделаем смешную рожицу нашей щеточке. У меня желтое настроение, а у вас? (ответы детей)
На данном этапе, я даю возможность создать ситуацию успеха каждому ребенку. У детей разный уровень музыкальной подготовки, разные данные, разный характер. И творческие задания помогают каждому раскрыть свои индивидуальные способности в процессе коллективной работы. Так через простые детям образы и понятия, мы приходим к положительным результатам освоения ритма, песни, музыкальных образов. Музыка здесь является связующим звеном.
- Давайте посмотрим, что еще лежит в косметички?
- Бусы!
На моих занятиях они могут быть осенней паутинкой, весной червячками, на кухне в оркестре – музыкальной лапшой. Это такой первоначальный сенсорный опыт изучения длины звука. Второй этап это ритмизация оркестра. На примере, червячков, с детьми мы поем песенку и узнаем какой они длинны – пропеваем, далее рисуем ритм та-ти-ти-та. Прохлопаем. Можно взять любой инструмент и сыграть этот ритм.
- Прошу возьмите, любой инструмент (бубен, ложки, шейкер) сыграем.
С помощью такой визуализации мы переходим на уровень аранжировки игры.
Есть хорошая игра в прятки, где будет задействован наш ритм.
Выбираем какую-нибудь игрушку, например котик его прячем и начинаем петь песенку, кто-то из детей играет в оркестр, а кто-то ищет.
Сейчас мы будем с вами оркестом. Прошу взять инструменты какой пожелаете, вас зал попрошу тоже нам аккомпонировать можно щелчками, хлопками или даже протопать. Ритм та-ти-ти-та.
в одной сказке крокодил – та, ти, ти, та
в небе солнце проглотил
звери испугались,
звери разбежались
слушай звуки и ищи
котика найди.
Идея игры в чем, ведущий прячет игрушку, ребенок ищет игрушку, звуком мы ему подсказываем, где прячется игрушка громко – близко, тихо - далеко. Как игра «горячо холодно». Входя в мир детской игры, педагог привносит в нее обучающие задачи, но при этом сохраняется волшебство игры.
Эта визуальная подсказка может быть как сенсорной в ввиде бус, так и ритмической формулой на бумаге, что поможет детям не путаться в ритме. Если это оркестр, то дети могут разделиться на подгруппы и у каждой будет свой ритм, выделяя каждой группе, допустим свой цвет. Оркестр — это один организм, который дышит, это когда мы творим вместе, слыша и слушая друг друга, это больше чем Музыка, это во всех сферах жизни, где мы делаем что-то вместе.
Здесь мы работаем с коммуникацией, контактом, концентрацией внимания, движением, звуком.
Но самое главное, что через Игру дети воспринимают Музыку как живую и учатся именно Играть Музыку, а не воспроизводить.
Через простую ритмическую сенсорную игру мы решили сложную задачу ритмизации и аранжировки игры.
В своей работе я применила принцип Орф-педагогики, что принесло результаты в короткое время.
Дети стремятся на музыкальные занятия, понимая, что каждый раз будет что-то новое.
Орф-педагогика позволяет работать как индивидуально, так и с большим количеством детей, при этом, не подвергая сомнению результативность. Каждый ребёнок чувствует себя участником процесса, у каждого возникает свой любимый инструмент, любимая игра. А главное - дети видят сразу результат такой совместной деятельности - на их глазах разворачивается целая история.
Также мой принцип работы «от простого к сложному». Простота - есть необходимое условие прекрасного. Простота — результат зрелости. Простота — высшая ступень искусства
Врожденные артистические задатки детей, игру которых отличает «вера и правда», необходимо развивать. "Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему. " Джанни Родари.
Спасибо за внимание!