Наталья Путилова
Мастер-класс по обучению звуковому анализу и синтезу слов
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в Страну Слов»
Цель: Познакомить педагогов ДОУ с основными компонентами процесса обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Уточнение знаний о структуре слова, звукослогового анализа и синтеза слов.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
закрепить знания о дифференциации гласных и согласных звуков речи;
активизировать знания детей о твёрдых - мягких,
Публикация «Мастер-класс по обучению звуковому анализу и синтезу слов» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
звонких – глухих согласных звуков речи;
совершенствовать процесс звукослогового анализа и синтеза слов;
учить составлять звуковые и слоговые графические схемы к заданным словам.
Коррекционно - развивающие:
развитие фонетического восприятия с помощью упражнений по языковому анализу и синтезу;
развивать артикуляционную моторику;
формирование пространственных представлений (слева - на право, принцип линейности последовательности);
развитие слухового, зрительного внимания;
развивать психологическую базу речи – логическое мышление, память, двигательные навыки средствами здоровьесберегающих технологий.
Воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям по обучению грамоте;
воспитывать сотрудничество, произвольность поведения;
воспитание контроля над своей речью и речью товарищей;
воспитание трудолюбия, аккуратности, осанки.
Оборудование: магнитная доска и круглые цветные магниты - обозначения звуков речи,
наборы предметных картинок;
модели Звуковичков – обозначения звуков речи;
«Чудо дерево» с «бусинками» - кружочки синего, зелёного и красного цвета (по заданным звуковым схемам составить как можно больше слов); «гирлянды» картинки (для составления звуковых схемам к названию каждой картинки);
«Дедушка Букварик» – методическое пособие для старших дошкольников;
расписная деревянная игрушка – птичка Кукушка,
методическое пособие – Поезд (слоговые схемы к словам).
Ход деятельности
1. Знакомство с темой.
Сегодня мы совершим «Путешествие в Страну Слов».
Нас ждут увлекательные игры, интересные задания. Мы встретимся со сказочными героями, с волшебными предметами.
2. Организационный момент.
Сейчас нам необходимо – сомкнуть плотно глаза, сжать плотно губы – почувствовать напряжение лицевых мышц и на счёт 3 открыть глаза, раскрыть в улыбке ротик и остаться с таким прекрасным настроением на весь день!
3. Основная часть. Гласные звуки речи
Проводим логоритмику на гласные звуки речи.
В "Стране Слов" Просыпается СОЛНЫШКО и поёт ААА…
поднять руки и двигать раздвинутыми пальчиками.
Разбудило оно ЛИСОНЬКУ – ООО…
левую руку держать перед грудью, локоть правой уложить на её кисть
и двигать ею словно" лисий хвостик"
Проснулись ЕЖАТА и запели – ЫЫЫ…
поочерёдно поднимать плечи
Проснулся ВОЛК – поёт УУУ…
вытянуть руки вперёд
.ЛОШАДКА запела – ИИИ…
руки в стороны
Проснулись МЕДВЕДИ и поют – ЭЭЭ…
одна рука над головой
6 гласных звуков речи придают мелодичность, плавность, интонационную выразительность произносимым словам и фразам.
Если гласные звуки пропадут в "Стране Слов" тогда и исчезнет наша речь.
4. Формирование фонематического восприятия.
Д / игра: «Путеводитель».
Участники игры получают картинки (набор открыток «Азбука» – путеводители.
Внятно произносят их названия -слова и отвечают, какие гласные звуки «живут» в них.
Д / игра: «Придумай слово» на заданный звук На звук [А] или (У, О, И, Э)
Назови, в какой части слова он находится (в начале, середине, в конце).
Д / игра: «Одинаковый звук».
Например: лОб, нОс, рОт какой?- звук [О].
Звуки мы произносим и слышим, а увидеть мы их можем? - Нет!
Но в Волшебной Стране слов живёт Звуковичок Гласных звуков.
У него близнецы братцы – фишки (красного цвета) обозначения гласных звуков, с помощью которых будем составлять звуковые схемы к различным словам.
Составим звуковые схемы к звукосочетаниям АУ, УА и проведём звуковой анализ (какой первый, последний звук, сколько всего звуков) Дать характеристику гласным звукам речи. Их в словах может быть несколько (от 1 - до 6). От этого зависит длина слова. Играем со словами и «измеряем их длину» (разводим соединённые ладони в стороны) СОК, СОЧ - НЫЙ, СО-КО-ВЫ-ЖИ-МАЛ-КА (уточняем расхождение написания Ши - Жи с произнесением).
С помощью звуковой линейки сосчитаем, сколько гласных звуков в слове. Запоминаем правило: «Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов!»
5. Обучение слоговому анализу слов.
Мы в "Стране Слов" видим наземный транспорт. Какой? Это - Поезд. «Что - же видно нам? - слоговые схемы на вагончиках. Но к каким они словам?» Участники получают картинки с изображением животных: «Здесь слова нарисовали и на станцию послали. В стороне они стоят на вагончики глядят. Не поймут куда садиться! Так конечно не годиться!» К данным слоговым схемам подобрать нужные слова и поместить картинки по вагончикам. Произнести чётко - тигр, волк, слон, зубр, рысь, лось - односложные слова. И «отправить» их в первый вагончик. Затем найти картинки, в названии которых будет две части - двусложные слова : коза, лиса, баран, суслик. Они «займут» второй вагончик. В третий поместим картинки, в названии которых три части - трёхсложные слова : крокодил, носорог, куница.
6. Логоритмика: «Звериная зарядка»
Раз — присядка,
Дети приседают.
Два — прыжок, Это заячья зарядка.
Подпрыгивают, кладут ладошки на голову — ушки на макушке.
А лисички, как проснутся,
Кулачками трут глаза. Сразу любят потянуться,
Потягиваются, отводят руки назад.
Обязательно зевнуть, Зевают, прикрывая рот ладонью.
Ну и хвостиком вильнуть.
Двигают бедрами из стороны в сторону.
Ну а мишка — косолапый,
Слегка сгибают руки в локтях.
Широко расставив лапы,
Ставят ноги на ширину плеч.
То одну, то обе вместе — Переступают с ноги на ногу.
Долго топчется на месте. Раскачивают туловищем.
А наш Петя-петушок, Ставят руки на пояс.
Подняв красный гребешок, Поднимают голову вверх.
Важно по двору шагает, Шагают, высоко поднимая колени.
Свою песню распевает.
Сделает вдох через нос, не поднимая плеч.
На выдохе пропеть: Ку- кА - рЕ- кУ!
7. Согласные звуки речи. На поезде мы прибыли в гости к Друзьям - Согласным звукам речи. Они бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие – обозначаем их Звуковичками синим и зелёным цветом.
Продолжаем мы играть и звуки речи различать.
• Игра: «Сигнальщики» - различение мягких (фишки зелёные) и твёрдых (синим цветом) согласных звуков речи. Участники получают фишки - листики и сигналят ими, поднимая на заданный звук.
• Игра: «Камень – Травушка» На картинки, в названии которых мягкие звуки речи кладём Травушку (зелёные квадратики, а с твёрдыми звуками – закрываем камешками (чёрные квадратики).
• Игра: «Наушники» (уметь различать звонкие и глухие звуки речи). Закрыть ладошками уши и произносить звуки, чередуя их по звонкости и глухости. Звонкие звуки выделяются голосом, при вибрации голосовых связок. При произнесение глухих звуков голоса нет и участники должны опустить руки.
Б - П В – Ф Г - К Д – Т С - З Ш – Ж
8. Обучение звуковому анализу слов.
В "Стране Слов" мы встретили Незнайку! Он не знает, как играть с фишками. Мы его научим: «Где Ум там и толк». Составим звуковую схему к слову - УМ. Выполним звуковой анализ. Какой первый звук? (красная фишка) –гласный, а второй звук? (синяя фишка) согласный твёрдый (даём характеристику каждому звуку). Сколько в слове звуков речи? В нём одна часть – один слог. Слово это короткое - односложное. Вопрос для Незнайки: «Что мы познаём с помощью ума?» - М и р. Составляем звуковую схему к слову - МИР.
Выполняем звуковой анализ. Даём характеристику каждому звуку речи (М- согл. мягк. звук, И –гласн., Р – согл. твёрдый звук)
Продолжаем путешествие по "Волшебной Стране Слов" и видим "Чудо Дерево". Оно с дивными Бусами, Игрушками, Гирляндами, Хлопушками!
Д / игра: «Гирлянда» - зашифровать название картинок, составляя к ним звуковые схемы.
и поместить на "Чудо Дерево".
Д / игра: «Бусы» - расшифровать слова - звуковые схемы, представленные в виде бус. Разноцветные кружочки (синие, зелёные и красные) – обозначения звуков речи нанизаны в линейной последовательности. Слова к данным звуковым схемам подобраны из лексической темы «Зима» : шаль, шуба, шарф, шапка, рукавицы. Проводим звуковой анализ данных слов, характеризуя каждый звук речи.
9. Обучение звуковому синтезу слов.
•Мы видим птицу! Какая это Птица прилетела к нам?
«Мы ловить её не станем, звуки речи мы поймаем и название её угадаем…»
Д / игра «Лови звуки» - произносить медленно слово, подчёркивая голосом утрированно каждый звук речи : К У К У Ш К А (звуковой синтез слова - Кукушка).
Д / игра «Похожие слова» подобрать слова - рифмы к слову Кукушка. Произнести их медленно, выделяя голосом каждый звук. Необходимо «поймать» их на слух. Подобрать нужно как можно больше слов (подушка, избушка, квакушка, макушка, петрушка, игрушка, болтушка, кружка, хвастушка, погремушка, лягушка, раскладушка, хрюшка, катушка, частушка, ловушка, попрыгушка, пушка, простушка).
• А кто живёт ещё в Стране Слов? Дедушка Букварик! Он встретился нам не случайно. Ведь в нём живут Буквы – обозначения звуков речи. Их мы видим и пишем!
Талантливый педагог Иван Фёдоров в 16 веке издал первый букварь. Мы живём в 21 веке и за знаниями в школу пойдём с современным Букварём!
Д / игра: «Живые звуки» - 5 участников будут «заданными звуками» к слову «ШКОЛА». Учимся выполнять звуковой синтез данного слова и анализируем его.
Д / игра: «Живые слова» - из заданных слов участники составляют предложение «Мы хотим стать учениками!». Сначала собрать «синтезировать» предложение, а затем проанализировать (сколько слов в нём).
Ребята только Ваше трудолюбие, терпение, настойчивость, любознательность смогли нас вернуть сейчас в Детский сад из Волшебной Страны слов!
ИТОГ
Что нового и интересного мы узнали?
Мы научились различать гласные и согласные звуки речи.
Научились давать им характеристику.
Делить слова на слоги и составлять звуковые схемы.
«Ловить звуки» на слух, называя «пойманное», составленное слово - «Живые звуки» (звуковой синтез слов).
Составлять предложения по опорным словам (синтезировать и анализировать их).