Мастер-класс по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

Елена Филиппова
Мастер-класс по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

Цель: привлечение родителей к образовательному процессу по подготовке детей к школьному обучению.

Задачи:

- познакомить родителей с дидактическими играми и заданиями по подготовке к обучению грамоте, которые на требуют длительной подготовки и специальной литературы и наглядности;

- вызвать желание родителей самостоятельно заниматься подготовкой своих детей к школе.

Оборудование: кубик, картинки и бумажные квадраты синего и зелёного цветов по количеству участников.

Ход мастер-класса:

«Как хорошо уметь читать!» Так считают все родители, дети которых в следующем году отправляются в школу. Но в первом классе обучением чтению занимаются практически целый год.

А в старшем дошкольном возрасте первостепенная и наиболее важная задача – это подготовка к обучению грамоте. Дети знакомятся с алфавитом, но обучение чтению не главная цель занятий по подготовке к обучению грамоте. Основная цель этих занятий – формирование у детей представлений о таких понятиях, как звук, слог, слово, предложение и различение этих понятий детьми. Подбор речевого материала для этих занятий напрямую связан с изучением алфавита.

Проблема дошкольного образования старших дошкольников состоит в том, что занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе из программы убраны. В программе В. В. Гербовой по развитию речи детей подготовительной к школе группе планируется одно занятие в месяц по подготовке к обучению грамоте. Практикой доказано, одного занятия в месяц по подготовке к обучению грамоте не достаточно для прочного усвоения детьми тех знаний и умений, которые стали бы прочным фундаментом для дальнейшего обучения в школе. Поэтому уже второй год я веду 1 раз в неделю кружок: в старшей группе по звукопроизношению «Звукарик», в подготовительной группе по подготовке к обучению грамоте «АБВГДЙ-ка».

Сегодня предлагаю вашему вниманию речевые игры и упражнения, которые не требуют особой подготовки и специальной литературы. Запомнив и освоив эти игры, вы можете играть с ребёнком или группой детей по дороге домой, в поездке, в свободное время, когда читаете ему книгу или заучиваете стихотворение.

Игры и упражнения формируют фонематическое восприятие ребёнка, развивают слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление, закрепляют знания о таких понятиях, как звук, слог, слово, предложение, а также деление звуков на группы: гласные – согласные, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие.

Игры со звуками и словами.

- Хлопни, если услышишь звук «Л»: В Л Т Л Н С Л Л Ф Л;

«СЬ» СЬ ХЬ НЬ РЬ СЬ ЗЬ СЬ КЬ МЬ ТЬ СЬ ПЬ;

- Хлопни, если услышишь звонкий звук «Д», топни, если услышишь глухой звук «Т»: Д Р М Т Л Д С В Т Ч Л Д;

- Вы называете слово, а ребёнок называет первый звук. Начните со слов, которые начинаются на гласный звук (исключите я, ю, е, ё, на согласный, а затем со стечением согласных: арбуз, Оля, утка, собака, картон, пробка, сковорода. Можете спросить какой звук: гласный или согласный и почему? (Нет преграды при произнесении, есть преграда: зубы, губы, язык.) Какой согласный звук: звонкий или глухой и почему? (Произносим с голосом или без голоса.) Твёрдый или мягкий.

- Вы называете слово, а ребёнок называет последний звук. Начните со слов, которые заканчиваются на согласный звук, на гласные «а», «о», «у», «и», «ы», затем на «ю», «я», «е»: лесок, певец, мост, снег, коса, в дыму, сны, Вася, в колесе. Здесь можете задать те же вопросы, что и в предыдущем задании.

- Игра «Слова». Назови слово на последний звук. Например: арбуз-санки-игра-апельсин-нитка и т. д. Подобные игры: «Города», «Имена».

- Придумай слова, чтобы они начинались на мягкий звук «СЬ»: семечки, сила, Семён и т. д.

- Придумай слова, чтобы они заканчивались на твёрдый звук «К»: носок, песок, валенок и т. д.

- Игра «Твёрдый-мягкий». Вы называете слова на определённый звук, а ребёнок определяет какой звук: твёрдый или мягкий. Например: «Д» дерево, садовник, Денис, дом, звезда, дети, дуб, орден, ударник.

Игры со слогами и словами.

- Вы называете слово, ребёнок делит его на слоги хлопками или без них. Затем называет количество слогов в слове и называет каждый слог. Например: магазин. В слове магазин 3 слога: первый слог ма, второй слог га, третий слог зин. Сначала предлагаете слова из 2-х слогов, из 3-х, 4-х слогов, а затем из 1-го слога.

- Игра «Слоговой аукцион». Придумай слова, которые начинаются слогом -ре- (репа, река, решето, ремонт, решение, редька, редис, резинка и т. д.). Придумай слова, которые заканчиваются слогом -ка- (река, бока, девочка, редька, качка, бочка, точка и т. д.)

- Придумай слова, состоящие из 1,2,3,4 и т. д. слогов.

Игры с предложениями и словами.

- Вы называете слово, а ребёнок придумывает предложение, чтобы слово стояло в начале предложения, в середине, в конце. Например: кот. Кот спит на диване. Бабушка коту налила молока. В корзину забрался кот.

- Вы говорите предложение, а ребёнок считает слова. Сначала предлагайте предложения без союзов и предлогов, а затем с ними. Например: Мама купила куклу. (3)

Мама купила куклу и мишку. (5)

Мама купила куклу в розовом платье. (6)

- Можно объединить 2 или 3 задания: придумай предложение на заданное мной слово, чтобы оно стояло в середине предложения. Когда ребёнок придумает, попросить посчитать слова в этом предложении. Например: дерево. Мы посадили дерево в саду. (5)

- Придумай предложение из 3, 4, 5 и т. д. слов. (Предлоги и союзы считаются.)

- Придумай предложение - вопрос. Объясните ребёнку, что оно начинается словами: где, какой, почему, кто, что.

- Придумай предложение по образцу с союзами и, а, но, потому что.

Например: Снег тает, потому что на улице тепло.

Мне больно, а Таня смеётся.

Я ударился, но не плачу.

Мы купили торт и идём домой.

Игры с текстами и словами.

- Проговори скороговорки нормальным темпом и голосом, высоким голосом, грубым голосом, медленно нараспев, шёпотом, быстро. Например: Тары-бары, растабары, у Варвары куры стары.

- Вы читаете стихи, сказку, рассказ. Попросите ребёнка назвать все слова на заданный звук, которые он услышит. Прочитайте это стихотворение, абзац в сказке, предложение в абзаце ещё раз. Например: сказка про Красную Шапочку…

Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше.

Назови все слова со звуком «Ш» (хорошенькая, что, лучше, бабушка, больше).

Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой, нарядной красной шапочке. Соседи так про нее и говорили:

- Вот Красная Шапочка идет!

Назови все слова со звуком «Р» (рождения, подарила, красную, пор, нарядной, про, говорили).

Вывод: в мастер-классе принимали участие 10 родителей. Из них 2 папы, 8 мам. Родителей заинтересовали игры и задания. Они активно включились в работу. Взрослые допускали те же самые ошибки, что и дети, на которые я сразу же обращала внимание. Я объясняла причину ошибок и что нужно сделать, чтобы их не допускать взрослым и научить детей. Мастер-класс прошёл в хорошем темпе. В конце родители получили по экземпляру тех самых игр и заданий, в которых принимали участие.

Публикации по теме:

«В гости в Страну знаний». Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Программное содержание: • Закрепить умение делить слово на слоги; • Упражнять в звуковом анализе слова; • Закрепить знания о различии гласных.

«В гостях у сказки». Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Задачи: Речевое развитие: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении гласные, а также твёрдые и мягкие согласные звуки.

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М» Тема: Звуки М-Мь, буква М Цель: Познакомить детей с буквой М. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков М-Мь в слогах,.

Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной группе Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Путешествие на воздушном шаре» [/b] Цель:.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «Спасение весны» Тема: «Спасение весны». Возрастная группа: подготовительная; Форма деятельности: совместная познавательно-исследовательская; Форма организации:.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Задачи: 1. Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях. Учить.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Путешествие пчелки Майи» Цель: поощрять интерес к.

Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Грамматики» «Путешествие в страну Грамматики» Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Т]-[Т’] Буква Т» Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные: -продолжить учить детей выделять звуки /т-ть/ в словах, определять место звука в слове;.

Занятие по подготовке к обучению грамоте по Е. В. Колесниковой в подготовительной группе «Транспорт» Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте на тему : «Транспорт» (по Е. В. Колесниковой) Подготовительная.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
Автор публикации:
Мастер-класс по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Опубликовано: 1 апреля 2017 в 12:19
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

Картотека в виде презентации «Подвижные игры в детском саду». Часть 7
Картотека подвижных игр Подвижная игра "Поймай за хвост дракона" Играют не менее 10 человек. Ход игры. Игроки становятся в шеренгу друг за другом и...
Рецепт заготовки на зиму салата «Донской». Фотозарисовка из серии «Кубанские разносолы»
Делаю "Донской" салат, Он зимою ценный клад! Нормы компонентов нет - Просто овощной букет! Алюбова Л. И в нашей семье, и в семьях всех наших...
Краткосрочный проект по пожарной безопасности «Юные пожарные!» с детьми старшей группы
Цель проекта: создание условий, для формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, для усвоения и...