Лучший педагог года

Мастер-класс по сказкотерапии

Манжарова Ольга Васильевна
Мастер-класс по сказкотерапии

Цель: развитие внимания, взаимодействия младших школьников через психологическую сказку

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказку используют в своей работе и врачи, и психологи, и педагоги и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Уникальность этого метода в том, что ребёнок находится в магическом, творческом, сказочном пространстве, что позволяет ему выйти за рамки своего обычного восприятия и легко обнаружить неожиданные пути решения тех проблем, с которыми он столкнулся. Сказкотерапия является удивительным волшебным «зеркалом», в котором преображённый внутренний и внешний мир отражается в гармонии и уникальности.

Публикация «Мастер-класс по сказкотерапии» размещена в разделах

Психолог: Скажите, пожалуйста, какой сказочный герой появляется перед Вашими глазами, когда Вы слышите слово «сказка»?

Обсуждение.

Психолог: Согласно мнению Юнга по выбору сказок и сказочных персонажей можно определить тот архетип, к которому Вы относитесь.

Если вы выбрали сказки :

• Русалочка (Г. Андерсен)

• Дикие лебеди (Г. Андерсен)

• Снежная королева (Г. Андерсен)

• Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Ваш тип:

В Вашей жизни присутствует элемент жертвенности. Вы не ожидаете помощи со стороны (чудес, так как привыкли самостоятельно добиваться своих целей. Нередко Вы осознанно идёте на какие – то лишения ради близких Вам людей.

Если вы выбрали сказки :

• Золотая антилопа

• Золотой ключик

• По щучьему велению

• Конёк – горбунок

Ваш тип:

Вы принадлежите к людям, которые в глубине души мечтают выиграть ДЖЕКПОТ. Жизнь этих людей проходит в ожидании небывалого везения, либо какого – то невероятного события. Такие люди верят в исключительность своей судьбы.

Если вы выбрали сказки :

• Золушка

• Царевна – лягушка

Сказка о царе Салтане

• Спящая красавица

Ваш тип:

Вы постоянно испытываете такое чувство, что Вас недооценили. Вы считаете, что с Вами постоянно поступают несправедливо. И все Ваши поступки направлены на то, чтобы доказать, кому – то, что Вы достойны лучшего.

Если вы выбрали сказки :

• Маугли

• Три толстяка

• Гуси – лебеди

Ваш тип:

Вы относитесь к таким людям, которые борются за справедливость. Нередко Вы отстаиваете интересы других людей, но можете постоять и за себя. В этой борьбе Вы готовы выяснять истину и добиваться справедливости.

Психолог: «Таким образом, сказка несет в себе психодиагностический подтекст. А сейчас мы с Вами на практике отработаем приемы сказкотерапии. Сегодня мы и поговорим о том, как полезно уметь прощать, и по этому поводу давайте послушаем сказку».

Болезнь непрощения

В далекой жаркой Африке в прохладной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел невиданной и заразной болезнью, которой на целый день заразились и заболели все жители озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете.

В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А потому с утра у него было плохое, можно сказать, прескверное настроение. Он немного повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Такое часто случалось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чесалась, а птицы, склевывая насекомых прямо со спины, очень ему помогали.

Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он неожиданно рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачиваясь, он нечаянно наступил на хвост Крокодилу, лежащему на берегу. Крокодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Бегемот был большой и сильный, а потому Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь поменьше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успокоиться, она решила сделать что-нибудь плохое маленьким лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали гоняться за комарами.

Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако комаров взлетело над берегом озера. Увидели комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердился и погнался за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.

Только к вечеру, когда все озеро ужасно переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить птичек и опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, наконец-таки успокоился. Следом за Бегемотом успокоился и Крокодил. Он простил Бегемота, потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Крокодила и перестала злиться на лягушек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцарилось спокойствие и тишина, а его обитатели погрузились в мирный сон.

В далекой Африке до сих пор вспоминают ту странную болезнь. Долго спорили между собой звери и птицы, что же за болезнь была у жителей озера и почему они целый день так ревели и гонялись друг за другом. И после долгих споров с помощью мудрого льва звери придумали этой болезни название – болезнь непрощения.

Психолог: А теперь я предлагаю поработать в группах.

Участники разбиваются по три человека, рядом сидящие и получают задание.

1 группа

Нарисовать главную идею, мысль сказки на листе бумаги.

2 группа

Организовать обсуждение в группе и ответить на поставленные вопросы:

– Из-за чего обитатели озера стали ссориться, сердиться и гоняться друг за другом?

– Злость и непрощение похожи на заразную болезнь, когда она с одного переходит на другого?

– Почему вечером опять на озере воцарилось спокойствие и тишина?

– Если кто-то не любит и не хочет прощать другого, то что может случиться потом?

– Кому навредили обитатели озера тем, что расхотели друг друга прощать?

– Для кого полезно умение прощать и почему

3 группа

Придумать, как по-другому могла бы закончиться эта сказка.

А какое окончание сказки вам больше понравилось? Действительно сказки нам нравятся те, которые хорошо заканчиваются. Все в наших руках.

Комментарии психолога.

Вот это лишь 3 метода работы со сказкой, но есть и многие другие. Обратите внимание на слайд.

Методы работы со сказкой :

Моделирование сказок.

Выразительные движения.

Проблемные ситуации.

Творческие задания.

Сказки по-новому.

Узнай сказки по песенке героев.

Продолжи сказку.

От точек к сказке.

Нарисуй сказку.

Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с такими проблемами, как:

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками, учителями, родителями).

Это естественные для каждого ребёнка конфликты, противоречия, обиды.

2. Переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не так». Чувство неполноценности.

Практически все агрессивное поведение – результат ощущения собственной «малозначимости» и попытка таким способом доказать обратное. Ребёнок, досаждающий окружающим и тем самым демонстрирующий собственное Я, часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребёнок, кажущийся слабым и «забитым».

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

Здесь самое важное не то, чего именно ребёнок боится, а то, как он боится. Если он использует страхи для саморазвития, преодолевает их и на этом учится жизни – всё в порядке. Если страх «тормозит» развитие, концентрируя на себе все силы ребёнка, — тогда требуется помощь. Ещё надо помнить, что дети, отчаянно отстаивающие то, что они ничего не боятся, как раз и боятся – то больше всего. Просто они даже боятся признаться себе в своём страхе.

Сказкотерапия — прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия подростком своей проблемы сказкотерапия, также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии. Её основа — формирование нравственных ориентиров.

Сказки структурируются по отдельно взятым детским проблемам:

1. Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для агрессивных детей.

4. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т. д.

5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Виды сказок :

1. Дидактические (в форме учебного задания)

2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.

3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)

• народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)

сказки о животных;

• бытовые сказки;

• страшные сказки;

• волшебные сказки.

А закончить свой мастер класс, я бы стихотворением.

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть добро и ласку.

Может быть вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

В сказке все бывает честно :

И начало и конец.

Смелый принц ведет принцессу

Непременно под венец.

Белоснежка и русалка,

Старый карлик, добрый гном-

Покидать нам сказку жалко,

Как уютный смелый дом.

Прочитайте сказки детям,

Научите их любить!

Может быть на этом свете

Станет легче людям жить?

Литература по сказкотерапии

1. Лабиринт души. Терапевтические сказки. (под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева)

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Игры в сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. – СПб. : Речь, 2009. – 208 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2010. – 176 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Развивающая сказкотерапия / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2011. – 168 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2010. – 240 с.

6. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. — СПб. : Речь, 2004.— 224

Публикации по теме:

Конспект НОД с элементами сказкотерапии «Доброе сердце» ДОБРОЕ СЕРДЦЕ. Занятие по сказкотерапии «Слоненок Кузя». Цель: Формирование установки на эмоциональную поддержку другого в кризисной ситуации.

Конспект НОД с элементами сказкотерапии «Космическое путешествие» Конспект занятия психолога по сказкотерапии в подготовительной группе: «Космическое путешествие» Цель занятия: - развитие у дошкольников.

Конспект НОД по сказкотерапии «Путешествие в сказку» Открытое занятие с элементами сказкотерапии «Путешествие в сказку» (для детей подготовительной группы) Задачи занятия: • отработать позитивное.

Конспект сказкотерапии «Наши чувства. Страх» Конспект занятия «Наши чувства. Чувство Страх» Цель: развитие эмоционально-волевой сферы детей Задачи: -Уточнить знания детей о чувстве.

Конспект занятия по сказкотерапии «Чужие игрушки» Программное содержание: - продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; - обучать способам дружеского взаимодействия;.

Конспект занятия по сказкотерапии «Сказка о зайке» Конспект занятия по сказкотерапии "Сказка о зайке" Пояснительная записка к занятию по познавательно-речевому развитию «Сказка о зайке» Цель.

ООД по сказкотерапии «Зайкины страхи» Сказкотерапия детских страхов. Педагог-психолог Даренская Л. В. Тема: «Зайкины страхи» Цель: стимулирование аффектной сферы детей, повышение.

Развитие речи и личности дошкольников посредством сказкотерапии Развитие связной речи и личности дошкольника посредством сказкотерапии Дошкольный возраст уникальный период для приобретения свойств личности.

Роль сказкотерапии в дошкольном воспитании Наверно нет человека, который бы не любил сказки. Волшебные сказки любят без исключения все дети и многие взрослые, т. к. они тоже родом.

Мастер-класс для воспитателей «Теория и практика сказкотерапии»Мастер-класс для воспитателей «Теория и практика сказкотерапии» Мастер-класс «Изготовление кукол-марионеток». Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает, просматривает ее в своем воображении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по сказкотерапии
Опубликовано: 27 декабря 2018 в 07:28
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД