Получи документы

Мастер-класс «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся»

Мария Надина
Мастер-класс «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся»

Мастер-класс по теме : «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся»

Цели и задачи мастер-класса : Дать общее представление о системе формирующего оценивания. В процессе проведения занятия в практической форме продемонстрировать участникам методы формирующего оценивания на уроке. (Слайд №2)

Ожидаемые результаты : (Слайд №3)

• учителя познакомятся с системой формирующего оценивания и методами использования каждого вида оценивания на разных типах уроков;

Публикация «Мастер-класс „Формирующая оценка образовательных результатов учащихся“» размещена в разделах

• участники мастер-класса смогут активно внедрять продемонстрированные приемы в свою практическую деятельность.

Ход мастер класса

1. Вступление

Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри, гости! Разрешите представить вашему вниманию мой опыт работы в школе. За годы педагогической деятельности я поняла, что «Учитель не просто профессия, а часть жизни каждого человека. И эта часть должна быть самой лучшей».

Я работаю в школе учителем начальных классов, и провела не одну тысячу уроков. Какой бы теме ни был посвящен урок, понимаешь, что он должен способствовать развитию учащихся. Каждый урок требует глубокого осмысления целого ряда вопросов: и самый главный из них: - Как правильно оценить знания ученика? Да, это простое и доступное средство вызвать соревнование между детьми, осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию, готовить статистику и отчетность. Но с другой стороны, каждый учитель оценивает знания учащихся, исходя из своих интуитивных представлений. Выставление оценки зачастую портит отношения между учителем и учениками. Поэтому вопрос изменений в системе оценивания для меня стал еще более актуальным.

Школьная отметка является неотъемлемой частью учебного процесса, но, в то же время, не называет те умения, которые оценены учителем. Отметка не выражает стараний ученика, а является лишь количественным показателем. На практике процесс оценивания обычно выступает как развернутое суждение учителя, обосновывающее отметку, или как свернутое «объявление», т. е. прямое выставление отметки.

Оценивание – это и процесс, и результат, который помогает учащимся увидеть сильные и слабые стороны выполняемой работы на уроке, вовремя скорректировать ее для достижения наилучшего результата. Результат оценивания – личностный рост ученика и достигнутое им индивидуальное качество знаний и уровень обученности.

2. Введение в тему

А сейчас я хотела бы, чтобы наша группа решила простую математическую задачку прикладного характера:

В пачке 500 листов бумаги формата А4. За неделю в офисе расходу-ется 1200 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 4 недели?

Итак, обменяйтесь листочками с решением задачи в парах. Оцените. Что вы заметили? Как вы оценивали?

А теперь давайте оценим решение задачи по следующим критериям: Решение задачи содержит:

- Краткую запись;

- Решение по действиям;

- Пояснения к действиям;

- Записан Ответ. (Слайд№4)

Итак, получилось, что ваше правильное решение разбилось ещё на 4 мелких действия, которые в ходе решения вы должны выполнить. Какую оценку вы дали своему решению теперь?

Уважаемые коллеги, обратите внимание, что вы проводили взаимопрезентацию друг друга и решали задачу, т. е. вы были вовлечены в процесс взаимооценивания и сегодня в процессе мастер-класса рассмотрим тему : «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся»

Формирующее (формативное) оценивание – это оценивание для обучения. Оно помогает ученику и учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно идет процесс учения и обучения.

Формирующее оценивание необходимо как учителю, так и ученику для того, чтобы проводить диагностику, как идёт процесс обучения/учения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения).

В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками.

Хочу поделиться опытом использования некоторых приемов формирующего оценивания из своей практики.

3. Презентация педагогического опыта

Критериальное самооценивание

Начиная с 1-го класса использую приём (Слайд №5) «Светофор». Этот прием даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки трёх цветов – красный, желтый, зеленый. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли ожидаемые результаты, реализованы ли цели урока.

«Знаковый символ» : «!» выполнил без ошибок, «+» допустил ошибку, «-» не справился с работой.

Начиная со второго класса для самооценки использую (Слайд №6) «Линеечки». После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по уровневой шкале. Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа. Можно использовать два критерия: правильность и аккуратность оформления работы. На полях тетради ученики чертят два отрезка – линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, повышенный, средний, низкий. Каждая линеечка помечается буквой «П» и «А» : П – правильность, А – аккуратность. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы.

Уровни выполнения работы

Уровни Правильность (П) Аккуратность (А)

высокий

уровень У меня нет ошибок, и я хорошо выполнил работу. Мне очень нравится, как я написал.

повышенный У меня есть одна-две ошибки. Мне нравится, как я написал, но у меня есть несколько исправлений.

средний уровень У меня есть три-четыре ошибки. Я не очень красиво и правильно написал буквы или цифры, у меня есть исправления и помарки.

низкий уровень У меня почти все неправильно, я совсем не справился с заданием. Мне не нравится, как я написал, у меня грязно и плохо написано.

Критерии оценивания разных умений по предметам обязательно доводятся до сведения учащихся и их родителей. Эти критерии необходимо вывесить в учебном кабинете на видном и доступном для всех месте.

Дети периодически на уроках по заданию учителя самостоятельно оценивают по предложенным критериям свои работы и работы одноклассников.

Критериальное взаимооценивание

Для взаимооценивания творческих работ учащихся применяю приём (Слайд №7) «Две звезды и желание».

Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».

На уроках математики, перед самостоятельной работой, мы обсуждаем, как будем оценивать то или иное задание и сколькими максимально баллами может быть оценена вся работа. Например, задача –

5 баллов:

- 1 балл – наличие чертежа или краткой записи;

- 1 балл – верный ход решения задачи;

- 1 балл – верно выполненные вычисления;

- 1 балл - пояснения к действиям;

- 1 балл – полный ответ.

На уроках литературного чтения при устном взаимооценивании, например, для пересказа у доски перед всем классом или в паре выбираются совместно с учащимися следующие критерии : громкость, последовательность, выразительность, темп. Для чтения наизусть – точность, громкость, темп, интонация, обязательное называние автора и заголовка. При чтении художественного текста к предыдущим критериям добавляется умение читать целыми словами, соблюдение знаков препинания, умение читать без ошибок.

Ребята с большим вниманием следят за пересказом, чтением своих одноклассников. Большая часть ребят оценивает адекватно.

Слайд №8.

Для оценки выразительности применяю следующие критерии:

- произведение прочитано всеми участниками группы идеально, т. е. каждый прочитал, используя соответствующие средства выразительности (интонацию, паузы, выделение ключевых слов) – 5 баллов;

- кем- либо из группы было допущено 1-2 ошибки – 4 балла;

- кем- либо из группы было допущено 3-4 ошибки – 3 балла;

- кем- либо из группы было допущено 5-6 ошибок – 2 балла;

- участниками проекта было допущено более 6 ошибок – 1 балл.

После выступления каждой группы проводится обсуждение (оценивание) её работы и в общей дискуссии определяется уровень достижения того или иного критерия.

Работа с группами.

1-я группа получает карточки с текстами, которые необходимо выразительно прочитать.

2-я группа оценивает выразительное чтение по критериям.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю. (Аким Я.)

Что за яблочко! Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто,

Будто мёдом налилось,

Видны семечки насквозь. (Пушкин А.)

3. Заключение.

Итак, формирующее оценивание :

ориентировано на обучающегося;

ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений;

оценивается не только результат, но и процесс;

отслеживается прогресс каждого обучающегося;

носит системный характер.

Что надо изменить, для того чтобы успешно перейти от традиционной модели оценивания к формирующему оцениванию?

Задание для групп.

Каждая группа получает карточки со словами для справок. Необходимо дополнить таблицу.

Традиционная система оценивания переход Формирующее оценивание

традиционные письменные работы

неявные критерии оценивания

конкуренция

оценки результата

оценивание учителем

значимость и важность оценки

итоговое, суммарное оценивание

Слова для справок:

оценивание при участии учащихся;

проекты, творческие работы, исследовательские работы, тесты;

значимость учения;

развивающее оценивание;

позитивное оценивание;

оценивание понимания, интерпретации, анализа, синтеза;

оценивание навыков и умений;

оценивание процесса;

чёткие и прозрачные критерии оценивания;

сотрудничество, сотворчество.

Слайды № 9-16. Обсуждение результатов

Традиционная система оценивания переход Формирующее оценивание

традиционные письменные работы проекты, творческие работы, исследовательские работы, тесты

неявные критерии оценивания чёткие и прозрачные критерии оценивания

конкуренция сотрудничество, сотворчество

оценки результата оценивание навыков и умений

оценивание учителем оценивание при участии учащихся

значимость и важность оценки значимость учения

итоговое, суммарное оценивание развивающее оценивание

Формирующее оценивание – это эффективная инновационная технология, которая позволяет, применив широкий ассортимент простых техник, получить от учеников оперативную обратную связь относительно того, как они учатся. И этот процесс должен быть обязательно положительным, потому что наша цель - воспитать успешную личность.

Уважаемые коллеги, я познакомила вас с некоторыми приёмами формирующего оценивания. Учитель, в своей деятельности должен уметь использовать разнообразные техники формирующего оценивания.

Завершить свое выступление хотелось бы словами писателя, педагога Любови Рафаиловны Кабо «От писателя остаются книги, от художника - картины. От каждого яркого, думающего учителя остается его неповторимый опыт…» (Слайд№17)

Список литературы.

1. Новые формы оценивания. Начальная школа / М. А. Пинская, И. М. Улановская. – 2-е изд. – М. :Просвещение, 2014.

2. Пинская М. А. - Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода. – Пособие для учителей. – 15 с.

3. Пинская М. А. - Формирующее оценивание : оценивание в классе : учеб. пособие / М. А. Пинская. – М. : Логос, 2010. – 264 с.

4. Пинская М. А. - Формирующее оценивание : оценивание для обучения. - Практическое руководство для учителей. – 35 с.

5. Фишман И. С., Голуб Г. Б. – Формирующая оценка образовательных результатов учащихся : Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. 244 с.

Публикации по теме:

Мастер-класс для учащихся 1 класса «Солнышко — символ Масленицы» Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие,.

Мастер-класс учащихся начальной школы по изготовлению объёмной снежинкиМастер-класс учащихся начальной школы по изготовлению объёмной снежинки Детский мастер – класс по изготовлению объёмной снежинки. Декабрь – это пора новогодней суеты, которая заряжает нас позитивным настроением.

Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий «Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий в начальной школе».

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

«Мода и костюм». Мастер-класс для учащихся в лагере Тема: «Мода и костюм». Цель: познакомить учащихся с историей моды. Задачи урока: Образовательные: дать представление об истории развития.

Мастер-класс для учащихся школы искусств «Вышивка в технике» мережка» Тема урока: Вышивка в технике — «Мережка».4 часа Цель урока:1. Научить учащихся вышивать швом «мережка» 2. Заинтерисовать учащихся новым.

Мастер-класс для учащихся 1–2 классов ДШИ «Эбру, или Рисунки на воде» Тема мастер класса: Эбру, рисунки на воде. Мастер класс рассчитан на учащихся 1-2 классов ДШИ. Тип мастер класса: комбинированный. (Изучение.

Изменение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в ДОО №1 «Снегурочка» п. Шушенское. Направления практики: «Изменение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в.

Оценка достижений предметных результатов учащегося 1 класса за 2017–2018 учебный год Оценка достижений предметных результатов за 2017-2018 учебного года ученика 1 а класса Учитель начальных классов: О. И. Антюхова Система.

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся 2 класса «Оценка первая моя» Оценка первая моя Цель: воспитывать у детей позитивное отношение к учебной оценке, развивать интерес к учебе. Ход мероприятия: ПЕСНЯ «Учится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся»
Опубликовано: 11 января 2019 в 10:03
+110Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД