Татьяна Тимушкина
Мастер-класс «Предметно-пространственная среда логопедического кабинета в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: распространение педагогического опыта по применению предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС.
Задачи:
- распространить педагогический опыт по применению предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС;
- познакомить педагогов с элементами предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС
Публикация «Мастер-класс „Предметно-пространственная среда логопедического кабинета в детском саду“» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Ход мастер-класса :
В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании необходимо создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды для формирования детской инициативы, успешной совместной и самостоятельной деятельности, позитивной социализации, личностного развития каждого ребенка.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. Предметно-пространственная среда должна способствовать преодолению речевых дефектов и развитию речевых возможностей дошкольника в хорошо оснащённом логопедическом кабинете.
Структура развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, подбором предметного содержания с учётом условий работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов.
Сегодня я хочу вам рассказать о предметно-развивающей среде логопедического кабинета в детском саду. Наверное, невозможно преувеличить ее значимость в развитии и коррекции речи детей, посещающих логопедические занятия. Нам необходимо создать такую развивающую среду, чтобы дети шли в кабинет логопеда с желанием и радостью. Находясь в кабинете, ребенку должно быть комфортно и уютно.
Принципы построения предметного пространства.
Воздействие коррекционного обучения в детском саду в рамках логопедического кабинета подчинено определенным учебным и воспитательным целям, стоящим перед логопедом. Пространство кабинета, его наполненность побуждает ребенка к деятельности, пробуждает в нем жажду познания. Развивающая среда в кабинете организуется так, чтобы способствовать развитию всех сторон речи и неречевых психических функций.
Создавая предметно-развивающую среду логопедического кабинета необходимо руководствоваться следующими принципами:
соответствие психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям;
системность;
доступность;
трансформируемость;
многообразие материала;
инновационная направленность;
эстетика оформления.
По целенаправленному оснащению и применению логопедический
кабинет можно условно разделить на несколько основных зон:
Зона коррекции звукопроизношения.
Зона развития мелкой моторики.
Зона ТСО (технических средств обучения).
Зона развития речевого дыхания.
Информационная зона
Зона игрового сопровождения
Зона развития лексико-грамматических средств языка.
Организованная в соответствии с этими требованиями предметно – развивающая среда логопедического кабинета в дошкольном учреждении всегда способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения детей.
В нашем детском саду развивающая предметно-пространственная среда начинается уже с раздевалки. Здесь дети проводят значительную часть своего времени и с родителями, и с воспитателями. Это информативная зона. Здесь имеются папки-передвижки изготовленные своими руками со статьями по развитию мелкой моторики рук, фонематического восприятия, автоматизации звуков. Могут получить информацию о том, как правильно делать артикуляционную гимнастику. Родители часто читают эти статьи и используют полезные советы в воспитании своих детей.
Зона по коррекции звукопроизношения оснащена настенными зеркалами,столом, стульями, мольбертом, логопедическими зондами, картотекой артикуляционных упражнений. Имеется логотренажёр для коррекции звукопроизношения,литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях.
Зона развития лексико-грамматических средств языка располагает дидактическим пособием,, разнообразным картинным материалом по всем лексическим темам. Имеется кукольный театр,лото.
Зона развития мелкой моторики включает в себя разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаики, пазлы, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с прищепками, счетными палочками.
Зона развития речевого дыхания включает в себя детские музыкальные инструменты, соломинки для коктейля, вертушки, мыльные пузыри, картотеку дыхательных упражнений, и многое другое.
В наше время невозможно представить обучение детей без компьютерных технологий. Задания, которые ранее дети получали бумажных носителях теперь видны на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием.
Среда, окружающая детей в кабинете :
- обеспечивает чувство психологической защищенности;
- является средством полноценного развития
- сочетает привычные и инновационные методы
.