Елена Макарова
Мастер-класс «Путешествие в страну ЛБД»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог – мастер : Макарова Елена Григорьевна, воспитатель МДОУ «Д/с №40»
Продолжительность мастер-класса – 20 минут
Цель мастер-класса : на примере игр с ЛБД продемонстрировать уникальные коррекционно – педагогические возможности логических блоков Дьенеша.
Задачи:
-Трансляция опыта работы по использованию игр с ЛБД в непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности
-Обучение вариативным формам и методам работы с ЛБД
Публикация «Мастер-класс „Путешествие в страну ЛБД“» размещена в разделах
-Демонстрация переноса умений оперировать знаковыми системами в любую образовательную область
Оборудование:
2 мольберта, магниты для мольберта, столы для педагогов – участников, маленький столик для дидактического материала, 3 обруча
Раздаточный материал: наборы с ЛБД (4 штуки, логические фигуры, «карточки-схемы» для игры «Украсим елку бусами»
В работе с детьми я использую игры с блоками Дьенеша.
1. Эти игры развивают в детях логическое мышление и помогают совершенствовать нужные для коррекции и преодоления нарушений речи качества – это умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию. Помогают усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
Эти качества необходимы детям в образовательной деятельности по звуковой культуре речи, обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений.
2. Игры с блоками Дьенеша развивают познавательные процессы – это память, внимание, воображение.
3. Они являются средством формирования математических представлений у детей: знакомят с формой, цветом, размером, толщиной объектов, развивают пространственные представления, создают благоприятные условия для применения математических знаний.
4. Воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
5. Развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
6. Развивают речь.
При организации игр я использую логические блоки Дьенеша.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые);
в) двух размеров (большие и маленькие);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Кроме этого в своей работе я использую:
-Логические фигуры - это плоский вариант блоков Дьенеша. В комплекте 24 фигуры.
-Карточки с символами свойств, как раздаточный материал, так и демонстрационный.
Знакомство детей с символами свойств является важной ступенькой в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования. На карточках условно обозначены символы свойств и символы отрицания свойств блоков. Карточки с символами свойств используются как дополнение к блокам Дьенеша и как самостоятельный материал для игр.
Еще я использую
-Логические кубики: кубики, на гранях которых изображены символы свойств блоков, символы отрицания свойств. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика, а это всегда нравится детям.
Логические кубики используются в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами.
Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов. Так маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую треугольную рыбку, а большой красный круг в большой красный цветок на клумбе. Они легко превращаются в подарки, во фрукты, в овощи, в животных, в птиц, в насекомых, в строительные материалы, в инструменты и в любые другие предметы.
Поэтому педагогические возможности материала уникальны: можно придумать много сценариев различных игр, игр с разным сюжетом. Например «Рыбалка», «Строительство города», «Кулинары», «Садовники». Где дети ловят рыб, сажают цветы, украшают торт, строят дома. Это дает возможность провести интеграцию с любой лексической темой в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей.
Организуя и планируя игры с блоками можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей, с учетом уровня игрового опыта с блоками Дьенеша.
При организации игр нужно помнить, что дети тянутся к мыслительным задания тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы. Поэтому нельзя передерживать детей на определенной ступени или преждевременно давать более сложные игры и упражнения. Иначе интерес к играм может пропасть. Поддерживать интерес к играм помогают загадки, стихотворения, рассказы, сказки, скороговорки.
Чтобы убедиться в этом я приглашаю Вас отправиться со мной в небольшое путешествие в страну ЛБД. Вы хотите туда попасть? Да! Тогда мы делимся на три группы, потому что одну и ту же игру будем выполнять с разным уровнем сложности. Третья группа будет выполнять самые сложные задания, вторая – средней сложности, а первая легкие задания. Вы готовы? Да! Тогда отправляемся.
Чтобы попасть в страну ЛБД, Вы должны открыть «кодовый замок». Это значит, надо указать лишнюю фигуру, объединив две другие по какому-то одному общему свойству. Напоминаю, блоки характеризуются – формой, цветом, размером.
Молодцы! Я приветствую вас в стране ЛБД.
Путешествие наше продолжится по дорожке, которую вы сейчас сами построите. Правила постройки будут разными и дорожки получатся тоже разными. Но все они сойдутся в одном месте и приведут нас. Узнаем позже. А пока игра «Мы строители».
Приступайте к постройке «дорожек».
(Правила постройки дорожек раздаю в напечатанном виде).
-Как надо было построить дорожку Вам?
-Какие блоки по форме вы использовали?
-Какие блоки по форме и цвету вы использовали?
-Какие блоки по форме, цвету и размеру вы использовали?
1. Вам надо построить дорожку из 3 блоков так, чтобы рядом не было одинаковых по форме блоков.
2. Вам надо построить дорожку из 3 блоков так, чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков.
3. Вам надо построить дорожку из 3 блоков так, чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков.
Молодцы! Дорожки получились не только красивыми, но и очень прочными, потому что сделаны без ошибок. Путешествие продолжается. Куда приведут нас дорожки, вы скажете нам сами. Ответ найдете под блоком, который я задумала. Вам надо выяснить форму, цвет, размер и толщину задуманного блока. Задавайте вопросы. Привели они нас в магазин.
Добро пожаловать в «Магазин игрушек»!
В стране ЛБД он необычный. Игрушки состоят из геометрических форм. Нам надо обязательно купить игрушки в память об этом путешествии по стране ЛБД.
Чтобы сделать покупки нам надо поиграть в игру «Магазин». Я буду продавцом, а вы будете покупателями. Купить игрушки можно на деньги. Денежными купюрами будут логические фигуры.
Правила покупки опять будут разными.
1. Вы можете купить себе ту игрушку, в которой присутствует форма вашей купюры.
-Какую игрушку выбрали? В этой игрушке есть форма купюры. Игрушка продана.
2. Вы можете купить себе ту игрушку, в которой присутствует форма и цвет вашей купюры.
-Какую игрушку выбрали вы? В этой игрушке присутствует форма и цвет вашей купюры. Игрушка продана.
3. А вы можете купить себе только ту игрушку, в которой присутствует форма, цвет и размер вашей купюры.
-Какую игрушку выбрали вы? В этой игрушке присутствует форма, цвет и размер вашей купюры. Игрушка продана.
-А я куплю себе игрушку на такую вот купюру. Фигура, закодированная в этой купюре, должна обязательно присутствовать в игрушке.
Поздравляю вас с покупками!
А теперь я хочу открыть вам небольшой секрет.
Жители страны ЛБД очень любят цветы. Поэтому я предлагаю Вам сделать подарок жителям этой страны – посадить на клумбу красивые цветы. Для этого нам надо превратиться в садовников и поиграть в игру «Садовники».
Цветы Вы должны будете вырастить сами. Выращивать их будете, с помощью логических кубиков, подбрасывая их и выбирая свойства своим цветам.
1. Вы в своем цветке должны вырастить форму.
2. Вы в своем цветке должны вырастить форму и цвет.
3. Вы в своем цветке должны вырастить форму, цвет и размер.
Выращенные цветы идем сажать на клумбу.
Любимым праздником жителей страны ЛБД является Новый год. А главным украшением этого праздника - новогодняя елка. Я вас приглашаю принять участие в украшении елки и поиграть в последнюю игру «Украсим елку бусами».
На елке 5 рядов бус. Счет рядам будем вести сверху вниз. В каждом ряду три бусинки. Счет бусинкам ведем слева на право. Игрушками являются логические фигуры. Каждой игрушке на елке отведено свое место. Чтобы повесить игрушку на елку вы должны будете прочитать «карточку схему». По ней вы узнаете, какую игрушку Вам предстоит повесить на елку, на какой ряд и на какое место в ряду.
- Моя игрушка висит в … ряду, на … месте, а игрушкой является….
Какую игрушку повесите Вы на елочку, на какой ряд, и на какое место?
Любуясь этой елочкой, так и хочется сказать:
Посмотри на нашу елку –
Блоки Дьенеша висят,
Наша елка просто чудо –
Удивляет всех ребят!
Я думаю не только ребят, но и вас, уважаемые коллеги, удивляет наша елочка.
На этой поэтической ноте наше путешествие подошло к концу. Пришло время подвести итог нашего путешествия. Итогом будет «дорожка», по которой вы вернетесь обратно. В строительстве «дорожки» будем использовать блоки только двух цветов – красные и синие.
Красные блоки обозначают слово «да», а синие блоки - слово «нет».
1. Уважаемые коллеги. Вам понравилось наше путешествие в страну ЛДБ?
2. У вас были затруднения при выполнении игровых заданий?
3. Заинтересовали вас игры с ЛБД?
4. Получили ли вы сегодня качественно новые знания?
5. Будете ли вы использовать полученные знания в работе?
Глядя на построенные «дорожки» можно сделать вывод, что из путешествия вы возвращаетесь с позитивным настроем и с багажом знаний.
Со счастливым возвращением!
Благодарю за участие!