Ольга Деминтиевская
Мастер-класс «Развитие детской инициативности посредством проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер - класса : повышение мотивации педагогов к овладению методом проектов как одним из инструментов развития детской инициативности.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с технологией проектной деятельности, создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью стимулирования развития интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.
Публикация «Мастер-класс „Развитие детской инициативности посредством проектной деятельности“» размещена в разделах
2. Содействовать совершенствованию профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
Форма проведения мастер- класса
Лекция с элементами презентации + практическая работа.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Дидактический материал: презентация, раздаточный материал (маркеры, ватманы для практической работы, магнитная доска.
Структура мастер – класса :
1. Вступительная часть.
Объявление темы и цели мастер-класса.
2. Теоретико - демонстрационная часть.
3. Практическая часть.
4. Рефлексия. Подведение итогов.
Ход мастер- класса
Добрый день, уважаемые коллеги!
(Слайд №1) Тема моего мастер-класса «Развитие детской инициативности посредством проектной деятельности».
(Слайд №2). Современное образование должно быть нацелено на диалог детей и взрослых. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов. Мои наблюдения из практики показывают, что этот метод вызывает у детей особый интерес, способствует развитию творческой активности, вызывает желание вести исследовательскую деятельность.
(Слайд №3). Основная цель моего мастер – класса – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению методом проектов как одним из инструментов развития детской инициативности.
(Слайд №4) ПРОЕКТ – ЭТО РАБОТА НА РЕЗУЛЬТАТ!
Тезис современного понимания метода проектов : «Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать».
(Слайд №5). Метод проектов включает в себя несколько этапов. Эту структуру проекта очень легко запомнить. Проект – это шесть «П» :
Проблема (выбор темы).
Проектирование или планирование.
Поиск информации.
Продукт ( практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).
Презентация. ( Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
Шестое «П» - Портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).
В своей практике я использую два способа разработки проектов :
Слайд №6. 1.«Модель трех вопросов». Один из наиболее эффективных способов введения в тему. Суть этой модели заключается в том, что я задаю детям три вопроса: • Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом? (Слайд №7)
(Слайд №8) 2. Метод «Мыслительных карт». Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. Благодаря этим моделям я получаю первичную информацию о запасе знаний и представлений детей по теме.
Уважаемые коллеги, сейчас я приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Хозяином этой площадки будет всем нам известный метод проектов. Мне нужна ваша помощь. Пожалуйста, выходите 6 человек. Я предлагаю Вам примерить на себя роль детей и попробовать разработать проект разными способами. Из всех тем проектной деятельности мне ближе тема «Семья». Можете приступать к работе. (Слайд №9)
Пока одна группа работает с Моделью 3-х вопросов, мы сейчас рассмотрим метод «Мыслительная карта». Так, в начале работы над проектом «Моя семья», я показала детям лист бумаги с изображенной в центре семьей. Потом спросила детей, что такое семья? Каждый ответ записала возле центрального рисунка. Затем работаем по очереди с каждым словом. Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом). Над каждой ветвью воспитатель пишет слово-ассоциацию. Ребенок добавляет свои слова рисунком или картинкой, обозначающим данное слово. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.
Давайте посмотрим, что же получилось у вас? (подхожу к другой группе) (Таблица 3 вопроса).
Слайд №10-15 (фото).
Исходя из полученных ответов, я планирую в дальнейшем свою работу по теме:
• Организовать сюжетно-ролевую игру «Семья», «Больница».
• Дидактические игры «Моя квартира», Кому, что нужно для работы», «Разные профессии», «Назови ласково».
• Просмотр семейных фотографий, видеофильмов, иллюстраций.
• Наблюдение детей за членами семьи.
• Провести беседу на тему: «Традиции нашей семьи», «Профессии моих родителей»
• Провести фотовыставку «Семейные увлечения».
• Нарисовать «Мамин портрет», «Моя бабушка».
• Чтение художественной литературы: стихи, рассказы, соответствующей тематике.
• Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
• Изучить историю составления родословной.
Слайд №16-17. Результат нашего проекта : презентация творческих работ «Моя родословная».
Слайд №18. Давайте посмотрим, что для вас семья? Называйте. Я сейчас представлю вашему вниманию нашу работу с детьми (Показываю). Например, слово «семья» в нашей группе ассоциировалось со словами «мама», «папа», «дедушка», «бабушка», «дружная», «там хорошо», «праздники», «забота», «вместе гулять», «дом». Таким образом, я узнала начальные знания детей о семьи и определила вопросы, над которыми следовало работать (расширить представление о семье, ответить на вопрос, зачем человеку семья, все семьи разные, воспитывать любовь и уважение к членам семьи).
(Слайд №19)Результат нашего проекта : презентация творческих работ «Герб моей семьи».
Рефлексия. Вот такая системная работа проводилась мной в рамках реализации проекта «Моя семья». В завершении работы над проектом использую разные формы взаимодействия с родителями воспитанников. На примере этого проекта проводила развлечение «Дружная семья», где мы не только познавали новое, но и активно отдыхали. Я предлагаю всем потанцевать. (Звучит песня). Становитесь, пожалуйста, в круг и повторяйте движения за мной, и у нас все получится. Спасибо за помощь. Нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьей, т. к. нас объединяет одна цель – воспитание детей. Закончить нашу встречу мне бы хотелось словами:
Слайд №20
Берегите друг друга,
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом друг с другом побудьте!