Получи документы

Мастер класс «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»

Алена Алифанова
Мастер класс «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы

МАДОУ ЦРР Детский сад №2 "Развитие"

Воспитатель: Алифанова А. Ю.

В. Уфалей, 2013г.

Содержание

1. Мастер – класс «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»

1.1. Ведущий мастер – класса

1.2. Время проведения

1.3. Цели и задачи

1.4. Практическая значимость

1.5. Прогнозируемый результат мастер – класса

2. Этапы проведения мастер – класса

Публикация «Мастер класс „Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники“» размещена в разделах

2.1. Организационный момент, сообщение темы мастер – класса

2.2. Актуальность проблемы развития памяти детей дошкольного возраста.

2.3. Технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми – электронная презентация

2.4. Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.

2.5. Использование компьютерных технологий при работе с мнемотаблицами.

3. Подведение итогов мастер – класса, рефлексия.

Ведущий мастер-класса : Алифанова Алёна Юрьевна, воспитатель МАДОУ ЦРР - детский сад № 2 «Развитие»

Время проведения: февраль, в рамках городского конкурса педагогического мастерства «Воспитатель года 2013».

Цель мастер-класса : ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.

Задачи:

• дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;

• дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации НОД, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей;

• активизировать деятельность педагогов по использованию компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по развитию памяти и связной речи детей дошкольного возраста.

В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика работы по мнемотаблицам.

Прогнозируемый результат мастер-класса :

- получение педагогами представления о методике работы по мнемотаблицам;

- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей, компьютерных технологий.

Организационный момент, сообщение темы мастер - класса

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе.

Упражнение " Ожидания". Предлагается каждому участнику на стикере написать «ожидания» от мастер – класса, наклеить их на плакат с предварительно нарисованной рекой на берегу Надежды.

Как все педагоги-дошкольники я знаю, как много в нашей работе различных проблем, но один вопрос мне не давал покоя: «Почему я провожу большую работу с детьми на занятиях и вне занятий, стараюсь дать детям много интерес-ной информации, а результаты оставляют желать лучшего?»

Из беседы с педагогом – психологом нашего ДОУ я выяснила, что анализ интеллектуальной готовности детей к школе за последние годы показывает, что одной из важнейших составляющих данной проблемы является неспособность детей к запоминанию.

Проведённая совместно с педагогом - психологом нашего ДОУ диагностика развития слуховой и зрительной памяти в начале учебного года в средней группе показала, что основная масса детей имеет средний и низкий уровень развития природной памяти.

Проанализировав полученные результаты, я определила основное направление своей работы с детьми: «Развитие памяти детей через использование мнемотехники».

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию памяти.

Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники».

Актуальность проблемы развития памяти детей дошкольного возраста.

- Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю. Конфуций

- Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Л. В Черемошкина.

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

Память – это входные ворота интеллекта.

• Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает.

• Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.

• Подмена мысли памятью – большая ошибка родителей и педагогов, которая способна отбить желание узнавать новое.

Уже в дошкольном возрасте запоминание является результатом деятельности и зависит от того, на что она направлена. Одним их актуальных и эффективных методов развития у детей дошкольного возраста культурной памяти является мнемотехника.

Технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. ( Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги).

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Большой вклад в развитие памяти дошкольников средствами мнемотехники внесла Т. В. Большева. Основываясь на её методике «Учимся по сказке», я определила цели и задачи своей работы.

Цель работы с мнемотехниками : развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста.

Задачи работы с мнемотехниками : научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.

Существует много приёмов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются следующие :

- группировка;

- классификация;

- ассоциации;

- поиск опорного пункта; схематизация;

- достраивание материала; структурирование материала.

Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц - схем, в которые заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Маша и медведь».

Этапы работы с мнемотаблицами

1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: девочка, Машенька; ёлочка, лес; прямоугольник, кузовок и т. д.

3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания. Например: «Жила – была девочка и пошла она в лес за шишками, да и заблудилась, и пришла к домику, где жил медведь. Пригласил он Машу погостить у себя в домике. Вот Маша испекла пирожки и просит Мишку отнести их дедушке и бабушке, а сама забралась в короб и молчит. Идёт Мишка по лесу, хочет сесть на пенёк съесть пирожок, а Маша из короба отвечает: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке и дедушке» Пришёл медведь в деревню, испугался собак, оставил короб, да и в лес убежал, а Маша вернулась к бабушке и дедушке».

При этом пересказывают сказку сами дети, прибегая к незначительной моей помощи (на более поздних этапах, или пересказывают вместе со мной (на более ранних этапах).

4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения. При воспроизведении сказки основной упор делаю на изображение главных героев. Детям задаю вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? О ком эта сказка?»

Примечание. Детям младшего и среднего дошкольного возраста даю таблицы цветные, так как у них быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса - рыжая, цыплята - жёлтые, мышка - серая, ёлочка - зелёная, солнышко - жёлтое и т. д.

Что можно изображать в таблице? Схематически изображаю всё то, что считаю нужным отразить в данной таблице. Например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», можно изобразить курицу, стрелками показать действие «бил, бил - не разбил», слёзы показать маленькими точками.

Размер мнемотаблиц делаю различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.

Для младшего возраста - таблицы на 4 (2х2, на 9 клеток (3х3). Для среднего возраста - таблицы на 9 (3х3, на 16 клеток (4х4). Для детей старшего возраста - таблицы на 16 (4х4, на 25 клеток (5Х5).

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы

Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы.

Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.

Описательная загадка: Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растет на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить. (картофель). Технология составления мнемотаблицы та же.

Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними я работаю через мнемодорожки.

Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Работая с мнемодорожкой, использую приёмы наложения и приложения.

Например, поставив перед собой цель - ознакомить детей с характерными особенностями времён года, учу детей рассказывать о временах года с исполь-зованием мнемодорожки.

В работе с мнемодорожками устанавливаю следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает снег, прилетают/улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п.

Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемодорожку об осени или весне и рассказ по ней.

Вопрос: Где можно использовать мнемотаблицы и мнемодорожки? (при организации НОД, в совместной деятельности взрослых и детей, в организации условий для самостоятельной речевой, художественной, театрализованной деятельности детей, в режимных моментах, в опытно – экспериментальной деятельности, в экологическом воспитании, в социально – нравственном воспитании, в работе с родителями)

Таким образом, использование методов мнемотехники :

• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

развивает творческое познание детей.

Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.

А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.

Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению.

Вторая группа – составление мнемотаблицы по сказке.

Третья группа – составление мнемодорожки.

Четвёртая группа – составление мнемотаблицы по загадке.

Просмотр полученных работ.

Использование компьютерных технологий при работе с мнемотаблицами.

На современном этапе в рамках информатизации образования и использования

компьютерных технологий в работе с детьми актуально создание электронных

презентаций с использованием мнемотехники. (просмотр презентации по сказке

«Колобок»).

Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание.

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

В заключение – цитата из книги Е. Н. Водовозовой, изданной ещё в 1901 году, но не потерявшей своей актуальности.

«Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни глупыми, ни вялыми, ни безнравственными… Но что значит дать разумное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать материал, пригодный для разнообразных занятий ребёнка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье».

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.

3. Подведение итогов, рефлексия «Упражнение " Ожидания".

Цель: определить, насколько оправдались ожидания каждого участника мастер - класса. Участникам предлагается:

- на стикерах записать, настолько оправдались их ожидания от мастер- класса.

- стикеры прикрепить на плакате на "берегу оправданных надежд", озвучивая свое мнение.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Литература.

Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. Игры и тесты для детей 4-7 лет. - Х. : Фолио, 1997.

Большева Т. В. Учимся по сказке. Учебнометодическое пособие. - СПб. : Детство пресс, 2001.

Житникова Л М. Учите детей запоминать. М. : Просвещение, 1985.

3емцова О. Н. Тесты для детей 2-3 лет. Учебное пособие. - М. : Махаон, 2008.

Земцова О. Н. Тесты для детей 3-4 лет. Учебное пособие. - М. : Махаон, 2008.

Матюгин И. Ю., Жемаева Е. Л, Чакаберия Е. И., Рыбникова И. К. Как развить хорошую память. М. : Рипол классик, 2004.

Светлова И. Е. Тренируем память. Учебное пособие. - М. : Эксмо, 2004.

Синицина Е. И. Умные занятия. Серия «Через игру - К совершенству». - М. : Лист, 1998. Тихомирова Л В. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль : Академия раз-вития, 1996.

Черемошкина Л В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 1996.

Шквыря Ж. Ю. Развиваем память. - М. : Мой мир, 2007.

Диагностика слуховой памяти у детей 4 – 5 лет : воспитатель произносит 10 слов: окно, небо, лето, ветка, река, сетка, дом, снег, стул, город. Слова читаются монотонно, с интервалом 1-2 секунды. Затем педагог просит ребенка повторить слова, которые он запомнил.

Диагностика зрительной памяти у детей 4- 5 лет : воспитатель показывает 10 картинок по очереди с промежутком 2-3 секунды, затем просит ребенка назвать те картинки, которые он запомнил.

Критерий оценок (зрительная память) :

высокий уровень - 7 - 10 картинок;

средний уровень - 4 - 7 картинок;

низкий уровень - 0 - 4 картинок.

Критерий оценок (слуховая память) :

высокий уровень - 6 - l0 слов;

средний уровень - 3 - 6 слов;

низкий уровень - 0 - 3 слов.

Этапы работы с мнемотаблицами

1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания.

4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения.

Публикации по теме:

Мастер-классы для детей и подростков Мультимедиа Арт Музей в Москве проводит бесплатные мастер-классы для детей в возрасте от 7 лет. В ближайшее время приглашаем посетить мастер-классы.

Районный конкурс «Воспитатель года 2013»Районный конкурс «Воспитатель года 2013» В районном конкурсе "Воспитатель года - 2013" принимала участие учитель - логопед нашего детского сада Ольга Александровна Таныгина..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер класс «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»
Опубликовано: 30 августа 2013 в 19:38
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер класс «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Алифанова (УИ 111088) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД