Флюра Хайрулина
Мастер-класс с родителями «Логоритмика на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика на музыкальных занятиях как эффективный метод решения
коррекционных, оздоровительных и музыкальных задач»
Форма проведения: педагогическая мастерская
Участники: родители, дети
Цель:
- Формирование компетенции родителей по использованию логоритмических упражнений для речевого развития детей.
Публикация «Мастер-класс с родителями „Логоритмика на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Мастер-классы для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, раскрыть содержание упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих речевому развитию, развитию чувства ритма и музыкальности у детей.
- Убедить родителей в важности и целесообразности применения логоритмики для речевого, оздоровительного и музыкального развития дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- У родителей сформированы представления об особенностях использования музыкальных логоритмических упражнений, направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста.
- Родителям даны практические рекомендации по использованию музыкальных логоритмических игр и упражнений, направленных на развитие речи у дошкольников.
- Родителями получен опыт самостоятельного подбора и создания логоритмических игр и упражнений для развития речи детей.
Материалы оборудования:
Презентация мастер класса, палочки деревянные (клавесы, колокольчики, муз. центр, картинка с изображением воробья, шумовые пластиковые коробочки в подарок родителям для использования их дома.
План проведения:
1. Сообщение: «Актуальность использования данной методики на музыкальных занятиях в ДУ»
2. Практическая часть:
1) Ходьба и бег. Упражнение «Маршируй и хлопай» муз. Э. Парлова «Марш»
2) Валеологическая песенка-распевка «Доброе утро» сл. О. Арсеневской
3) Слушание «Итальянская полька» муз. С Рахманинова
4) Ритмическое упражнение под «Итальянскую польку»
5) Пальчиковая игра «Турист»
6) Пение «Воробьишки весной» муз. и сл. Г. Вихаревой
7) Игра-оркестр с колокольчиками под песню «Воробьишки весной»
3. Рефлексия
Немаловажная роль в коррекции и развитии детей дошкольного возраста отводится педагогам дошкольного образования. Необходимым условием реализации ФГОС ДО от 17.10.2013 г. №1155 и ФОП ДО от 25.11.2022 г. № 1028 становится психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (слайд 1)
Логоритмика как методика соответствует ФГОС и ФОП ДО. Она представляет систему музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных одним общим сюжетом и игровой формой. Логоритмика интегрирует в себе абсолютно все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие (слайд 2)
Актуальность темы:
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Развитию речевых навыков у детей уделяется особое внимание в детском дошкольном учреждении.
Большое значение для развития речи ребенка имеет музыкальное воспитание. Дошкольники – это особый народ. Занятия с ними должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением иллюстративного материала, с использованием музыкального сопровождения. Простые для запоминания фольклорные потешки с движениями, четкое произношение ритмического текста, исполнение под музыкальное сопровождение не только формируют правильное произношение ребенка, но и развивают музыкальный слух, воображение. Игры и упражнения, основанные на музыкальной, речевой, двигательной деятельности ребенка, стимулируют его психическую и мыслительную деятельность.
Логоритмические музыкально-игровые упражнения в дошкольном возрасте служат для познания ребенком окружающей действительности, а также являются его речевым и музыкальным самовыражением (слайд 3)
Практическая часть:
М. Р. - Ребята, сегодня к нам пришли гости – ваши родители. Давайте покажем им как проходят у нас музыкальные занятия. Вы продемонстрируете родителям свои умения, и может быть, даже и чему-то их обучите.
Начнём наше занятие с небольшой разминки.
1) «Ходьба и бег»
Дети выполняют под музыку соответствующие движения: марш и бег на носочках.
Ув. родители, обратите внимание, сейчас мы добавим элемент логоритмики.
«Маршируй и хлопай» (муз. Э. Парлова «Марш»)
Дети стоят в шеренге. Ходьба на месте с хлопками на выделенный акцент (слайд 4)
1-2-3-4
1-2-3-4
1-2-3-4
1-2-3-4
М. Р. - Родители, я попрошу и вас попробовать выполнить это упражнение.
Родители выполняют упражнение.
М. Р. - Спасибо родителям, и ребятам, присаживайтесь на стульчики.
А сейчас мы с вами, ребята, поздороваемся нашей замечательной песенкой «Доброе утро».
Правда сейчас уже вторая половина дня, но занятия у нас проходят утром, и распевочка очень актуальна на тот период времени.
2) Валеологическая песня-распевка «Доброе утро»
Валеологические песенки – это песенки, которые исполняются в сопровождении жестов и движений.
«Доброе утро! – поворачиваются лицом друг к другу
Улыбнись скорее, - разводят руки в стороны
И сегодня весь день – хлопают в ладоши
Будет веселее.
Мы погладим лобик, - гладят лоб
Носик и щёчки. – гладят нос и щёки
Будем мы красивыми, - медленно поднимают руки вверх
Как в саду цветочки. – показывают фонарики
Разотрём ладошки, - разтирают ладошки
Сильнее, сильнее.
А теперь похлопаем – хлопают в ладошки
Смелее, смелее!»
М. Р. – Молодцы, ребята. Всем (родителям) – добрый день! Присаживайтесь на стульчики.
3) Слушание «Итальянская полька» (муз. С. Рахманинова)
Это произведение сочинил великий русский композитор – Сергей Рахманинов. Однажды, Рахманинов всей семьёй отдыхал в Италии, и вернувшись домой, в Россию, он написал эту польку, как воспоминание о солнечной прекрасной стране, о великолепных итальянских музыкантах, о тёплых семейных вечерах. (слайд 5)
Ребята, скажите какая по характеру эта музыка? Что хочется делать под неё? Может вы вспомнили эту музыку, и расскажите что мы делаем под неё? (слайд 6)
А теперь я предлагаю использовать под эту веселую музыку ритмическое упражнение
4) Ритмическое упражнение с клавесами («Итальянская полька» С. Рахманинов)
(слайд 7)
Выполнять удары клавесами, где «|» - удар, «=» - катать клавесы между ладонями.
1 часть | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 часть = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
| | | | | | | |
3 часть | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Предлагаю родителям попробовать сыграть на клавесах эту задорную польку.
Родители с детьми исполняют упражнение с клавесами.
М. Р. – Замечательное исполнение у нас получилось! Родители, вы дома также можете вечерами исполнять семейные оркестры под музыкальное сопровождение : стучать на ложках, палочками, отбивать ритм различными предметами, кубиками, шуршать бумажками, пакетами и т. д.
А сейчас, небольшая пальчиковая игра. Наши пальчики тоже отправятся в путешествие, в страну под названием «Наше тело» и станут «туристами»
5) Пальчиковая игра «Турист»
Сначала указательный и средний пальчики правой руки шагают по левой руке вверх к шее.
Я шагаю по дорожке,
Поднимаю выше ножки.
Раз, два, три, четыре, пять –
Как мне весело шагать!
Как мне весело шагать,
Можно шейку почесать!
Теперь меняем руки, указательный и средний пальчики левой руки шагают по правой руке вверх к ушкам.
Я шагаю по дорожке,
Поднимаю выше ножки.
Раз, два, три, четыре, пять –
Как мне весело шагать.
Как мне весело шагать,
Можно ушко почесать!
М. Р. – Замечательно, ребята! А сейчас, послушайте загадку:
-Эту птицу каждый знает, в теплый край не улетает.
Эта птица – круглый год во дворе у нас живёт,
И чирикает она громко с самого утра:
«Просыпайтесь поскорей!» - всех торопит … (воробей)
М. Р. – Совершенно верно! Вы все прекрасно знаете, как поют воробьи. Как?
Показ иллюстрации птиц-воробьев.
Ребята, послушайте песенку про птичек. Муз. рук. исполняет песню «Воробьишки весной»
- О чём поется в песенке? О ком? Что делают птички? Чему они радуются?
Вы правы, ребята, эта очень легкая, светлая, весенняя, солнечная, радостная песенка.
6) Песня «Воробьишки весной» муз. и сл. Г. Вихаревой
1. Чик-чирик, чик-чирик, 2. Чик-чирик, чик-чирик, 3. Чик-чирик, чик-чирик,
Птички распевают. Птички распевают. Будем веселиться.
Ручейки потекли, В ручейках, в ручейках, На дорожке весной
Солнышко сияет. Крылышки купают. Прыгать и кружиться.
Слушание, разучивание слов, мелодии под фортепиано.
М. Р. – Молодцы, ребята. Эта очень легкая и простая песенка, которую вы быстро запомнили и спели вместе со мной. А сейчас предлагаю поиграть с этой песенкой. Вы спросите, как же мы будем играть в неё? А давайте подумаем, какой музыкальный инструмент подойдёт к этой песенке? Если дети затрудняются назвать, помочь им с выбором музыкального инструмента сопутствующими вопросам:
- Ребята, надо выбрать такой инструмент, чтобы он звучал как чириканье воробушек… Включить аудиозапись пение воробьев.
- Чтобы инструмент передавал звучание ручейков…
Правильно, вы угадали, возьмём колокольчики.
7) Игра-оркестр с колокольчиками
Дети встают в общий круг. У муз. рук. в руках колокольчик. На вступление – все делают пружинку. На куплет поют песню и одновременно передают по кругу колокольчик.
На проигрыш (у кого на тот момент окажется в руке колокольчик) – поднимает руку вверх и ритмично играет колокольчиком, остальные дети могут: хлопать в ладоши, по коленям). Можно в игру взять два колокольчика и передавать сразу два по кругу.
М. Р. – Ув. родители, вы можете также дома с детьми обыграть любую детскую песенку, и взять любой инструмент (погремушку, барабан, ложки.)
Рефлексия:
В заключении занятия предложить родителям подвести итог данному мероприятию. Подготовить шумовые коробочки – как реквизит, при помощи которых родители выразят оценку занятия (мастер-класса, а также могут использовать дома в различных видах музыкально-игровой деятельности с ребенком.
Выполнить следующие действия:
- Если для вас это занятие было важным и интересным, то поднять коробочку вверх и позвенеть.
- Если вам было не понятно, или этой информации было недостаточно, то держать коробочку двумя руками, обхватив ладошками.
- И если вам ничего не понравилось, вас не впечатлило, вас эта проблема не интересует – то спрятать коробочку за спину.
Родители анализируют и оценивают полученный материал заданием.
Список используемой литературы и интернет-ресурсов:
1. М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»; изд. «СФЕРА», 2016 г.
2. Г. А. Волкова «Логоритмическая ритмика»; Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002 -272с.
3. Н. В. Нищева «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду»; изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022 г.
4. Ю. О. Филатова, Н. Н. Гончарова «Логоритмика. Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи»; уч-метод. пособие; национальный книжный центр 2017 г.
5. О. А. Новиковская «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»; изд. «КОРОНА-ВЕК», 2021 г.
6. Р. Л. Бабушкина,О. М. Кислякова «Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи»; изд. «КАРО», Спб., 2005 г.