Мастер-класс «Технология проблемного обучения. Прием формулирование гипотезы через проблему»

Елена Онопченко
Мастер-класс «Технология проблемного обучения. Прием формулирование гипотезы через проблему»

СОДЕРЖАНИЕ

Теоретическая часть…. стр. 2-3

Практическая часть…стр. 4-6

Рефлексия…. стр. 7

Источники информации….стр. 8

Приложение…. стр. 9

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель: обучение участников мастер-класса проектированию гипотезы через проблему исследования.

Задачи:

1. Передача продуктивных способов и приемов работы технологии проблемного диалога, проектирования гипотезы через проблему;

2. формирование у участников мастер-класса представления о проблеме, связанной с умением исследователя строить предположения, гипотезы;

3. повышение уровня знаний участников о технологии проблемного обучения, о проектировании гипотезы через проблему исследования.

Методы обучения:

Прямое обучение технологии проблемного обучения;

Коммуникативный метод;

Практический метод;

Метод комплексного решения проблемы.

План проведения мастер-класса:

1. Презентация педагогического опыта (краткое обоснование основных идей технологии проблемного обучения.)

2. Имитационная игра (демонстрация приемов эффективной работы со слушателями, выполнение слушателями роли обучающихся и экспертов).

3. Моделирование (организация самостоятельной деятельности слушателей мастер-класса в малых группах и управление данной деятельностью).

4. Рефлексия (дискуссия по результатам совместной деятельности).

Актуальность

ФГОС определил основную цель современного образования – формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Новые приоритеты в системе образования предполагают качественно новый подход к выбору технологий обучения. И здесь предпочтение отдается интерактивным технологиям. Одной из них является проблемное обучение.

Разработанная в начале прошлого столетия американским педагогом Джоном Дьюи и адаптированная в 70-х годах на русской почве А. М. Матюшкиным, М. И. Махмутовым, Т. В. Кудрявцевым, И. Я Лернером и другими исследователями, технология проблемного обучения (уже немолодая) не теряет своей актуальности.

У педагогов, занимающихся познавательной деятельностью с детьми, в том числе и у меня, довольно часто возникают трудности именно с правильным формулированием гипотезы.

Существует множество методов построения гипотез (по сути - поиска новых идей).

Моя задача сегодня: поделиться с Вами опытом, как сформулировать гипотезу через проблему исследования.

Начать мастер – класс мне хочется начать со стихотворения Н. Рыленкова

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Мастер – класс сегодня будет необычным, а с элементами сказки,

мы с вами будем освобождать красавицу Аколу из башни. Освободим мы ее или нет, это мы узнаем в конце. Если мы с вами получим удовольствие, какие ни будь знания, умения, у нас Акола будет освобождена, если же нет, то сидеть ей в башне до скончания века.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для практической части мне нужны 3 команды по 3 человека.

Начнем с того, что же такое проблемное обучение, что главное в технологии проблемного обучения:

• Поставить проблему

• Найти решения проблемы

• Важно правильно выдвигать гипотезу.

Сегодня я вам предлагаю проанализировать текст и оттуда выдвинуть необходимую гипотезу.

Что заставляет появиться на свет гипотезу?

Правильно, первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема.

Проблема возникает тогда,когда:

Возникают противоречие между тем, что я знаю и чего не знаю;

Нехватка определенных знаний;

Вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного;

Вывод: поставить проблему- значит выйти на эту границу. А решить проблему – значит получить новые знания.

Часто проблема состоит из проблемной ситуации.

Наша проблемная ситуация сегодня будет на примере отрывка из Нартского эпоса «Симднартов». (Приложение 1)

Вот сейчас мы с вами проанализируем данный текст. Вроде бы это сказка, но из данного текста мы с вами попробуем выявить проблему, а из этой проблемы поставим определенную гипотезу, предположение.

Задание группам: Для того, чтобы сформулировать одну общую проблему, найдите в тексте ключевые слова (проблемную ситуацию в каждом абзаце, можно выделить словосочетания.

В первом абзаце выделяем все вместе.

Возможные варианты ответов участников групп:

Акола - красавица

поселилась в башне

доблестные нарты

не могли найти к ней дорогу.

У нас еще 3 абзаца, и 3 группы,

Таким же образом попрошу 1 группу выделить ключевые слова во втором абзаце:

2 группа - Вы выделяете ключевые слова в третьем абзаце

В четвертом абзаце - выделяет ключевые слова 3 группа

Выделить ключевые слова, или словосочетания и записать их в проблемное облако. Идет работа в группах.

Возможные варианты ответов участников групп:

1 группа

доблестные нарты;

пляшут Симд;

горы рассыпаются;

вопрос Урызмага;

2 группа

краса земли,

распускает она крылья Кандзаргаса,

счастье увидеть Аколу.

3 группа

Батраз,

пятно на чести,

Уаиг Кандзаргас,

освобождение предка Уона,

сокровища,

Ключевые слова мы выписали, а какие же ключевые слова у нас получились из всего текста?

Акола - красавица

поставить железную башню,

танец Симд

вопрос Урызмага

распускает она крылья Кандзаргаса,

счастье увидеть Аколу.

освобождение предка Уона,

танец Аколы и Батраза

Используя ключевые слова, Вы легко сможете сформулировать проблему.

Возможный вариант ответов участников групп:

Нарты хотели увидеть красавицу Аколу, и танцевали симд. Чтобы станцевать с Аколой и жениться на ней, Батраз должен освободить Уона.

Ключевые слова на слайде, если вам нравятся ваши ключевые слова, пожалуйста, пользуйтесь ими. Сформулировав проблему, запишите её в проблемное «облако».

Работа с группами участников: Пожалуйста, сформулируйте Вашу проблему (все группы формулируют свою проблему).

-Смысл есть, проблема есть, что нам делать с этой проблемой?. Решать. Прежде чем ее решить, проводим анализ проблемы.

Анализ проблемымы с вами проведем по 3 этапам:

1. Этап – описать ситуацию, т. е. описать реальную ситуацию, которая у нас на данный момент.

2. Этап – описать желаемую ситуацию, которую мы хотим добиться, чтобы получить положительный результат.

3. Этап – описать условия, при которых возможен этот положительный результат.

1 группа: Вам нужно описать реальную ситуацию.

2 группа: Запишите желаемую ситуацию.

3 группа: Найдите в проблеме условия, при которых возможен положительный результат.

Возможные варианты ответов участников групп:

1. Поселилась Акола-красавица в башне и жила там, не показывая никому своего прекрасного лица. Самые доблестные из нартов не раз пытались найти к ней дорогу, но никому не удавалось это.

2. Привлечь взгляд красавицы Аколы, чтобы она станцевала с одним из нартов.

3. Булатный Батрадз должен вывезти Уона со всеми сокровищами Кандзаргаса.

Когда мы подходим к формулированию гипотезы, то я обычно использую формулу: «Если, то, которая описывает, как можно разрешить проблему.

- Я предлагаю Вам сформулировать гипотезу, используя эту формулу и записать её в следующее «облако».

Возможный вариант ответов участников групп:

Если Батрадз освободит Уона со всеми сокровищами Кандзаргаса, то красавица Акола спляшет с ним, и выйдет за него замуж.

РЕФЛЕКСИЯ

- С какой целью мы с вами подбирали ключевые слова?

– Чтобы поставить проблему.

- Зачем мы выполняли анализ проблемы?

- Чтобы сформулировать гипотезу.

- А для чего мы сформулировали гипотезу?

- Чтобы добиться какого - то результата.

И возвращаясь к началу мастер класса, я вам говорила о том, что красавица Акола выйдет из башни в том случае, если мы с вами получим положительные эмоции.

- Если вам понравился наш мастер класс, и вы узнали что – то новое, уберите часть решетки, если нет оставьте.

Дорогие коллеги, спасибо вам за сотрудничество

Осваивайте проблемный диалог. Это лучший способ быть профессионалом в условиях работы по ФГОС.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Смирнова Н. А. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике.- Псков: ПГПИ, 2004. - 124 с.

2. Ягодко Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - N 1. - С. 36-38.

3. sosnovschool1.edusite.ru / /font Тюрина Ирина Юрьевна, статья «Формулирование гипотезы через проблему исследования»

4. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения педагогике. Мн. «Высшая школа», 2004

Приложение 1.

Единственная сестра росла у семи братьев — сияние неба и краса земли Акола-красавица. Велела она своим братьям поставить на перепутье семи дорог, меж двух морей, железную башню. Поселилась она в этой башне и жила там, не показывая никому своего прекрасного лица. Ни один мужчина не видел ее, и, кроме своих братьев, не видела она в лицо ни одного мужчины. Самые доблестные из нартов не раз пытались найти к ней дорогу, но никому не удавалось это.

И вот однажды возвращался Урызмаг с охоты, и вдруг видит он — все доблестные нарты собрались на вершине Черной горы и пляшут там симд, такой симд, что горы рассыпаются, вековые деревья в дремучих лесах содрогаются и трещины проходят по их могучим стволам. Земля колеблется под ногами пляшущихнартов.

— Что с вами, именитые нарты? — спросил Урызмаг. — Своим топотом вы насмерть перепугали весь народ. Ради чего вы так пляшете?

— Что ж, мы расскажем тебе, ради чего мы пляшем. В железной башне, что стоит на перепутье семи дорог, живет красавица Акола — сияние неба, краса земли. Но никому не показывает она своего лица, и ни одному мужчине не удалось привлечь ее взгляд. Знаем мы, что каждый день распускает она крылья Кандзаргаса, орлиные крылья, и три круга совершает по небу. Вот и пляшем мы здесь симд, надеясь, что при одном из вылетов своих увидит она нашу пляску и кому-либо из нас выпадет счастье привлечь ее взгляд. Ну, а если не суждено нам это счастье, то все-таки нам удастся хотя бы увидеть ее.

Все нарты по очереди просили красавицу Аколу сплясать с ними, но ни с кем она не пошла. И тогда после всех подошел к ней сын Хамыца булатный Батрадз.

— Девушка, спляши со мной, — сказал он.

— С тобой я бы сплясала, булатный Батрадз, — ты лишь один среди нартов не имеешь никакого порока. Но лежит пятно одно на чести твоей. Много лет назад семиглавый крылатый уаигКандзаргас за дальние горы унес одного из предков твоих по имени Уон и сделал его своим пастухом. В одной нагольной шубенке пасет он стадо этого уаига, гнидами покрыта его шубенка, в дождь вытягивается, на солнце коробится она. Не живет, а страдает старый Уон. Вот когда ты вывезешь его вместе со всеми сокровищами Кандзаргаса, тогда ты будешь достоин того, чтобы я сплясала с тобой.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Консультация для родителей и педагогов «Как научить ребенка видеть проблему?» Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. «Посмотрите на мир чужими.

Мастер-класс для воспитателей «Кейс-технология в ДОУ» Тема: «Кейс-технологии в дошкольном образовании» Шахова Н. Г. 1 слайд. Современный мир жизни задает особый ритм жизни. Поэтому воспитателю.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Наша армия
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Мастер-класс «Технология проблемного обучения. Прием формулирование гипотезы через проблему»
Опубликовано: 25 ноября 2020 в 14:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Стенгазета «15 января — день зимующих птиц России»
Мой предыдущий рассказ был о том, как мы с детьми готовили угощение для птиц в честь их «праздника». Но это было не единственное мероприятие в рамках...
Консультация для родителей «Одеваем ребёнка на прогулку»
Консультация для родителей «Одеваем ребёнка на прогулку» Прогулки в детском саду по режиму должны быть ежедневные. Они положительно сказываются на...
Фотоотчет о проведении акции «Сохраним зеленую елочку»
Ель – это прекрасное и удивительное растение. Именно оно встречает нас, когда мы входим в лес. Как свободно дышится в еловом лесу. Сколько пользы оно...