Наталья Шахова
Мастер-класс для воспитателей «Кейс-технология в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Кейс-технологии в дошкольном образовании»
Шахова Н. Г.
1 слайд. Современный мир жизни задает особый ритм жизни. Поэтому воспитателю сегодня необходимо идти в ногу со временем, быть способным обучаться, схватывать все на лету, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения. Меняется мир, меняются и требования. И современный воспитатель, несмотря ни на какие обстоятельства, должен им соответствовать. Огромный поток информации захватывает нас и мы, стараемся быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо дамской сумочки я держу в руках объемный кейс.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Кейс-технология в ДОУ“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2019
Кстати, кейс - это еще и одна из эффективных современных образовательных технологий которая является разновидностью ИКТ –технологий.
Именно о ней мы сегодня будем говорить.
2 слайд. История кейс-метода начинается с XVII века, когда теологи брали из жизни реальные случаи и анализировали их. Родиной кейс метода является США.
Сейчас метод наиболее широко используется не только в педагогике, но и в менеджменте, математике, экономике, медицине.
В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет
3 слайд. Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «кейс» - портфель, чемоданчик.
4 слайд. Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.
– это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы.
5 слайд. В процессе освоения кейс-технологий дети :
учатся получать необходимую информацию в общении;
умение соотносить свои устремления с интересами других;
учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:
происходит формирование у детей навыков работы в команде;
умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
6 слайд. Методы кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно-образовательном процессе.
Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
7 слайд. Кейс : это единый информационный комплекс - Печатный кейс, мультимедиа-кейс, видео кейс.
8 слайд. Кейс может содержать :
-Текстовый материал
-Иллюстративный материл
9 слайд. В своей работе в ДОУ мы используем -Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался.
10 слайд. «Фото-кейс» актуален, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
В «фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
11 слайд. Рассмотрим на примере. Используя данную технологию, мы соблюдаем этапы, планируя свою работу с детьми.
- Первый этап: подготовительный.
- Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации.
12слайд. На втором этапе, Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска. воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживаем эмоциональный опыт детей, осуществляем координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
13слайд. Третий этап: (анализ принятия решения, воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
14слайд. На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания. Дети делают вывод, подводят итоги.
15 слайд. Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации.
Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе позволяют:
1. Повысить мотивации обучения у дошкольников;
2. Развить интеллектуальные навыки дошкольников, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Также можно использовать в этических беседах, по обучению дошкольников правилам дорожного движения, обучению культурно-гигиеническим навыкам и др.
Все это определяет наличие достоинств и недостатков данного метода, на которые я хочу обратить ваше внимание. Налицо преобладание преимуществ. И к счастью, только один недостаток - это трудоемкость подготовительной работы педагога, так как готовых кейсов для дошкольников не разработано. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации каждого из нас.
16 слайд. «Учить это все равно, что бросать мысли в почтовый ящик человеческого подсознания. Вы знаете когда они отправлены, но никогда не известно, когда они будут получены и в каком виде.» Э. Ловелл
17слайд. А сейчас, я предлагаю вам поработать с фото- кейсами.
18 слайд. 1 этап. Знакомимся с 1 фотографией.
Сформулируем проблему исходя из данной фотографии: мальчик гуляет по тонкому льду.
Какие последствия могут быть?
Какие правила не соблюдал мальчик?
Когда опасно выходить на лёд?
Как найти выход из данной ситуации?
Рассуждаем об опасности сложившейся ситуации, о том как её можно было избежать.
-Какие правила поведения на льду необходимо соблюдать. (Обговариваем, что переход через водоём необходимо осуществлять через мост.)
Таким образом, данный фото – кейс позволяет разобрать реальную ситуацию, выслушать мнения всех детей и найти оптимальное решение.
19 слайд. 2 кейс «Мальчик не ест суп»
Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Помощник воспитателя накрыла на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Егор сидел над тарелкой.
-Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы вы поступили на месте Егора?
20 слайд. 3 Кейс "Маша плачет, ей больно"
Почему она плачет?
Текст: Маша прищемила палец. Ей больно.
Как вы поступите?
Что вы сделаете для того, чтобы она перестала плакать?
Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
Раздача буклетов.