Юлия Черномаз
Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5
города Славянска-на-Кубани
мо Славянский район
Мастер – класс
Тема: «Пальчиковая гимнастика как средство
выполнила: воспитатель
Черномаз Ю. С.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Немецкий педагог Фридрих Фрёбель- теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад». Предложил и ввел пальчиковые игры. Изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры.
- Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поиграем со своими пальчиками
Пальчиковые игры на основе сказок
Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
Для участия мне необходима Ваша помощь (5 человек)
(Для вас интересное задание- инсценировка сказки на основе пальчиковой игры. Вы можете действовать по данному тексту, а можете придумать сказку на свой лад)
«Теремок».
- Приготовили все свои пальчики, начинаем.
- Стоит в поле… (пальцы рук соединить под углом друг к другу) теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок.
- Как по полю, полю мышка бежит (пальцы и запястье правой руки прижаты к столу, а сама ладонь чуть приподнята). У дверей остановилась и стучит.
Все: Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? (Кончиками пальцев, не отрывая от стола запястье, отстучать ритм).
- Уж как по полю лягушка бежит (ладони рук прижать к столу, все пальцы развести в стороны, а большие пальцы прижать друг к другу).
Все: У дверей остановилась и стучит: «Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет (кончиками пальцев, не отрывая от стола запястье, отстучать ритм?
- Я мышка-норушка, а ты кто? (Изобразить мышку, прижав пальцы к столу и приподняв ладонь).
– Я лягушка-квакушка. ( Изобразить лягушку: ладони рук прижать к столу, все пальцы развести в стороны, а большие пальцы прижать друг к другу).
- Давай жить вдвоем.
- Как по полю, полю зайчик бежит. (Указательный и мизинец правой руки подняты вверх, остальные пальцы прижаты к ладони).
Все: У дверей остановился и стучит: «Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? («Заяц» ритмично в такт словам покачивает головой).
- Я – мышка-норушка. (Изобразить мышку, прижав пальцы к столу и приподняв ладонь).
- Я – лягушка-квакушка. ( Изобразить лягушку: ладони рук прижать к столу, все пальцы развести в стороны, а большие пальцы прижать друг к другу).
- А ты кто такой?.
Аналогично сказка разыгрывается дальше.
Сказку можно придумать самостоятельно. Элементы сказкотерапии настраивают ребенка на положительные эмоции, развивают фантазию, воображение, а в комплексе с мячом и мелкую моторику рук.
А пока наши участники готовятся, я предлагаю Вашему вниманию послушать авторскую сказку «Ёжик» и выполнить, согласно тексту, движения с массажным мячом.
(Раздать 3-4 мяча коллегам из первого ряда, попросит ь их выйти)
— Жил да был Ёжик в волшебной стране (положить мяч на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать мяч от ладошки к каждому пальчику) : Медведь (большой палец, Лиса (указательный палец, Волк (средний палец, Белка (безымянный палец, Заяц (мизинец, затем (зажать мяч в ладошке).
И решил он однажды навестить своих друзей.
Выбежал Ёжик на тропинку (катать мяч по кругу ладони) и побежал к Медведю, так как его домик был совсем не далеко. Бежит, подпрыгивает на кочках (пальцами рук нажать на мяч).
Но не оказалось Медведя дома: «Наверное, он спит» — подумал Ёжик и покатился дальше (катать мяч по кругу ладони).
Катится Ёжик, а навстречу ему Лиса идет не спеша.
Обрадовался Ёжик, спрашивает у Лисы:
— «Куда ты идёшь?».
— «В деревню за курочками» — отвечает Лиса – «Пойдем со мной».
— «Нет, я не пойду! Иди сама!» (катать мяч влево-вправо).
Покатился Ёжик дальше (катать мяч по кругу ладони).
Вдруг из-за куста выбежал Волк и говорит:
— «Привет, Ёжик! Ты не видел, Заяц не пробегал?» (катать мяч вперед-назад)
-«Нет, не видел!» — отвечает Ёжик (катать мяч влево — вправо).
— «Я чувствую его запах, он где-то рядом…»- сказал Волк и побежал дальше по тропинке в лес.
Ёжик задумался, поднял голову вверх и увидел на ветке дерева сидит Белка и грызет орешки (подбрасывать вверх мяч и ловить).
— «Будешь орешек?»- спросила Белка.
— «Да!» — ответил Ёжик.
-«Ну, тогда лови!» (подбрасывать вверх мяч и ловить).
Раз – орешек (зажать мяч в ладошке, два – орешек, (зажать мяч в другой ладошке) — много насобирали.
Поблагодарил Ёжик Белку за орешки и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).
Вдруг ему навстречу выскакивает Заяц, спрашивает его Ё жик:
-«Ты куда скачешь?»
-«Скачу, сам не знаю куда!» — отвечает Заяц. – «Поскакали вместе».
Стал Ёжик с Зайцем скакать (прикасаться колючками мяча к кончикам пальцев).
Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик (раскатать мяч по ладошке, лег на кроватку, закутался одеяльцем (зажать мяч в ладошке) и уснул.
Пальчиковые игры с предметами
Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.
Для разнообразия следует использовать различные предметы. Существует много игр, где используются карандаши, шнурки, платок, вата, резиночки т. д.
(Раздать в коробочке карандаши по рядам)
«Карандаш»
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу. (Перекатывать между пальцами или ладонями шестигранный карандаш)
«Чай»
Мне в стакан налили чай
И сказали: «Размешай!»
Ложку пальчиками взял,
Сахар быстро размешал. (карандаш между большим и средним
пальцами правой руки, «мешают сахар» по часовой стрелке и против.)
(Раздать платочки по рядам)
«Медведь».
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее на подмогу,
Мишка, кажется, застрял (Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак. Теперь нужно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.)
(Раздать в корзинке орехи по рядам)
«Орехи»
Научился я орехи
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать. (Перекатывать пальцами одной руки орехи)
-Уважаемые коллеги, а сейчас отгадайте загадки:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
Выгляну в оконце,
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
Бел, как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал.
Пушистый ковер —
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце,
Серебром блестит.
-Кто отгадал, я попрошу выйти (Звучит музыка «Снежная вьюга»)
(На разносе большой ком ваты)
-Да, вы все правы отгадка-снег
Я вам предлагаю отщипнуть себе кусочек ваты и сделать вместе
колбаску, а теперь растянуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его, пощипать вату, пытаться скрутить из кусочка ваты нить, а теперь сделаем снежок и поиграем в снежки (подбрось, поймай, покидай друг в друга)
Следующая наша игра «Собери пирамидку» (одеваем на палочку резиночки для волос, под музыку, на скорость)
Активные игры со стихотворным сопровождением
Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так в образовательной деятельности.
Все вместе поиграем (игра с залом)
Я буду читать, а вы дружно будете показывать всё пальчиками.
«Новый год»
Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, светятся фонарики. (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар фонарики)
Вот сверкают льдинки, кружатся снежинки (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди легко и плавно двигать кистями)
В гости дед Мороз идет, всем подарки он несет. (пальцы шагают по коленям или по полу трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать : (хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)
Игры манипуляции
Игры-манипуляции «Ладушки – ладушки…», «сорока-белобока…», «Мы делили апельсин…» Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
Пальчиковые кинезиологические игры
Остановимся подробнее на кинезиологических упражнениях. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.
Предлагаю вашему вниманию кинезиологические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
1. «Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
2. «Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
3. «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
4. «Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.
5. "Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
6. «Ладушки-оладушки» : правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
7. «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
(Игра с залом «Симметричные рисунки»)
Пальчиковые игры с элементами самомассажа
Используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.
«Котенок – малыш».
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца и обратно на ударные слоги стиха. После 1-го двустишия – смена рук.
Кусается сильно котенок – глупыш.
Он думает: это не палец, а мышь. (смена рук).
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!».
Но а сейчас наши участницы продемонстрируют нам сказку «Теремок».
На этом наш мастер-класс завершен, если вам коллеги, было весело крикните «ура» интересно похлопайте в ладоши.
Весело ….
Интересно …
Еще я хочу поделиться с вами памяткой.
Основные правила пальчиковых игр :
1. Подбирайте игры, которые окажутся по силам малышу. Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Помогайте ребенку делать все правильно. Если игра пока слишком сложна для малыша – упростите ее.
2. Сопровождайте игры стихами и потешками. Побуждайте малыша повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.
3. В игре обязательно должен поучаствовать каждый пальчик малыша.
4. Каждый пальчик малыша должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе.
5. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.
6. Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая рука делает одно действие, а левая – другое, вводите к 5 годам.
7. Играйте в пальчиковые игры часто, но понемногу.
Японская методика пальцевого массажа
Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста.
Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
• массаж большого пальца повышает активность мозга;
• массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;
• массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;
• массаж безымянного пальца стимулирует печень;
• массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.