Получи документы

Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»

Юлия Черномаз
Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5

города Славянска-на-Кубани

мо Славянский район

Мастер – класс

Тема: «Пальчиковая гимнастика как средство

развития речи детей»

выполнила: воспитатель

Черномаз Ю. С.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс „Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей“» размещена в разделах

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.

2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

Немецкий педагог Фридрих Фрёбель- теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад». Предложил и ввел пальчиковые игры. Изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры.

- Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поиграем со своими пальчиками

Пальчиковые игры на основе сказок

Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.

Для участия мне необходима Ваша помощь (5 человек)

(Для вас интересное задание- инсценировка сказки на основе пальчиковой игры. Вы можете действовать по данному тексту, а можете придумать сказку на свой лад)

«Теремок».

- Приготовили все свои пальчики, начинаем.

- Стоит в поле… (пальцы рук соединить под углом друг к другу) теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок.

- Как по полю, полю мышка бежит (пальцы и запястье правой руки прижаты к столу, а сама ладонь чуть приподнята). У дверей остановилась и стучит.

Все: Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? (Кончиками пальцев, не отрывая от стола запястье, отстучать ритм).

- Уж как по полю лягушка бежит (ладони рук прижать к столу, все пальцы развести в стороны, а большие пальцы прижать друг к другу).

Все: У дверей остановилась и стучит: «Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет (кончиками пальцев, не отрывая от стола запястье, отстучать ритм?

- Я мышка-норушка, а ты кто? (Изобразить мышку, прижав пальцы к столу и приподняв ладонь).

– Я лягушка-квакушка. ( Изобразить лягушку: ладони рук прижать к столу, все пальцы развести в стороны, а большие пальцы прижать друг к другу).

- Давай жить вдвоем.

- Как по полю, полю зайчик бежит. (Указательный и мизинец правой руки подняты вверх, остальные пальцы прижаты к ладони).

Все: У дверей остановился и стучит: «Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? («Заяц» ритмично в такт словам покачивает головой).

- Я – мышка-норушка. (Изобразить мышку, прижав пальцы к столу и приподняв ладонь).

- Я – лягушка-квакушка. ( Изобразить лягушку: ладони рук прижать к столу, все пальцы развести в стороны, а большие пальцы прижать друг к другу).

- А ты кто такой?.

Аналогично сказка разыгрывается дальше.

Сказку можно придумать самостоятельно. Элементы сказкотерапии настраивают ребенка на положительные эмоции, развивают фантазию, воображение, а в комплексе с мячом и мелкую моторику рук.

А пока наши участники готовятся, я предлагаю Вашему вниманию послушать авторскую сказку «Ёжик» и выполнить, согласно тексту, движения с массажным мячом.

(Раздать 3-4 мяча коллегам из первого ряда, попросит ь их выйти)

— Жил да был Ёжик в волшебной стране (положить мяч на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать мяч от ладошки к каждому пальчику) : Медведь (большой палец, Лиса (указательный палец, Волк (средний палец, Белка (безымянный палец, Заяц (мизинец, затем (зажать мяч в ладошке).

И решил он однажды навестить своих друзей.

Выбежал Ёжик на тропинку (катать мяч по кругу ладони) и побежал к Медведю, так как его домик был совсем не далеко. Бежит, подпрыгивает на кочках (пальцами рук нажать на мяч).

Но не оказалось Медведя дома: «Наверное, он спит» — подумал Ёжик и покатился дальше (катать мяч по кругу ладони).

Катится Ёжик, а навстречу ему Лиса идет не спеша.

Обрадовался Ёжик, спрашивает у Лисы:

«Куда ты идёшь?».

«В деревню за курочками» — отвечает Лиса – «Пойдем со мной».

«Нет, я не пойду! Иди сама!» (катать мяч влево-вправо).

Покатился Ёжик дальше (катать мяч по кругу ладони).

Вдруг из-за куста выбежал Волк и говорит:

«Привет, Ёжик! Ты не видел, Заяц не пробегал?» (катать мяч вперед-назад)

-«Нет, не видел!» — отвечает Ёжик (катать мяч влево — вправо).

«Я чувствую его запах, он где-то рядом…»- сказал Волк и побежал дальше по тропинке в лес.

Ёжик задумался, поднял голову вверх и увидел на ветке дерева сидит Белка и грызет орешки (подбрасывать вверх мяч и ловить).

«Будешь орешек?»- спросила Белка.

«Да!» — ответил Ёжик.

-«Ну, тогда лови!» (подбрасывать вверх мяч и ловить).

Раз – орешек (зажать мяч в ладошке, два – орешек, (зажать мяч в другой ладошке) — много насобирали.

Поблагодарил Ёжик Белку за орешки и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Вдруг ему навстречу выскакивает Заяц, спрашивает его Ё жик:

-«Ты куда скачешь?»

-«Скачу, сам не знаю куда!» — отвечает Заяц. – «Поскакали вместе».

Стал Ёжик с Зайцем скакать (прикасаться колючками мяча к кончикам пальцев).

Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик (раскатать мяч по ладошке, лег на кроватку, закутался одеяльцем (зажать мяч в ладошке) и уснул.

Пальчиковые игры с предметами

Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.

Для разнообразия следует использовать различные предметы. Существует много игр, где используются карандаши, шнурки, платок, вата, резиночки т. д.

(Раздать в коробочке карандаши по рядам)

«Карандаш»

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу. (Перекатывать между пальцами или ладонями шестигранный карандаш)

«Чай»

Мне в стакан налили чай

И сказали: «Размешай!»

Ложку пальчиками взял,

Сахар быстро размешал. (карандаш между большим и средним

пальцами правой руки, «мешают сахар» по часовой стрелке и против.)

(Раздать платочки по рядам)

«Медведь».

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее на подмогу,

Мишка, кажется, застрял (Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак. Теперь нужно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.)

(Раздать в корзинке орехи по рядам)

«Орехи»

Научился я орехи

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать. (Перекатывать пальцами одной руки орехи)

-Уважаемые коллеги, а сейчас отгадайте загадки:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

Выгляну в оконце,

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

Бел, как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал.

Пушистый ковер —

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при месяце,

Серебром блестит.

-Кто отгадал, я попрошу выйти (Звучит музыка «Снежная вьюга»)

(На разносе большой ком ваты)

-Да, вы все правы отгадка-снег

Я вам предлагаю отщипнуть себе кусочек ваты и сделать вместе

колбаску, а теперь растянуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его, пощипать вату, пытаться скрутить из кусочка ваты нить, а теперь сделаем снежок и поиграем в снежки (подбрось, поймай, покидай друг в друга)

Следующая наша игра «Собери пирамидку» (одеваем на палочку резиночки для волос, под музыку, на скорость)

Активные игры со стихотворным сопровождением

Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так в образовательной деятельности.

Все вместе поиграем (игра с залом)

Я буду читать, а вы дружно будете показывать всё пальчиками.

«Новый год»

Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши)

Дети водят хоровод. (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)

Висят на елке шарики, светятся фонарики. (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар фонарики)

Вот сверкают льдинки, кружатся снежинки (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди легко и плавно двигать кистями)

В гости дед Мороз идет, всем подарки он несет. (пальцы шагают по коленям или по полу трем друг об друга ладони)

Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать : (хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)

Игры манипуляции

Игры-манипуляции «Ладушки – ладушки…», «сорока-белобока…», «Мы делили апельсин…» Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Пальчиковые кинезиологические игры

Остановимся подробнее на кинезиологических упражнениях. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.

Предлагаю вашему вниманию кинезиологические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

1. «Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

2. «Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

3. «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

4. «Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.

5. "Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

6. «Ладушки-оладушки» : правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»

7. «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

(Игра с залом «Симметричные рисунки»)

Пальчиковые игры с элементами самомассажа

Используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.

«Котенок – малыш».

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца и обратно на ударные слоги стиха. После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок – глупыш.

Он думает: это не палец, а мышь. (смена рук).

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!».

Но а сейчас наши участницы продемонстрируют нам сказку «Теремок».

На этом наш мастер-класс завершен, если вам коллеги, было весело крикните «ура» интересно похлопайте в ладоши.

Весело ….

Интересно …

Еще я хочу поделиться с вами памяткой.

Основные правила пальчиковых игр :

1. Подбирайте игры, которые окажутся по силам малышу. Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Помогайте ребенку делать все правильно. Если игра пока слишком сложна для малыша – упростите ее.

2. Сопровождайте игры стихами и потешками. Побуждайте малыша повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

3. В игре обязательно должен поучаствовать каждый пальчик малыша.

4. Каждый пальчик малыша должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе.

5. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.

6. Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая рука делает одно действие, а левая – другое, вводите к 5 годам.

7. Играйте в пальчиковые игры часто, но понемногу.

Японская методика пальцевого массажа

Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста.

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

• массаж большого пальца повышает активность мозга;

• массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

• массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;

• массаж безымянного пальца стимулирует печень;

• массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников» Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников» Мастер-класс для педагогов ФКДОУ Детский сад «Росинка» «Загадка как средство развития речи дошкольников» Составила воспитатель логопедической.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Цель: применению театрализованной деятельности для.

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольника» Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольника» "Родное слово является основой всякого умственного развития.

Мастер-класс «Ритмическая гимнастика как средство развития двигательной активности у детей»Мастер-класс «Ритмическая гимнастика как средство развития двигательной активности у детей» Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений ритмической гимнастики, способствующей развитию у детей двигательной.

Обобщение материала по теме «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Обобщение материалов по теме: «Пальчиковая гимнастика, как средство, развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Известному.

Пальчиковая гимнастика, как один из способов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Многие родители, которые привели ребенка в детский сад частенько сталкиваются.

Презентация «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей» 1 слайд. Название презентации. Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей. 2 слайд. Высказывание великого педагога В. А. Сухомлинского.

Пальчиковая игра как средство речевого развития детей Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В настоящее время можно.

Презентация «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников» Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Важную роль в формировании звукопроизношения играет: - Чёткая, точная,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»
Опубликовано: 28 января 2018 в 21:34
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД