Папки-передвижки

Решение проблемных ситуаций как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста

Марина Каменчук
Решение проблемных ситуаций как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Светлячок» г. Балаково.

Методическая площадка

Место проведения: МАДОУ детский сад №19 «Светлячок» г. Балаково

Дата проведения: 31 января 2024 г.

Подготовил: учитель –логопед Каменчук Марина Анатольевна.

Мастер класс

Тема: «Решение проблемных ситуаций как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста».

Публикация «Решение проблемных ситуаций как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».

А. В. Запорожец.

Организационный момент. Оборудование. Проектор. Компьютер. Презентация. На отдельном столе лежат картинки и фотографии героев из мультфильма. Ручки. Карандаши и стулья для участников.

Здравствуйте Уважаемые коллеги!

Слайд 1

Сегодня для вас я проведу мастер класс на тему: «Решение проблемных ситуаций как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста». Начну с проблемной ситуации.

Слайд 2

Проблемная ситуация «Супермаркет»

Представьте, что вы находитесь в современном супермаркете. В нем три этажа:

- На первом - товары с браком,

- На втором - среднего качества и цены,

- На третьем - лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

- На какой этаж вы пойдете покупать вещи?

(Ответы педагогов)

Когда к нам приходят дети, мы всегда хотим, чтобы они соответствовали товарам «третьего класса» - были умными, добрыми, воспитанными и т. д.

Но в нашей педагогической практике так не бывает. Каждый ребенок уникален. У него есть что-то от первого, второго и третьего этажей.

И самое главное - в нем есть то, что вам нравится, и то, что бы вы хотели поменять в хорошем смысле этого слова.

Опишите, пожалуйста, каким вы хотите видеть ваших детей и почему?

По очереди называйте желаемые качества. Педагоги называют качества ребенка.

Послушный

• Честный

• Не жадный

• Справедливый

• Внимательный

• Добрый

• Общительный

• Ласковый

• Смелый

• Умный

• Умеет постоять за себя

• Хорошо говорит

• Здоровый

• Умеет себя занять

• Любознательный

• Помогает взрослым

Слайд 3

Посмотрите, как много положительных качеств человека вы назвали. А какое общее понятие их объединяет? (Нравственность)

Нравственность - это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Все эти нравственные качества можно постепенно сформировать у ребенка путем использования разных приемов и методик.

Я представляю технологии проблемного обучения, прием «Решения проблемных ситуаций» посредством мультипликации.

В основе этого приема лежит идея известного отечественного психолога С. Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем. Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку педагогом и разрешение ребенком проблемного вопроса, задачи и ситуации.

Слайд 4

Обществу и человеку нужно, чтобы личность стала творческой, самостоятельной, мыслящей. Мыслящая личность «начинается» с проблемной ситуации [Махмутов, с. 332].

Проблемная ситуация — начальный момент мыслительного процесса обучающегося, когда у них появляется потребность что-то понять, осмыслить.

При использовании этой технологии мы не стремимся переубедить ребенка и навязать новое знание (в этом принципиальное отличие проблемного обучения).

- Педагог внимательно выслушивает все возражения

- Поощряет за самостоятельность суждений, активность в обсуждении, что очень важно: выслушать все предположения детей, поблагодарить за активное участие и постепенно подвести к мысли, к ситуации, которая была похожа не так давно.

Проблема занятия представляет собой либо вопрос для исследования, либо тему. Поставленная проблема является для дошкольников значимой и мотивирует их к усвоению нового знания.

Слайд 5

Ход мастер класса.

Выберем тему: Хорошие и плохие поступки.

Создана целая картотека мультфильмов. По данной теме, я выбрала мультфильм «Непослушный котенок». Союзмультфильм по мотивам рассказа И. Белышева.

Идет показ мультфильма.

Вы показываете полностью мультфильм детям. И затем просите, чтобы ребенок (или 2-4 ребенка) сам указали вам на проблемную ситуацию. Если этого не происходит, то вы начинаете подводить его к этому с помощью фрагментов из этого мультфильма.

Применяя технологию проблемного обучения, мы можем столкнуться с тем, что проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Например, дети не проявили интерес. Поэтому только от нашего мастерства зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

Итак, в структуру организации проблемного обучения входят проблемный вопрос, задача и ситуация.

Для вас приготовила картинки с проблемными ситуациями.

Приглашаю вас поучаствовать в качестве детей. Мне нужно 6 участников на представленные ситуации.

Прошу выберите сюжеты из мультфильма и обозначьте проблему.

Краткое содержание сюжета: «Жил был котенок, он любил делать все, что захочет. Маленький котенок живет с бабушкой и девочкой. Он был очень непослушный.

Слайд 6

1. Ситуация первая : котенок балуется, ломает полки, разбрасывает игрушки.

Это проблемная ситуация.

Да.

Надо задать вопрос детям?

Какой? Конечно проблемный?

-Но все ли вопросы являются проблемными?

Предлагаю вашему вниманию два вопроса, назовите, какой из них является проблемным?

Слайд 7

Например.

Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

Какие птицы нашего края улетают на юг последними? (просто вопрос)

Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения «почему?», «зачем», а не просто воспроизведение знаний и памяти ребенка.

Следовательно, я не буду задавать ребенку: «Скажите, кто балуется в сюжете мультика? Кто его ругает?»

А буду задавать проблемные вопросы.

И с помощью этих вопросов при рассмотрении проблемной ситуации педагог должен развернуть побуждающий диалог. Что очень важно!

Обращаюсь к педагогам, кто выбрал первый сюжет и определил проблемную ситуацию.

Задание. Сформулируйте проблемные вопросы и задайте аудитории (с учетом, что они будут детьми).

Слайд 6 и 8

Ведущий помогает в подборе вопросов. Педагоги задают вопросы и получают ответы из зала.

Проблемные вопросы :

1. Какое у вас настроение после просмотра?

2. Кто из героев больше всего понравился?

3. Почему котёнок шалит?

4. Зачем балуется, и не слушается девочку?

5. Почему котёнок убежал?

Что с ним может случиться?

6. Какие качества этого персонажа могут быть в вас?

7. Вы тоже можете шалить и ломать игрушки?

8. Мама часто делает вам замечание?

9. Это хорошие поступки, или плохие?

10. Вы дома ведете себя также?

11. Как надо вести себя дома?

12. Чтобы вы сделали, если бы у вас был такой непослушный котёнок?

Комментарий ведущего по ходу проведения мастер класса.

Задавая проблемные вопросы, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки.

При проведении побуждающего диалога с дошкольниками необходимо учитывать следующее. Дети могут давать ошибочные или неточные ответы. Педагогу нужно реагировать на них доброжелательно, например, репликами: «Так, кто думает иначе?», «Так, кто еще может сказать?». Мы показываем ребенку, что его мысль принята к сведению, и побуждаем к повторному формулированию.

Обращаюсь к педагогам, кто выбрал второй сюжет и определил проблемную ситуацию. Они также задают вопросы аудитории.

Слайд 9

2 Следующий сюжет: котенок убежал в лес, там все красиво, необычно, он проявляет интерес к миру, который он не знает….

Встречает малышей –зверят зайчика, ежика, бельчонка. Зовет их с собой. Ушли очень далеко.

Родители зверят ищут, переживают, волнуются, девочка расстроена плачет. Стемнело.

Эмоции….

Наступает вечер, они ушли далеко… Перед ними речка…

Проблемная ситуация : Звери ушли далеко от дома. Они сели в коробку и поплыли по реке. Крушение. Спасает старый заяц.

Ведущий помогает в подборе вопросов. Педагоги задают вопросы и получают ответы из зала.

Слайд 10

Проблемные вопросы.

1. Почему зверята ушли с котёнком так далеко?

2. Зачем звери сели в коробку?

3. Почему они не послушали ёжика?

4. А в жизни такое бывает?

5. Это хорошие поступки, или плохие?

6. Что было бы с ними на реке, если бы их заяц не спас?

7. Разве так можно делать, одним плыть по реке?

8. Какие чувства испытывали герои?

9. Что бы вы сделали по другому?

10. Находились ли вы в таких ситуациях?

11. Как вы поступили, если бы попали в подобную ситуацию?

Комментарий. Как правильно осуществляется побуждение диалога к осознанию противоречия. Здесь мы употребляем такие реплики: «Что вас удивило? Что интересного заметили?», «Разве так бывает? Или Разве так можно?

Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вы думали сначала? А как оказывается на самом деле?».

Слайд 11

Обращаюсь к педагогам, кто выбрал второй сюжет и определил проблемную ситуацию. Они также задают вопросы аудитории. Они также задают вопросы аудитории.

3. Следующий сюжет. Старый заяц спас котёнка и зверей. И отправился на поиски их родителей. Котёнок плакал, переживал, ему помогла добраться домой ворона.

Проблемная ситуация 3. Возвращение котёнка и зверей домой. Наказание.

Слайд 12

Ведущий помогает в подборе вопросов. Педагоги задают вопросы и получают ответы из зала.

Проблемные вопросы.

1. Какие чувства испытывали герои, когда возвращались домой?

2. Что скажет бабушка и девочка при возвращении котенка?

3. Простит девочка непослушного котенка?

4. А если у вас убежал такой котёнок, вы будете его наказывать?

5. Находились ли вы в таких ситуациях?

6. Как вы преодолеваете подобные ситуации?

7. Как часто вы просите прощение у мамы за свои поступки?

8. Когда вас прощает мама, вы совершаете новые плохие поступки?

9. Какие эпизоды хотелось бы пересмотреть снова?

10. Что бы вы хотели добавить, изменить в мультфильме?

Педагоги возвращаются на свои места. Подводим итоги.

Слайд 13

Итоги.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленное и системное использование мультфильмов с приемом проблемных ситуаций, способствует нравственному развитию детей дошкольного возраста, при условии правильного их отбора и ведения побуждающего диалога.

Поэтому:

Правильно задавайте проблемные вопросы детям. Помогайте раскрыть истинных нравственных качеств детей.

Уважаемые педагоги, вы используете данный прием в практике. Какие вы используете мультфильмы для развития нравственных качеств ребенка?

Рефлексия.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что вы сегодня получили нового.

А теперь похлопайте друг другу в ладоши. А мне остаётся только поблагодарить. Коллеги вы отлично поработали.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книгеИспользование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Успенская СОШ ДО ДС №25 Консультация для педагогов “Использование ритмодекламации.

Оформление группы к Новому году как средство для развития временных понятий у детей дошкольного возрастаОформление группы к Новому году как средство для развития временных понятий у детей дошкольного возраста Оформление группы к Новому году, как средство для развития временных понятий у детей дошкольного возраста. Воспитатель : Исаева Светлана.

Сказкотерапия как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста «Что такое хорошо, что такое плохо» Сказкотерапия как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста «Что такое хорошо, что такое плохо». Занятие №.

Сказкотерапия как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста «Непослушный медвежонок» Сказкотерапия как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста "Непослушный медвежонок". Занятие №6 "Непослушный.

Сказкотерапия как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста «Путешествие в страну сказок» Сказкотерапия как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста. Занятие №2. «Путешествие в страну сказок» Образовательные.

Сказкотерапия как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста «Сказка о Зайке и Барсучонке» Сказкотерапия как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста. Занятие №4 «Сказка о Зайке и Барсучонке» Задачи:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Решение проблемных ситуаций как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 марта 2024 в 23:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Решение проблемных ситуаций как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Каменчук (УИ 2529335) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД