Лучший педагог года

Конспект занятия «Узелок завяжется. Знакомство с туристскими узлами»

Добрева Ольга
Конспект занятия «Узелок завяжется. Знакомство с туристскими узлами»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр «Горизонт»

«Узелок завяжется…»

(конспект занятия)

Добрева Ольга Александровна,

педагог дополнительного образования,

I квалификационная категория

г. Александровск, 2018 г.

План занятия

1. Организационная часть.

Публикация «Конспект занятия „Узелок завяжется, Знакомство с туристскими узлами“» размещена в разделах

2. Знакомство с туристскими узлами :

- историческая справка;

- классификация узлов и возможности их использования;

- материалы и инструменты;

- техника вязания узлов.

3. Основная часть:

- знакомство с узлами «прямой» и «встречный»;

- способы закрепления знаний и формирования навыков вязания узлов;

- способы отработки навыков завязывания узлов (игры, упражнения)

4. Заключительная часть: подведение итога, рефлексия

Цель: знакомство с туристскими узлами и техникой вязания туристских узлов.

Задачи:

познакомить с методами и приёмами, используемыми на занятиях по теме «Туристские узлы»;

• показать возможные варианты заданий по отработке навыков техники вязания узлов на примере туристских узлов «прямой» и «встречный».

Демонстрационное оборудование:

• стенд с изображением туристских узлов,

• презентация

Материалы и инструменты:

туристские верёвки (3-4 шт.) от 1,5 до 10 м

• репшнуры (двух диаметров) по количеству участников

Ход занятия

I. Организационная часть занятия

Подведение к теме занятия

Отгадайте загадку:

Из ста нитей свита,

Всех связала ловко,

Короля и свиту,

Гибкая (веревка).

Веревка, каждый день мы сталкиваемся с этим предметом. Фундаментальными качествами веревки являются легкость, хорошее скольжение, удобство при завязывании узлов. Основные навыки работы с веревкой необходимы всем.

Завязывание и развязывание узлов – это невероятно интересно и увлекательно.

Работа с узлами – отличная тренировка внимательности, тщательности, кропотливости. Умение завязывать и развязывать узлы пригодится как для домашних приключений, вроде строительства шалаша из одеял, так и для выезда на природу. Несмотря на липучки, производители обуви по-прежнему выпускают немало ботинок на шнурках.

II. Знакомство с туристскими узлами

Историческая справка

Завязывание узлов на веревке для её практического использования в различных профессиональных целях и быту относится к числу древнейших изобретений человечества. Можно предположить, что древний человек придумал десяток, другой узлов раньше, чем научился добывать огонь.

Умение вязать на веревке узлы в древности почиталось искусством, которое считалось родовым состоянием, ревниво охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну. С самых отдаленных времен до наших дней человек не мог обойтись без узлов ни в плетении рыболовных сетей, ни в ткачестве ковров, ни в отделке нарядной одежды. Способы вязки постоянно совершенствовались, вместе с ними изменялся состав исходного материала. Если древние люди изготавливали веревки из виноградной лозы, из волокон деревьев и нарезанных шкур животных, то постепенно веревки начали ткать, сплетать и скручивать из подручных материалов, заботясь о ее прочности.

С развитием мореплавания в 1627г. капитан Джон Смит опубликовал «Морскую грамматику», где приводил несколько морских узлов, необходимых каждому моряку. С узлами и их магической силой связано множество преданий и мифов, особенно морских. Любопытно, но скандинавы использовали поверье из области магии узлов, связывающих мужчину и женщину, для контроля над рождаемостью.

Веревка дает одежду человеку. Из веревки его постель. Она сторожит его покой. Она — часть истории, величайших событий и потрясений. Веревка — помощник человека в его путешествиях по безбрежным открытым пространствам — воздушным и морским, восхождениям к горным вершинам. И еще веревка — оружие, и ее роль зависит от того, в чьих она руках. И будет ли она служить во благо человеку или во зло.

А там, где веревка, там узлы.

Хороший узел - это : когда его легко развязать, когда он сам не развязывается, когда его легко развязать.

Классификация узлов по назначению

Для связывания верёвок одного диаметра Для связывания верёвок разного диаметра Для крепления веревки за опоры Для страховки и самостраховки Вспомогательные узлы

Прямой Брамшкотовый Стремя Проводник Схватывающий

Булинь Академический «Удавка» Двойной проводник Стремя

Встречный Булинь Восьмёрка

Ткацкий Простой штык Схватывающий

Грейпвайн Штык со шлагом Булинь

Срединный австрийский проводник

Стремя

Ситуация мотивации к приобретению новых знаний

Перед вами 2 верёвки. Попробуйте связать их привычным для вас способом – так как вы завязываете свои шнурки на кедах, кроссовках – бантиком. А теперь – потяните за концы верёвок. (тянут 4 человека за все 4 конца)

Что из этого вышло? (Развязалась). Узел оказался ненадёжным.

Хороший узел - это : когда его легко развязать, когда он сам не развязывается, когда его легко развязать.

Связываю прямой узел сама и прошу снова потянуть за концы. Узел – не развязался.

Оказывается, у туристов есть особые узлы, которыми можно связать верёвки. Мы с вами будем сегодня учиться связывать верёвки одинаковой толщины.

Узлы для связывания верёвок одного диаметра

Прямой узел имеет богатую историю, к примеру археологические находки говорят о том, что примерно за пять тысяч лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules — геркулесовым или геракловым узлом, потому что мифический герой Геракл так завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва.

Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и при лечении переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны. Это обычный, самый простой способ его вязки

Моряки, которые этим прямым узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки. Ткачи, которые применяют прямой узел для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его особым, удобным им способом.

Узел можно вязать двумя способами.

1. Одной веревкой делается петля, а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке. Ходовые концы должны быть длиной 15-20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы. Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан неправильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

2. Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны. Если узлы завязаны в одну сторону, то получается "бабий узел" Далее на концах завязываются контрольные узлы

Две верёвки связать – задача не из лёгких,

Но туристы вяжут узлы очень ловко!

Была верёвка коротка, нам надо бы длиннее.

Соединим коротких два конца – получим то, что мы хотели.

Не забудь прикрепить концы узла к верёвке –

вот и вышел узел «прямой» быстро и ловко.

Узлы, которыми мы прикрепляли концы завязанного узла к верёвке, называются контрольными. Они помогают сохранить прочность верёвки при натяжении и не дают ей развязаться.

Есть ещё один крепкий и надёжный узел для связывания верё вок одинаковой толщины:

Контрольный узел на конце верёвки,

ему на встречу вышел вдруг, конец второй верёвки, и,

повторив за первым полный путь,

получим узел крепкий - не забудь!

Прочность верёвки нам обеспечена,

а называется узел … Встречный.

Игры и упражнения на закрепление навыков завязывания туристских узлов

Задание 1. Разбейтесь на пары. Возьмите по репшнуру, один – в правую руку, другой – в левую. Ваша задача – связать узел, работая парой вместе.

Задание 2. «Живые узлы»

На полу в линию располагают 4—6 веревок с завязанными на, них узлами.

1 вариант «Бегающие узлы». Руководитель предлагает ребятам запомнить последовательность расположения узлов. Затем по команде все ребята отворачиваются, а руководитель меняет местами 1 или 2 узла. Повернувшись по команде (одновременно) лицом к узлам, ребята определяют «бегающие узлы».

IV. Заключительная часть.

Подведё м итог: мы славно с Вами потрудились, вязать узлы мы научились. А теперь я вам предлагаю все ваши верёвочки связать между собой, у нас получилась большая длинная верёвка, что символизирует сплочённость в нашей группе. А я в свою очередь свяжу концы этой верёвочки, образно объединяя вас и меня в единый дружный коллектив.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Чудесный узелок» в первой младшей группеКонспект НОД «Чудесный узелок» в первой младшей группе Конспект НОД в первой младшей группе «Чудесный узелок» Тема: Неделя России Цель: Воспитание интереса к русской народной культуре. Повторение.

Конспект занятия кружка «Знакомство с Песочным Человечком»Конспект занятия кружка «Знакомство с Песочным Человечком» Материал: песочница, в ней песок (сухой и влажный, разноцветные камушки. Ход занятия: Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся.

Конспект занятия психолога в 1 классе «Знакомство» Конспект занятия. Тема: «Все мы такие разные…» Цель занятия: знакомство с учениками и с зайцем Марфушей; развитие понимания собственной.

Конспект занятия с презентацией «Знакомство с буквой Б. Закрепление»Конспект занятия с презентацией «Знакомство с буквой Б. Закрепление» Конспект занятия «Знакомство с буквой Б» (закрепление) Цель: познакомить детей с буквой Б. Задачи: закрепить произношение звука Б, дать.

Конспект занятия «Знакомство с цифрами 1 и 2» Задачи. Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, высказывать.

Конспект занятия «Знакомство с картиной «Золотая осень»Конспект занятия «Знакомство с картиной «Золотая осень» Программное содержание: Учить детей видеть и чувствовать красоту родной природы, выражать это в речи. Учить отличать отличительные признаки.

Развивающие игры по развитию мелкой моторики и координации движения рук «Озорной узелок» для детей дошкольного возрастаРазвивающие игры по развитию мелкой моторики и координации движения рук «Озорной узелок» для детей дошкольного возраста 8 июня. День вязания узлов на МААМ Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие.

Конспект занятия по конструированию из Лего «Знакомство» Занятие. Конструктор ЛЕГО. Знакомство. Цель: Развивать пространственное воображение, внимание, память. Задачи: 1. Познакомить в игровой.

Конспект занятия «Знакомство с овощами и фруктами»Конспект занятия «Знакомство с овощами и фруктами» Мы решили познакомиться с овощами и фруктами. Многие малыши путают овощи и фрукты или вообще не знают,что это такое. Вот мы и решили разобраться.

Конспект занятия «Знакомство со звуком [Й]» Знакомство со звуком Й. Цель: уточнение правильной артикуляции звука Й, его характеристика. Цель применения ИКТ: активизация речевой деятельности.

Автор публикации:
Конспект занятия «Узелок завяжется. Знакомство с туристскими узлами»
Опубликовано: 25 января 2022 в 13:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД