Лучший педагог года

Мастер-класс «Вибрационный и гигиенический самомассажи на логопедических занятиях»

Алеся Чернышова
Мастер-класс «Вибрационный и гигиенический самомассажи на логопедических занятиях»

Вибрационный и гигиенический самомассажи на логопедических занятиях.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Основные задачи:

Публикация «Мастер-класс „Вибрационный и гигиенический самомассажи на логопедических занятиях“» размещена в разделах

• Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

• Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги);

• Увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений;

• Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имеется недостаточная сократительная активность.

Зачастую логопедам приходится сталкиваться со стойкими нарушениями звукопроизношения у детей. Общее недоразвитие речи, стёртая дизартрия, нередко даже полиморфная дислалия сочетаются с неврологической симптоматикой. Дети с такой речевой патологией, как правило, соматически ослаблены, страдают двигательными расстройствами, у них низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Одни дети-логопаты – гиперактивны, другие, наоборот, астеничны. В таких случаях требуется длительное коррекционное воздействие на ребёнка. В то же время, для успешной логопедической работы занятия должны быть динамичны, эмоционально приятны, интересны ребёнку. Именно в таких ситуациях логопед может использовать нетрадиционные методы, например самомассаж.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, на релаксации (аутогенные тренировки). Самомассаж, может быть включен в непосредственно образовательную деятельность по коррекции речи, при этом приемы самомассаж, могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 3 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.

Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемые самомассажи. Самомассаж органов дыхания так же как и артикуляционная гимнастика полезны перед началом занятий. Он доступен детям дошкольного возраста, особенно гигиенический, активизирующий нервные окончания, находящихся близко к коже и вибрационный - более глубокий. Начинать самомассаж полезно с гигиенического, а заканчивать вибрационным и упражнениями на дыхание.

Вибрационный массаж делается энергичным постукиванием, при этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кожного покрова. Вибрационный самомассаж эффективно выполнять перед началом фронтальных занятий - дети быстро организуются, повышается эмоциональный настрой на занятие. В течение 2-4 минут происходит комплексный подход, позволяющий осуществлять развитие речевого дыхания, звучности голоса, мелкой моторики, мимических мышц. Дети всем телом чувствуют произносимый звук, вследствие чего происходит самоконтроль за выполнением упражнения.

Вибрационно-вокальные упражнения относятся к здоровосберегающим технологиям, так как повышают обменные процессы в клетках за счёт звуковой вибрации. Кроме того, звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области лёгочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает отхождение мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус. Вибрационный массаж — это еще и своего рода настройка голоса. Во время проведения вибрационного массажа включаются верхняя (черепная коробка, полость носа и рта) и нижняя (грудная полость) системы резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание голоса.

Вибрационный (постукивающий массаж) «Пчелиный улей»

Упражнение 1. Лёгкие постукивающие движения по голове со звуком м-м-м Повторить 4-6раз. (Мёду надо)

Упражнение 2. Постукивающие движения по носу и гайморовым пазухам со звуком н-н-н-н (

Упражнение 3. Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное пространство и одновременно вслух «тянуть» звук в-в-в-в.

Упражнение 4. Постукивать кончиками пальцев одной руки нижнее надгубное пространство и одновременно «тянуть» звук з-з-з-з (голодные пчёлки).

Упражнение 5. Постукивать кулачками одной или обоими руками по верхней части грудной клетки и одновременно «тянуть» звук ж-ж-ж.

Упражнение 6. Наклон вперёд стучим по спине со звуком р-р-р-р.

Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых, мимических мышц речевого аппарата, мышц рук, шеи и усиливает тонус этих мышц, если они вялые и слабые.

Самомассаж вызывает умеренное расширение периферических кровеносных сосудов и оказывает благотворное влияние на нервную и другие системы организма.

Самомассаж лица (гигиенический).

Упражнение 1. «Рисуем дорожки» Движения пальцев от середины лба к вискам.

Упражнение 2. «Рисуем яблочки» Круговые движения плаьцев от середины лба к вискам.

Упражнение 3. «Пальцевой душ» Лёгкое постукивание или похлапывание кончиками пальцев по лбу.

Упражнение 4. «Нарисуем усы» Движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

Упражнение 5. «Наденем очки» Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

Упражнение 6. «Испечём блинчики» Похлопать ладошками по щекам.

Дыхание-одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека.

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии. В речевом дыхании выдох самое главное и активное звено процесса, оно значительно длиннее вдоха.

Физическая основа звучности голоса — правильно поставленное дыхание. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность, которая в свою очередь изменяет звуковую окраску голоса.

Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнерёберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физиологической и эмоциональной нагрузке. У таких детей отмечаются недостаточный объём выдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разных фазах дыхания- ка на вдохе, так и на выдохе.

Упражнения на дыхание

Упражнение 1. «Петушок». И. п. - встать прямо, ноги вместе, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «Ку-ка-ре-ку» - /5-6 раз - на выдохе/.

Упражнение 2. «Курочки». И. п. – ноги вместе, руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу. 1- махи согнутыми руками в локтях (вдох, 2- на выдохе приозносим: «Куд-куд- куда»! Повторить 3-4 раза.

Упражнение 3. «Гуси». И. п. ноги на ширине плеч, руки отведены назад, шею вытянуть вдох носом, 2- на выдохе произносить: «Ш-ш-ш». Повторить 3-4 раза.

Упражнение 4. «Утки». Ноги на ширине плеч, руки отведены назад. 1- перевалиться с ноги на ногу, вдох носом, 2 – на выдохе произносить: «Кря-кря-кря». Повторить 3-4 раза.

Библиографический список:

1. Дьякова Е. А, Логопедический массаж/ — М. : Издат. центр «Академия», 2005 г.

2. Hестерюк Т. В, Дыхательная и звуковая гимнастика/ - М. : Книголюб, 2007.- 56 с.

3. Поварова, И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов /И. А. Поварова - СПб. :Союз, 2001

4. Гуськова А. А, Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет/А. А. Гуськова- М. : Творческий Центр Сфера, 2011.

5. Шафеева А. А, Логопедический массаж : метод. пособие / А. А. Шафеева. — М. : БЕТА-ФРЕЙМ, 2009. — 55 с.

Публикации по теме:

Примерный проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Актуальность проблемы здоровья детей сегодня очевидна для всех. В последнее время особенно обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья.

Вибрационно-вокальный и гигиенический самомассажи на логопедических занятиях. Вибрационно-вокальный и гигиенический самомассажи на логопедических занятиях. Белякова М. А. учитель-логопед МБДОУ № 57 Основой ясного и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Вибрационный и гигиенический самомассажи на логопедических занятиях»
Опубликовано: 21 апреля 2015 в 06:50
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД