МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Загадки»

Марина Черчесова
Мастер-класс для педагогов «Загадки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г. Алагира

МАСТЕР-КЛАСС

для педагогов

«Загадки. Технология обучения детей дошкольного возраста составлению загадок»

Подготовила: Черчесова М. Т.

2020г.

Цель мастер-класса : предоставить возможность использования методов по составлению загадок по опорным таблицам

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Загадки“» размещена в разделах

- познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми, формами работы;

- показать на конкретных примерах способы составления загадок (электронная презентация) в работе с дошкольниками.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей школьного возраста.

В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок разными способами по опорным таблицам.

Прогнозируемый результат мастер-класса :

- получение педагогами представления о методике составления загадок детьми по опорным таблицам разными способами в работе по речевому развитию детей:

- активизация внедрения в образовательный процесс педагогов методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.

Раздаточный материал: 4 листа формата А-4 для изготовления загадки-открытки, 4 резинки, 4 простых карандаша, 4 коробки цветных карандашей, 4 коробки восковых мелков, 6 мешочков, 6 любых предметов,

Ведущий: - Добрый день, уважаемые коллеги!

- Я рада Вас приветствовать на нашем мастер - классе. И для участия я хочу пригласить 6 педагогов.

- Мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, и в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать.

- Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми дошкольного возраста.

- Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса, я хотела бы вас спросить: о чем можно так сказать?

Год за годом

Мысль народа

В ней копилась,

С рифмой роднилась,

И детям, и взрослым

Пригодилась! (Загадка)

- Уважаемые коллеги, а вы любите отгадывать загадки? (задаются загадки на русском и осетинском языках)

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме.

Загадки характеризуются тем, что материал в них выражается в форме задачи, поэтому этот жанр народного творчества больше, чем другие, активизирует мышление, чувства и воображение ребенка.

Наш современный мир меняется очень быстро и от этого становится не предсказуемым. Много кто со мной согласится, что из того, чему нас учили в семье, дошкольном учреждении и школе, пригодилось далеко не все.

Готовя наших детей к жизни в этом новом мире нам необходимо учитывать: что в жизни современных детей будет гораздо больше нестандартных ситуаций, чем у нас, и все, что мы можем сделать для них, – это научить их творчески, нестандартно действовать и решать любые проблемы.

Существует большое количество способов, как этого добиться.

Ни для кого не секрет, что все дети любят отгадывать загадки. На мой взгляд, важнее научить детей составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышлений. В то же время, сочинение загадок – это творчество и развитие речи.

Использование в образовательном процессе загадок позволяет решить ряд задач. Среди них:

- Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

- Стимуляция умственной активности;

- Развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

- Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

- Обогащение словаря детей;

- Формирование представлений о переносном значении слова;

- Помощь в усвоении звукового и грамматического строя русской речи.

Сейчас мы с вами поучимся составлять загадки по моделям кандидата педагогических наук, ТРИЗ - специалиста Аллы Нестеренко.

Пример: Для составления загадки выбран объект (самовар). Модель составления загадок с использованием сравнения -символическая аналогия. Далее участниками даются образные характеристики по заданным ведущим признакам.

–Какой самовар по цвету? (блестящий) Ведущий записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строка левой части таблицы)

- Какой он по форме? Круглый (заполняется третья строка таблицы)

Ведущий просит участников, дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы.

-Что бывает блестящим? (Монета)

- Что бывает шипящим? (Вулкан)

- Что бывает круглым? (Арбуз)

Какой? Что бывает таким же?

блестящий монета

шипящий вулкан

круглый арбуз

После заполнения таблицы, ведущий предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

«Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».

Возможен другой вариант, когда объект сравнивается с другими предметами и при этом указываются отличия. (Слайд).

Например, рассматриваем объект – мяч.

На что похож? Чем отличается?

балерина не живой

зонтик от дождя не спрячет

гриб несъедобный

Получилась загадка : (Слайд).

«Как балерина, но неживой,

Как зонтик, но от дождя не спрячет,

Как гриб, но не съедобный.»

Модель работы по прямой аналогии. (Слайд).

Рассматриваемый объект –котенок.

Что делает? Что кто делает же?

урчит мотор

охотится волк

умеет прыгать мяч

Получилась загадка : (Слайд).

Урчит, но не мотор.

Охотится, а не волк

Умеет прыгать, но не мяч.

Задание:

У всех народов загадка всегда была показателем мудрости. А человек, который умел отгадывать или придумывать загадки, считался мудрецом. Сегодня вам представится такая возможность – поиграть в мудрецов.

«Придумай загадку»

И сейчас, я предлагаю вам придумать собственную, авторскую, загадку. «Чудесный мешочек» поможет вам выбрать предмет загадывания. Нужно выбрать модель для составления загадки. Вам в помощь ручки и листы бумаги. После заполнения таблицы, ведущий предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

Условие выполнения. Свой предмет из мешочка показывать другим нельзя.

Блиц-турнир «Для каждой загадки найдем мы отгадку

Итак, все загадки готовы.

Ведущий:

- Скажите, какие речевые задачи вы решали при составлении загадок? (ответы педагогов).

- Как можно играть в загадки? Можно использовать различные формы.

Формы работы с детьми по составлению загадок :

1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика.

Один ребёнок отправляется за дверь. Педагог с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.

2. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.

3. Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.

Ведущий: Думаю, мне удалось вас убедить в том, что загадки – это эффективный метод развития детей дошкольного возраста. Очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

Хочу закончить свое выступление словами Е. Ермоловой: «Как общаться с ребёнком? Да очень просто: увлекать, пока не увлечётся. Чем насыщеннее и многослойнее занятия поначалу, тем больше свободы в процессе и больший талант в результате».

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!

Благодарю всех за участие в мастер-классе.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Царство эмоций»Мастер-класс для педагогов «Царство эмоций» Цель: создание эмоционально позитивного психологического климата в группе. Задачи: -развитие способности понимать эмоционально состояние.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Цветок для мамы»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Цветок для мамы» Цель мастер класса: способствовать повышению мастерства педагогов по изготовлению поделки с применением различных техник. Задачи: 1 Познакомить.

Мастер-класс для педагогов «Тульский пряник»Мастер-класс для педагогов «Тульский пряник» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр образования №32», строение 4 Городское методическое объединение.

Мастер-класс для педагогов, воспитателей, родителейМастер-класс для педагогов, воспитателей, родителей Онлайн-Мастер-Класс для педагогов, воспитателей, родителей «Создание персонального сайта педагога на странице Международного образовательного.

Детский мастер-класс «Книжка-малышка «Загадки про насекомых для детей»Детский мастер-класс «Книжка-малышка «Загадки про насекомых для детей» Детские книжки малышки — это просто неограниченный полет фантазии и творчества, их можно сделать практически из любого подручного материала,.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

Мастер-класс по изготовлению книжки-малышки «Загадки о зиме»Мастер-класс по изготовлению книжки-малышки «Загадки о зиме» Хочу представить мастер-класс по изготовлению книжки - малышки. По тематической неделе «Зима. Зимняя одежда, обувь, головные уборы» итоговым.

Мастер-класс по созданию «Книжки для малышки. Загадки о животных»Мастер-класс по созданию «Книжки для малышки. Загадки о животных» Материал для выполнения мастер – класса: фотобумага матовая двусторонняя форматом А 4, картотека загадок о животных, детские творческие.

Мастер-класс по элементарному музицированию для дошкольников «Загадки волшебных звуков»Мастер-класс по элементарному музицированию для дошкольников «Загадки волшебных звуков» Мастер - класс по элементарному музицированию для дошкольников «Загадки волшебных звуков» Цели и задачи: - обучать дошкольников простейшим.

Рекомендации родителям «Загадывайте детям загадки» в условиях самоизоляции. Видео «Загадки для старших дошкольников»Рекомендации родителям «Загадывайте детям загадки» в условиях самоизоляции. Видео «Загадки для старших дошкольников» Детям нравится отгадывать загадки. Им доставляет радость и процесс отгадывания загадок, и результат. Загадка развивает у детей логическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Загадки»
Опубликовано: 20 октября 2021 в 20:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД