МААМ-картинки

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в логопедическом процессе»

Светлана Мирошниченко
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в логопедическом процессе»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

Задачи:

1. Формировать представление о роли массажа и самомассажа в коррекции речевых нарушений у детей дошкольников.

2. Обучать приемам самомассажа и гимнастики рук и пальцев.

Оборудование: заранее раздать в произвольном порядке резиновые колючие мячи 15 шт., прищепки 15 шт.

Ход деятельности.

Публикация «Мастер-класс „Здоровьесберегающие технологии в логопедическом процессе“» размещена в разделах

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас! Надеюсь, что все вы в здравии и в хорошем самочувствии.

Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажете мне? (нет или да)

А детей вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь, иль нет? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (нет или Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»!

Скажите, каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? (Ответы аудитории)

Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.

Как вы считаете, возможно ли преодоление всех вышеперечисленных трудностей? (Ответ зала) Я с вами согласна. А помогает мне в этом здоровьесберегающая среда, формы, методы и приёмы логопедической коррекции.

В своей работе я активно использую, как традиционные, так и нетрадиционные методы. (Показ слайда с технологиями)

А как вы думаете, коллеги, при использовании здоровьесберегающих технологий, у детей происходят какие-либо изменения в лучшую сторону? Если «да», то какие? Назовите их. (Ответы из зала) Вы все правы.

• улучшается память, внимание, мышление, общее эмоциональное состояние

• снижает утомляемость;

• повышается способность к произвольному контролю, работоспособность и уверенность в себе;

• развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

• стимулируется двигательная и речевая функции;

• улучшается соматическое состояние.

И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с одним из используемых мною методов. Попробуйте догадаться, что это за метод. Нам понадобятся ваши руки. Смотрите на меня и повторяйте все движения.

Упражнение «Отгадай» (движения рук согласно тексту)

К логопеду прибежали

Все друг другу руки жали

Привет, Людмила,

Здравствуй, Галина,

Ваня, Коля, Маргарита

Дверь всегда для вас открыта!

Не хотите ль пирожок

Или коржика кусок?

Вот вам драже на дорожку,

Вы берите понемножку.

Мы все стряхнули крошки

И захлопали в ладошки!

Кто догадался, о чём идёт речь? (Ответ зала) Правильно. Это массаж.

Массаж зародился на ранних этапах развития народной медицины. В древности люди при различных недугах и болях применяли разминание, поколачивание тела.

Интересна и история возникновения слова «массаж и самомассаж». Так, одни авторы считают, что оно произошло от арабского, другие – от греческого, третьи - от латинского, но означало оно одно - нежно разминать, надавливать, тереть, мять, сжимать руками.

Индусы и китайцы были первыми, кто описал приемы массажа и самомассажа. Также этот вид оздоровления хорошо был известен и в Древнем Египте. Сама царица Клеопатра, о которой ходит немало легенд, уделяла внимание массажу. У древних славян и народов севера применялись закаливающие процедуры и массаж в виде сечений, растираний веником, активных движений. Назывался этот метод хвощением, и был описан в летописях Нестора.

Узнав побольше о положительном влиянии массажа, я решила использовать его в коррекционно-логопедической работе с детьми. Особое внимание уделяю тем частям тела, которые отвечают за речь.

Как вы думаете, коллеги, какие части тела человека оказывают влияние на развитие речи? (Ответ зала) Правильно, это руки, лицо, ушные раковины, язык. Что же особенного в этих частях тела? Как они могут влиять на речь? (Ответ из зала) Многие учёные считают, что названные части тела представляют собой уменьшенное отображение всего человека. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

О массаже можно говорить много, но лучше один раз увидеть, а ещё лучше испытать его на себе. Перед любым массажем нужно разогреть руки.

Если пальчики грустят – пальцы плотно прижимаем к ладони

Доброты они хотят. ладони вместе перед грудью

Если пальчики заплачут – поочерёдное соединение пальцев

Их обидел кто-то значит. трясем кистями

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки, скрестить пальцы, ладони прижать

Поиграют пусть немножко. пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять каждый палец зажимаем в кулачке.

И покрепче обнимать.

Очень хорошо!

При проведении массажа можно и нужно использовать стихотворные тексты, сказки. Главное, чтобы их содержание и ритм были максимально приближены к характеру самого движения. Например: массаж лица «Времена года»

Если солнце жарко греет, Поглаживающие движения от середины лба,

Если легкий ветер веет, носа, верхней губы, подбородка к ушам.

Стало сухо и тепло –

Это … (лето) пришло.

Если дождь стучит по крыше,Постукивающие движения подушечками пальцев

Листья падают не слышно, по лбу, щекам, подбородку.

Птицам улетать пора –

Это … (осень) к нам пришла.

Если вьюга кружит и злится, Круговые движения в области лба, щек, подбородка

Всюду белый снег кружится,

В снежных шапках все дома, -

Это к нам пришла … (зима).

Если тает снег и лед, Поглаживающие движения обеими ладонями сверху

Звонкий ручеек течет, вниз по боковым сторонам лица и шеи,

Распускается листва - по центральной части лица и шеи.

Это к нам пришла … (весна!

Молодцы!

С успехом в своей работе я использую элементы точечного массажа. Учёным давно известно, что есть связь между биологически активными точками, которые расположены на поверхности тела человека и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.

Выполним упражнение для профилактики простудных заболеваний "Раз, два, три"(движения согласно тексту)

Крылья носа разотри – раз, два, три.

И под носом себе утри – раз, два, три.

Брови нужно расчесать – один, два, три, четыре, пять.

Вытри пот теперь со лба – один, два.

Серьги на уши повесь, если есть – один, два, три, четыре. пять, шесть.

Заколкой волосы скрепи – один, два, три.

Сзади пуговку найди и застегни.

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда – браслетики, красивые манжетики.

Вот как славно потрудились и красиво нарядились!

Осталось руки растереть и не будем мы болеть!

Замечательно!

Одна из разновидностей массажа - Су-Джок терапия. Это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Данный вид массажа выполняется при помощи специальных мячиков с шипами, ребристых палочек и колец, а также с использованием природного материала (шишки, грецкие орехи, каштаны и другое, что помогает стимуляции речевых зон коры головного мозга.

Сейчас мы выполним упражнение «Волшебный мяч». Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной. Положите мяч на одну ладонь, сверху прикройте другой. Приготовились?

Я мячом круги катаю, (движения соответствуют тексту)

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

Очень хорошо!

Ещё интересен прищипывающий вид массажа, который можно выполнить собственными пальцами или с помощью обыкновенных прищепок.

Вот проснулся, встал гусёнок. (движения соответствуют тексту)

Щиплет пальцы он спросонок.

- Дай, хозяйка, корма мне,

Раньше, чем моей родне.

Спасибо, молодцы, у вас получилось.

Итог мастер-класса

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам приём, который использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что он оказывают положительное воздействие на речевое развитие, а ещё у детей снимается напряжение в мышцах, повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

И в завершении массажа нужно немного отдохнуть и расслабиться. (проводится под спокойную музыку)

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и поддержку. Будьте всегда здоровы! Творческих вам успехов!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Учитель Здоровья 2014». Инновационные подходы и здоровьесберегающие технологии для обеспечения здоровья воспитанников ДОУ«Учитель Здоровья 2014». Инновационные подходы и здоровьесберегающие технологии для обеспечения здоровья воспитанников ДОУ Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей. Поэтому в первый раз прошел конкурс «Учитель Здоровья 2014» среди педагогов образовательных.

Роль использования ИКТ в логопедической работе по преодолению речевых нарушений Цель: -разработать систему приемов работы с использованием ИКТ на логопедических занятиях. Объект: -дети дошкольного возраста с общим недоразвитием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в логопедическом процессе»
Опубликовано: 12 ноября 2014 в 23:42
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в логопедическом процессе»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мирошниченко (УИ 122863) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД