Додурова Елена
Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД-1
МДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида «Капитошка»
МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
ТЕМА: «Использование нетрадиционных техник рисования
в развитии изобразительного творчества детей»
Подготовила: воспитатель
группы №7 «Цветные ладошки»
Додурова Е. О.
СЛАЙД-2
Публикация «Мастер-класс „Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Актуальность выбранной темы:
На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей.
В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Цель: познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.
- Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.
- Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.
- Донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме. Подготовка оборудования, создание компьютерной презентации.
Применение: в работе кружка, в повседневной НОД по рисованию, в работе с родителями.
Методы и приё мы: репродуктивный, практический.
Место проведения - музыкальный зал.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток;
Материал для практической деятельности – гуашь синего цвета, картон, клей ПВА, кисти для нанесения клея, ватные палочки, акварельные краски, цветной песок, нарезанная нить, салфетки.
Ход мастер- класса :
1. Вступительное слово:
«О, сколько нам открытий дивных готовит просвещенья дух.»
Милые педагоги, рада приветствовать вас на нашей встрече.
Не секрет, что многие родители и мы, педагоги хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность - это знающий, уверенный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек. В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство.
Немного – немало прошло времени, как отыскали рецепт, который помогает совершенствовать творческие способности ребенка, это нетрадиционные изобразительные техники.
Нетрадиционное рисование – искусство, изображать, не основываясь на традиции.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды надо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатите уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
СЛАЙД-3
Проведение НОД с использованием нетрадиционных техник :
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
• Чувство фактурности и объёмности;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
2. Теоретический этап.
Уважаемые педагоги! Разрешите, я вам расскажу немного о нетрадиционных техниках рисования, которые я использую со своими воспитанниками.
(ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ)
СЛАЙД-4
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать :
• рисование пальчиками;
СЛАЙД-5
• оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
СЛАЙД-6
• рисование ладошками.
СЛАЙД-7
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
• свеча + акварель;
СЛАЙД-8
• печать поролоном;
СЛАЙД-9
• восковые мелки + акварель;
СЛАЙД-10
• рисование ватными палочками;
СЛАЙД-11
• печать пластиковой бутылкой;
СЛАЙД-12
• рисунки из ладошки;
СЛАЙД-13
• тычок жесткой полусухой кистью;
• отпечатки листьев;
• волшебные веревочки;
СЛАЙД-14
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :
• рисование мыльными пузырями;
СЛАЙД-15
• монотипия пейзажная;
СЛАЙД-16
• монотипия предметная;
СЛАЙД-17
• кляксография с трубочкой;
• кляксография обычная;
СЛАЙД-18
• печать по трафарету;
СЛАЙД-19
• пластилинография.
• обрывная аппликация;
СЛАЙД-20
• рисование мятой бумагой;
СЛАЙД-21
• рисование солью, песком, манкой;
СЛАЙД-22
• рисование шерстью.
3. Практическая часть
Сейчас я попрошу выйти желающих принять участие в моем мастер-классе к рабочим столам.
(Сюрпризный момент – перевоплощение в «фею снежинок» входит под музыку со словами:
Приветствую вас, я фея снежинок.
Меня к вам прислала зима.
Просила она, побольше снежинок создать,
Но, где- же снежинки, откуда им взяться?
Ведь в комнате нашей тепло,
Они же растают и растворятся!
Но мы с вами сотворим волшебство.
Я вас превращу в «фей снежинок», одевайте эти волшебные короны, становитесь в круг (физ. минутка под музыку) теперь вы «феи снежинки» и можете творить волшебство. Мы с вами создадим много волшебных снежинок для госпожи зимы, а рисовать мы их будем следующими нетрадиционными способами рисования :
1. Метод «Рисования нитками» или «ниткография»
2. Метод «Рисования цветным песком»
3. Метод «Рисования ватными палочками»
4. Метод «Рисования с помощью оттиска мятой бумаги»
Я предлагаю вам из материалов, которые располагаются на ваших столах, попробовать самостоятельно проделать свою работу.
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли.
Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
СЛАЙД- 23
И подводя итог нашей встречи, хочу сказать словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».
А теперь я предлагаю вам немного поиграть и попутно узнать, ваше впечатление от проделанной совместной работы. В вазе лежат футляры из-под киндера-сюрприза. В них спрятаны вопросы и незаконченные предложения. Педагоги берут, открывают, читают и отвечают на предложенные вопросы.
СЛАЙД-24
Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!
4. Заключительный этап:
1. Рефлексия «Игра незаконченное предложение»
«Я возьму в свою методическую копилку….»
«Я ухожу с мастер-класса…»
«Сегодня я узнал (а…»
«Я поняла (а, что…»
«Я приобрел (а…»
Чему Вы научились на мастер-классе?
Вам интересно было участвовать на мастер-классе?
Чтобы вы хотели отметить по прошедшему мероприятию?
Что вам понравилось, что нет?
Пригодятся ли вам в работе полученные знания на мастер-классе?
2. Посвящение воспитателей в художники, рисующие в нетрадиционной технике (вручение шуточных медалей)
3. Памятки всем участникам семинара.
Литература:
Давыдова, Г. Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г. Н. Давыдова. - Москва: СИНТЕГ, 2014.
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность : Обучение детей техническим навыкам и умениям. /Дошкольное воспитание, 1991, №2.
Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. /Дошкольное воспитание, 1991, №9.