Анжелика Антюхова
Математическая игротека. Подборка дидактических игр с математическим содержанием для старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Д/И «ДА ИЛИ НЕТ».
Правила игры:
Дети размещаются в кругу, очерченном цветным канатом; ведущий задает вопрос, на который можно ответить только «да» или «нет». Любые другие ответы означают, что играющий выбывает из игры, выходит из круга. Используются также вопросы-ловушки, на которые нельзя ответить однозначно «да» или «нет». В этом случае играющий должен промолчать. Следует условиться, до какого момента продолжается игра, сколько детей должно остаться в кругу: пять, четыре, три ребенка. Их и называют победителями, награждают аплодисментами и очками для «Математической копилки».
Публикация «Математическая игротека, Подборка дидактических игр с математическим содержанием для старших дошкольников,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Предлагаем игровые вопросы :
• Пять груш больше, чем пять яблок?
• Может быть у стола три ножки?
• Может быть у чайника два носика?
• Бывает рубашка с тремя рукавами?
• У морковки один корешок?
• У петуха две ноги?
• Сколько пальцев на руке?
• Может быть у курицы два хвоста?
• У кота Матроскина две коровы?
• Дождик может быть без грома?
• Бывает небо под ногами?
• Какая фигура с тремя углами?
• Может быть Земля круглая?
• Можно левой рукой достать правое ухо?
• Когда солнце встает?
• Неделя начинается со вторника?
• Может быть семь пятниц на неделе?
• У чупа - чупс одна ножка?
• У гитары семь клавиш?
• Один меньше чем много?
• На правой руке у тебя пять пальцев? А на левой?
• Сейчас осень?
• Ежик колючий? А кот?
• Буратино был деревянный?
• Много воды в пустом стакане?
• Собака умеет мяукать? А ты?
• Кошка на трех ножках?
• У квадрата 4 стороны? А где пятая?
• У круга шесть сторон?
• К шести прибавить один будет пять?
• Новый год бывает летом?
• Лето бывает после осени?
• Кошка может быть меньше мышки?
• Бегемот тоньше чем змея?
• Ручей шире речки?
• Роза цветет летом?
• Сколько лап сосет медведь в берлоге?
• В группе одно окно?
• У тебя два уха? А сколько из них левых?
• Ты сегодня утром ехал на трамвае? И т. п.
Д/И «ПРОВЕРИМ ВНИМАНИЕ»
Правила игры:
Игра организуется небольшими группами, в которые дети объединяются по шутейному принципу или по выбору. Каждая игровая команда размещается вокруг отдельного стола с атрибутами. На столиках разложено несколько предметов. Ведущий предлагает внимательно рассмотреть, что и как размещено на столе, запомнить расположение и количество предметов. Играющие закрывают глаза, а ведущий изменяет количество (добавляет, убирает один-два предмета) или меняет их расположение. Дети открывают глаза, рассматривают предметы и называют, сколько изменений произошло (я заметил три изменения, а я — пять). Только после того, как выскажутся все играющие, предлагается рассказать о своих наблюдениях. Начинает тот, у кого наименьшее количество замеченных изменений. Игра повторяется вновь.
Д/И «СКОЛЬКО?»
Правила игры:
У детей набор цифр, они раскладывают его около себя на полу. Ведущий дает задание: определить, сколько тех или иных предметов на картинке, и показать это количество с помощью цифры. Дети по сигналу поднимают цифру, указывающую на количество названных предметов на картинке. Ведущий может несколько изменить расположение или количество предметов на картинке, когда приступает к выполнению своей роли. Проверяет, как участники игры выполнили задание, и называет нового ведущего.
Д/И «УГАДАЙ ЗАДУМАННОЕ ЧИСЛО».
Правила игры:
Ведущий выбирает какое-либо число, пишет его на карточке, сворачивает в трубочку (или выбирает цифру и прячет ее). Обращается к играющим: «Угадайте число, которое я задумала». Играющие пытаются угадать задуманное число, задавая вопросы. Например, ваше число больше или меньше пяти. Ведущий отвечает, что его число больше пяти. Следующий вопрос: «Ваше число больше или меньше шести?» Ведущий отвечает, что его число больше шести. Если играющий задаст вопрос типа: «Задуманное число больше или меньше трех?», то в данном случае такой вопрос бесполезен, ничего нового о задуманном числе он нам не расскажет. Мы уже знаем из предыдущего ответа, что задуманное число больше пяти, следовательно, оно и больше трех. Следующий вопрос: «Ваше число больше или меньше восьми?» Ведущий: «Мое число меньше восьми. Можете назвать, какое число я задумала?»
Дети должны догадаться, рассуждая следующим образом: известно, что задуманное число больше шести, но меньше восьми. Значит, оно равно семи.
В данной игре следует обращать внимание детей на логику построения вопросов. Вначале при освоении содержания игры перед детьми можно разложить числовой ряд. Усложнение игры состоит в отсутствии опоры на числовой ряд.
Д/И «УБИРАЕМ ЦИФРЫ ПО ЗАДАНИЮ»
Правила игры:
Игра проводится за столом, где лежат цифры от одного до девяти. Уточняются правила игры: ведущий загадывает загадки про цифры. Дети, догадавшись, о какой цифре идет речь, молча убирают ее. Если все загадки детьми отгаданы правильно, то в конце у всех останется одна и та же цифра. Примерные «загадки» : уберите цифру, которая стоит между цифрами «три» и «пять»; уберите цифры, которые обозначают числа больше пяти на один, больше четырех на один, меньше девяти на один, больше восьми на один; уберите цифру, которая встречается в сказке о Белоснежке; уберите цифру, которая показывает, сколько было в сказке жадных медвежат; цифру, которая показывает, сколько носов оторвали на базаре у любопытной Варвары. Какая цифра осталась? (Три.) Дети придумывают про нее загадку.
Д/И «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Правила игры:
В наборе три - четыре шарика пластилина, три - четыре салфеточки, несколько картонок и повязка на глаза. Играющих может быть от двух до четырех. Каждый берет по шарику пластилина и по секрету от детей лепит из него цифры, размещает их на картонке, накрывает салфеткой. Затем водящий надевает на глаза повязку, и начинают действовать «волшебные пальчики». Водящий на ощупь определяет цифру и называет ее. Дети, следящие за ним, говорят, правильно ли его волшебные пальчики почувствовали цифру. Каждому водящему дается по три попытки. Если он угадал все три цифры, получает 1 очко; если угадал одну-две цифры, получает половину очка. Водящим становится другой. Игра продолжается по желанию детей.
Д/И «ПОЙДИ ТУДА - НЕ ЗНАЮ КУДА»
Правила игры:
Все дети располагаются с одной стороны на ковре так, чтобы им хорошо видно было все пространство комнаты. Ведущий выбирает одного ребенка-робота, которому будет давать команды на перемещения по комнате. Когда робот стоит спиной к детям, ведущий показывает жестами и цифрами остальным, до какой группы предметов он задумал довести робота. Дети, зная, куда робот должен прийти, наблюдают за его перемещениями. Команды на движения могут содержать три поворота и какое-либо количество шагов. Задания даются по частям.
Ведущий: «Робот пройдет вперед три шага, повернет налево, пройдет еще два шага, повернет опять налево, пройдет один шаг, повернет направо и сделает два шага вперед — тогда он подойдет к тем предметам, которые я загадал».
Если робот подойдет к тем предметам, которые были загаданы, то он получает очки, а группа предметов убирается. Если робот не смог достигнуть намеченной цели, то играющие уходят ни с чем. Другой робот и ведущий пытаются подойти к выбранным группам предметов. Игра продолжается до тех пор, пока все группы предметов не будут убраны. (Это правило действует в том случае, если у детей сохраняется интерес к игре. В противном случае игра может быть прекращена раньше, чем уберут все группы предметов.)
Д/И «НАЙДИ СТОЛЬКО ЖЕ»
Правила игры:
Ребенок берет наугад одну из цифр, обходит комнату, пересчитывая предметы. Запоминает, сколько групп, где предметов столько же, сколько показывает его цифра. Подходит к взрослому и рассказывает о своих находках. Если ребенок нашел все группы в соответствии со своей цифрой, он может поменять цифру. Если нашел не все группы предметов, то вновь отправляется на поиски. Дети за время игры могут поменять цифры три-четыре раза.
Д/И «ДАЛЕКО - БЛИЗКО»
Правила игры:
Дети образуют круг. В центре круга ведущий. Взрослый выступает в роли ассистента, он раздает детям фишки за ответ (оригинальный, правильный и быстрый). Ведущий бросает мяч кому-то из детей, предоставляя тем самым ему слово. Ребенок, поймав мяч, должен быстро сказать, что находится от него далеко, а что близко. Например, Саша от меня далеко, а Света близко. Стол от меня далеко, а дверь близко. Окно от меня далеко, а кукла близко. Желательно объекты, названные другими детьми, не использовать. В конце игры подсчитывается количество очков, заработанное детьми, определяется победитель.
Д/И «ЧТО КАКОЕ?»
Правила игры:
Ребята сравнивают предметы на глаз по величине. Главное в данной игре (в этом варианте) — вычленение и называние признака величины, по которому дети сравнивают. Они объединяются парами, ходят по групповой комнате, рассматривают предметы, игрушки, мебель, обсуждают, выбирают, какие предметы с какими можно сравнить и по какому признаку. Затем подходят к взрослому и говорят: «Мы сравнили эти два стола по высоте, детский столик ниже, чем письменный. Мы сравнили два стула по ширине: кукольный стульчик уже, чем детский. Мы сравнили два цветочных горшка по толщине и т. д.». Взрослый ориентирует детей на то, что они должны сначала назвать признак, по которому сравнивают предметы. Он может задать дополнительные вопросы относительно двух сравниваемых предметов. Например: есть ли в чем-либо сходство между этими предметами? А какие еще различия между ними? Ребята могут при определении сходства и различия назвать материал, цвет, назначение предметов.
Д/И «ИЗМЕНИ КОЛИЧЕСТВО»
Правила игры:
Игра проводится со всеми детьми. Ребята раскладывают цифры по порядку. На подносе 10 игрушек.
Взрослый: «Прежде чем начать эту игру, надо проверить, сможете ли вы играть. В игре мы будем увеличивать и уменьшать числа». Чтобы было легче выполнять задания и проверить их выполнение, игра проводится с игрушками. Взрослый объясняет, что означает увеличить количество на один — значит добавить, прибавить еще одну игрушку и изменить цифру; уменьшить количество на один — значит убрать одну игрушку и изменить цифру.
Правила игры заключаются в том, что все играющие в быстром темпе выполняют задания, которые дает ведущий. Задания повторяют только один раз. Выигрывает тот, кто не пропустил ни одного изменения и к концу игры пришел с правильным результатом — количеством игрушек.
Ведущий: «Начинаем первый гейм: отсчитайте шесть утят и рядом положите цифру; увеличьте это количество утят на один, увеличьте еще раз на один; увеличьте опять количество утят на один; уменьшите количество на один. Какой результат?»
Дети: «Восемь утят и рядом цифра 8». (Выиграли все, у кого такой результат.)
Ведущий: «Начинаем второй гейм: отсчитайте пять игрушек и рядом положите цифру; увеличьте количество на одну; увеличьте количество на две; уменьшите количество на одну. Какой результат?»
Дети: «Семь игрушек и рядом цифра 7». (Выиграли все, у кого такой результат.)
Ведущий: «Третий гейм: отсчитайте любое количество игрушек, но не меньше трех и не больше шести; увеличьте это количество игрушек на одну; еще раз увеличьте это количество на одну; теперь уменьшите это количество на одну. Какой результат?» Дети рассказывают.
Взрослый: «Почему у всех разные ответы, разные результаты, хотя выполняли одинаковые задания?» Ответ можно выслушать сначала на ушко, чтобы дать возможность всем детям подумать и найти ответ на этот вопрос. Если ребята затрудняются, взрослый подводит их к правильному ответу: в начале игры каждый отсчитал «свое» количество игрушек, у всех детей были разные числа, с которых начали игру. Проделав одинаковые измерения, результаты у всех получились разные.
Д/И «ДОГАДАЙСЯ КАК ТЕБЯ ЗОВУТ»
Правила игры:
Для проведения игры выходят 11 детей. Взрослый прикрепляет на спину каждому ребенку одну из цифр. Ребенок не знает, какая цифра находится у него сзади, но он может посмотреть на цифры других детей, определить, какой цифры не хватает. Это поможет ему догадаться о том, что цифра, которой не хватает, как раз и находится у него на спине. Дети передвигаются от одного ребенка к другому, рассматривают цифры друг друга, пытаются определить свое место в ряду. Становятся по порядку. Поворачиваются спиной к детям, чтобы все проверили, правильно ли цифры построились. Затем «цифры» получают от детей задания. Ребенок-цифра выполняет задание и передает свою цифру тому, кто давал это задание.
Примерные задания: цифра 3, расскажи про себя. (Я цифра — обозначаю число 3. Передо мной стоит число 2, а после меня — число 4.) Задания другим цифрам: цифра 5, какое число больше тебя на 1? Цифра 9, какое число предыдущее тебе? Самое маленькое число, какой цифрой ты обозначаешься?
Взрослый обращает внимание на правильное употребление слов «число» и «цифра», подчеркивает, что число может быть больше или меньше другого числа на одну или несколько единиц, но число не может быть красного или зеленого цвета. Цифра может быть любого цвета, а ее величину, размер можно сравнивать с другими цифрами, нарисованными на карточках, цифра может быть выше, ниже, толще, тоньше других нарисованных цифр, но не больше или меньше на один.
Д/И «ГРИБНИКИ»
(модификация игры «Морской бой»).
Правила игры:
В нее играют по два человека. В коробочке имеются 6—8 разлинованных листков, по одному синему и красному карандашу и 20 фишек. Игровое поле представляет собой лист бумаги, разлинованный на 25 квадратов (5 х 5). Играющие берут по одному листку, проставляют на нем по горизонтали красным карандашом цифры 1, 2, 3, 4, 5, по вертикали синим карандашом цифры 1, 2, 3, 4, 5 и по секрету от партнера в любых шести клетках рисуют грибы. Игровое поле во время игры дети друг другу не показывают. Игра начинается с того, что с помощью считалки определяют начинающего. Он дает координаты расположения гриба по вертикали и по горизонтали: 5-й красный и 4-й синий. Если на пересечении этих клеток нарисован гриб, то играющий его срывает. Этот гриб считается сорванным, он зачеркивается, а тот ребенок, который угадал, где расположен гриб, кладет в корзинку одну фишку. Если гриб найден и сорван, то играющий продолжает ход, предлагая новые координаты. Если гриб не найден, ход игры переходит к партнеру.
Игра продолжается до тех пор, пока у одного из играющих не будут найдены все грибы. Он проигрывает. Игра может быть продолжена с этим же или новым партнером.
Д/И «КТО ЗНАЕТ — ПУСТЬ ДАЛЬШЕ СЧИТАЕТ»
Правила игры:
Проводится в кругу с мячом. Ведущий называет число и бросает ребенку мяч. Играющий ловит мяч и называет два следующих числа. Возвращает мяч. Ведущий бросает мяч другому ребенку, называя число. Игра повторяется до тех пор, пока мяч не побывает в руках каждого играющего несколько раз.
До начала игры договариваются о прямом или обратном порядке называния чисел.
Д/И «КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ, КТО БОЛЬШЕ РАССКАЖЕТ»
Правила игры:
На общем столе находятся геометрические фигуры по числу детей: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники. Каждый ребенок выбирает одну из них. Затем дети с одинаковыми фигурами объединяются в команду. Каждая команда обходит групповую комнату, раздевалку, спальню и отыскивает предметы той формы, которая у них в руках. Через некоторое время воспитатель командует общий сбор. Команды делятся своими наблюдениями и рассказывают, какие предметы или их элементы имеют такую же форму. За каждый названный предмет команда получает очко. Подводят итог: какая команда набрала наибольшее количество очков.
Фигуры возвращают на общий стол, перемешивают, игра повторяется вновь еще один раз.
Д/И «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»
(разновидность игры «Считай, не ошибись» — число задается количеством звуков: хлопков, ударов в бубен или молоточком).
Правила игры:
Дети выполняют задания сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами, считают количество звуков, а затем отсчитывают сколько же (на один больше или на один меньше) игрушек.
На фланелеграфе располагают 10 разных картинок. Вместе с детьми определяют, сколько всего. Пробуют считать слева направо, справа налево. Затем определяют, на котором месте стоит та или иная картинка. Обращают внимание, что при определении порядкового места предмета необходимо договориться, с какой стороны считаем. Показать казусные ситуации, когда про одну и ту же картинку можно сказать по-разному (на втором месте справа или на девятом месте слева).
Д/И «ВЫШЕ, ШИРЕ И ДЛИННЕЕ»
Правила игры:
Можно выбрать два предмета, находящиеся в комнате, существующие в природе, сказочные существа или двух людей и сравнить их по какому-либо признаку: по длине, высоте, ширине, толщине, температуре, возрасту, вкусу. Например, папа выше сына; ствол дерева толще ветки кустика; палец тоньше руки; у лисы хвост длиннее, чем у зайца, и т. п. За каждый правильный ответ дети получают фишку. В конце игры подсчитывают, кто занял первое, второе и третье места. Им аплодируют.
Д/И «ЦЕПОЧКА»
Правила игры:
Для проведения новой игры «Цепочка» дети встают в круг. Правила игры таковы: дети дают друг другу задания по изменению чисел «по цепочке», от итогового числа после выполнения задания. Например, у одного ребенка мяч. Он бросает его кому-то из детей и говорит: «Назови число больше трех на один». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Четыре». Бросает мяч другому ребенку и говорит: «Увеличь это число на один». Ребенок ловит мяч: «Пять». «Назови число меньше пяти на один», — и бросает мяч следующему и т. д.
Д/И «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»
Правила игры:
На общем столе лежат числовые карточки изображением вниз с б, 7, 8, 9, 10 кружками (по нескольку вариантов каждого числа). В разных местах группы расположены обручи с прикрепленными к ним цифрами, обозначающие домик числа 6, 7, 8, 9, 10.
Каждый ребенок берет одну числовую карточку, пересчитывает количество кружков, по сигналу воспитателя находит свой домик.
Взрослый обращается ко всем играющим: «Давайте сходим в гости к числу «семь». Вот сколько в нем жителей, у всех карточки с числом «семь». Чем ваши карточки различаются? (Расположением кружков — рассказывают, как именно, цветом кружков.) Чем ваши карточки похожи? (Тем, что на каждой из них по 7 кружков.) Сколько вариантов расположения кружков? Поскольку карточек в каждом варианте?» В одном варианте могут быть несколько абсолютно одинаковых карточек, в другом варианте может быть только одна карточка, в третьем — одна или две.
Так последовательно заходят в гости ко всем числам. Затем дети возвращают свои карточки на общий стол, перемешивают их, берут снова по одной, и игра повторяется.