Папки-передвижки

Математический кейс

Светлана Николаевна Степанова
Математический кейс
▼ Скачать + Заказать документы

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КЕЙС ПО ФЭМП

РАЗДЕЛ ВЕЛИЧИНА

Составители: Багателия Н. В. ,

Барышева В. А., Золотарева А. Ф., Перлова Л. Н., Степанова С. Н., Соловьева Н. Я., Хайдарова М. Н.

Дидактические игры, развивающие восприятие качеств величины

Публикация «Математический кейс» размещена в разделах

Четкое восприятие и оценка соотносимых качеств величины имеют исключительно важное жизненно - практическое и познавательное значение. Без специальной настройки зрения на восприятие величины, выделение ее разных пространственных параметров не может успешно формироваться правильное представление о предметах, а следовательно затрудняются практические действия с ними.

Дидактические игры в первой младшей группе должны наряду с другими играми обеспечивать бодрое, радостное настроение детей, содействовать жизни их в коллективе, приучать детей играть рядом, не мешая друг другу, и вместе небольшими группами. Эти игры направляют внимание детей на окружающие предметы, учат замечать, видеть и различать их; приучают детей слышать слово, правильно соотносить его к конкретной игрушке, предмету, действию. Следует побуждать детей к тому, чтобы они сами повторяли слова, связывали восприятие и действие со словом.

Игра «Прокати такой же шарик»

Дети получают шары разного размера. Один набор остается у воспитателя. Поставив лоток для катания, педагог показывает шар какай-либо величины и спрашивает, у какой есть такой же.

Обычно в первых играх дети 2-3 лет показывают шары независимо от их величины. Это свидетельствует о том, что они не сразу понимают, что нужно делать. Их влечет непосредственное желание вступить в игру, и они показывают шар, не сравнивая его с тем, который есть у педагога. Воспитатель подзывает кого-либо из детей с шаром другой (контрастной) величины. При сравнении различение замечается легче, чем сходство. «Этот шар маленький, а мой большой», - подчеркивает воспитатель. «Смотрите, большой шар покатился с лотка», - говорит воспитатель и, проследив его движение вместе с детьми, предлагает прокатить шары такой же величины. «Вот сколько больших шаров на ковре. Посмотрите, нет ли у кого еще большого шара?» - обращается педагог к детям, вызывая необходимость сравнивать свои шары по величине с лежащими на ковре. Вслед за большими прокатываются маленькие шары.

Вначале педагог не требует от детей называние величины, но сама все время его произносит. При повторении игры следует и детей упражнять в назывании величины, обогащая таким образом их словарь.

Педагог во время игры обращает внимание детей на то, что у одних шар прокатился далеко, а у других остановился близко – у края лотка.

Во второй младшей группе детей нужно научить различать не только контрастные величины, но и убывающие или возрастающие. Особенно ценными игрушками для ориентировки детей в величине являются вкладыши, пирамидки, матрешки и другие игрушки, отдельные детали и части которых отличаются только размером. Эти игрушки как будто специально созданы для детей, чтобы научить их различать величину предметов. Они учат сравнивать соизмерять предметы по высоте, ширине, а иногда и в разных пространственных измерениях одновременно.

Игры приведены в определенной последовательности, которую необходимо соблюдать.

Первая игра («Что делают матрешки?») привлекает внимание детей к общим размерам предметов, делает их величину значимым признаком. В дальнейших играх дети осваивают прием различения величины путем накладывания («Разберем и соберем», «Приходите на лужок» и др., благодаря чему у них формируется поисковый образ величины, который помогает им в игре «Раз, два, три – ищи!» найти предмет по представлению о его величине. В последних играх дети учатся сравнивать и различать разные параметры величины и обозначать их словом. При этом устанавливается связь между образом и словом, обозначающим данное качество, что способствует более отчетливому, осознанному восприятию величины предмета.

Целью проведения всех этих игр в младшей группе является выделение величины как значимого признака предмета и развитие способности устанавливать ярко выраженные различия в высоте, длине и ширине.

Игра «Что делают матрешки?»

Особенности игры и ее воспитательное значение. В этой игре дети открывают для себя новое качество предметов – величину. Им предлагается русская народная игрушка – матрешка. Устройство матрешки предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес.

Правила игры направляют детей на разнообразные действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Важно также и то, что в этой игре дети могут применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов. Успех благодаря знакомым действиям вселяет уверенность в себе, что, в свою очередь, способствует познавательной активности в решении новой задачи.

Игра носит сюжетный характер. В ней воспроизводятся близкие опыту малышей жизненные ситуации. Воспитательное значение игры заключается в том, что она способствует формированию доброжелательных отношений. Кроме того, малыши учатся выполнять просьбы друг друга.

Игровой материал. Желательно иметь полный комплект игрушек (сувенирный, включающий 10-12 предметов. При его отсутствии можно использовать два-три набора обычных пятиместных матрешек. Нужно иметь также брусок или полоску для отделения одной группы матрешек от другой.

Описание игры и приемы ее проведения. Взрослый ставит на стол большую матрешку: «Посмотрите, какая красавица к нам пришла!» Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Педагог спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, платочек и т. д. Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит: «Что-то она тяжелая. Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим!» Придерживая нижнюю часть матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку, произнося вместе с детьми следующие слова: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!» Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей.

Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую, дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста. Он спрашивает, какая из них выше, какого цвета платочек у той, которая выше, и той, которая ниже. Затем, взяв в руки новую матрешку, опять предлагает узнать, не спрятано ли в ней еще что-нибудь. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко!», и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.

Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая матрешка одета по своему и что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. После этого он разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы и говорит, что все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие в младшую. На столе выделяется место для младшей и старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.). Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение – отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вмести с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог, т. е. подчеркивает: «Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу. А теперь пусть наши матрешки немножко поводят хоровод, а мы им споем песенку!» Воспитатель подзывает нескольких детей, дает каждому из них две матрешки, стоящие рядом, и предлагает показать, как ходят матрешки друг за другом. Все дети вместе с воспитателем поют песенку. «Стоп! – говорит воспитатель. – Давайте теперь поиграем в каравай».

Вызванные дети ставят матрешек в кружки (в обеих группах, и на столе образуются два хоровода. «Давайте и мы поиграем с вами в каравай и поучим матрешек», - предлагает воспитатель остальным детям. Малыши образуют хоровод и играют в знакомую игру. Затем все занимают свои места, а педагог вызывает новых детей, которые, взяв в руки матрешек, под пение остальных («Вот такой ширины, вот такой ужины, каравай, каравай, кого хочешь выбирай!») показывают, как матрешки играют в каравай, т. е. расширяют и сужают круг, подпрыгивают вверх, наклоняются и пр.

«А теперь наши матрешки пойдут гулять, - предлагает воспитатель. – Старшие поведут своих сестричек из младшей группы. Сначала давайте соберем на прогулку матрешек из старшей группы». Он поручает одному ребенку построить больших матрешек по росту друг за другом. Потом вызывая детей по одному, дает новое задание: для каждой большой матрешки найди, соответственно ее росту, пару среди маленьких. Вызвав одного ребенка, педагог предлагает ему взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ее сестричку, т. е. самую большую среди матрешек в младшей группе. Выбрав пару для большой матрешки, ребенок отводит обеих матрешек на другой край стола. Первая пара готова на прогулку. Таким же образом выбираются остальные пары матрешек. Так решается этот вариант обучающий задачи.

Затем воспитатель вызывает других детей, которые водят матрёшек (гуляют с ними) по столу. Матрешки свободно двигаются, бегают, прыгают и т. д. в конце прогулки их опять выстраивают по росту. Это делают уже другие дети, а все остальные следят за ними, и, если потребуется, исправляют ошибки.

«А теперь поиграем по - другому, - говорит воспитатель. –Матрешки будут друг друга прятать». Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседей и как бы от ее имени просит: «Сестричка, сестричка спрячь меня!» - «А ты скажи, какого цвета на мне платочек, - отвечает матрешка – тогда спрячу!» Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее.

Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают диалог матрешек. Со следующей парой матрешек действует другая пара детей, и ига продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую. «Вот она, наша самая большая красавица», - говорит воспитатель, матрешка ставится на видное место, и игра на этом заканчивается.

Игра «Разберем и соберем»

«Приходите на лужок»

«Раз, два, три – ищи!»

«Пирамидки»

«Веселые матрешки»

«Игра в поручения»

В средней группе в результате воспитания, обучения и непосредственного опыта у детей накапливается, большой запас конкретных представлений. На основе их развивается речь, которая сама становится источником знаний. В результате расширения круга представлений создается возможность их систематизации. Ребенок на пятом году приобретает первичные умения «распоряжаться знаниями», то есть применять их в разных условиях. В средней группе возможны игры, требующие воспроизведения раннее усвоенных знаний их связи с новыми. Значительно большую роль начинает играть память, мышление, воображение, сообразительность. В средней группе игры проводятся с разными игрушками, но изменяется характер общения детей. Дети уже могут играть и заниматься в составе больших групп и всей группой. Они способны выслушать объяснения, выполнить более сложные поручения, решить более сложную умственную задачу.

Игра «Что нужно мишкам?»

Сказку «Три медведя» можно превратить в интересную игру.

На столе три мишки, три кукольных стульчика, три мисочки, три кроватки разных размеров.

Воспитатель спрашивает, какой стульчик подходит каждому мишке, и предлагает, кому - либо из детей посадить их на соответствующие стульчики. Вместе с детьми педагог проверяет, правильно ли подобраны стульчики.

Другие дети приносят мисочки, укладывают мишек на кроватки.

При повторении игры один ребенок может подбирать всем мишкам стульчики или мисочки.

Для усложнения и развития игры воспитатель спрашивает детей, что можно еще принести мишкам. Дети собирают мячи разного размера, колёсики и т. д.

Характерные особенности детей старшей группы является их стремление к большой самостоятельности в играх, интересе к точности выполнения правил; в игровые действия дети способны внести инициативу, усложнения.

Дидактические игры основаны не только на применение знаний, но и содержат в себе возможность добывания знаний в процессе игры, решения задач, поставленных игрой.

Дети старшей группы способны проявить в игре произвольное внимание более длительное время, проявить сообразительность, а это дает возможность усложнять правила игры.

Д/игра «Палочки в ряд» (палочки Кьюзенера)

Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине.

Содержание. Воспитатель знакомит детей с новым материалом и объясняет задание : «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшились по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнить на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет воспитатель.

Дидактические игры подготовительной группе содействую дальнейшему накоплению конкретных наглядно-чувственных впечатлений и представлений, систематизация и обобщения их, подготовка детей к школе. В играх, используемых в подготовительной группе, знания и впечатления, получения за ряд лет, как бы обобщаются и вступают в новые связи, становятся более точными.

Дети становятся способны не только узнавать качество предмета, но и называть противоположные им. Это свидетельствует о значительной мыслительной переработке впечатлений, а способности детей более легко «распоряжаться знаниями».

В играх для подготовительной группы усиленно их интеллектуальное содержание, в основе многих из них лежит слово, обозначающая предмет, а не сам предмет; многие основаны не на непосредственном наблюдение, а на воспроизведении тех представлений, которые сформировались раннее. Понимание словесного обращения, объяснения игровой задачи, словесный ответ – все это содействует развитию способности к произвольному вниманию, развитию памяти, речи, что является важнейшим условием подготовки к школе.

В подготовительной группе шире используются игры словесные.

Игра «Величина»

Цель: уточнить представление детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины.

Ход игры. Взрослый говорит: «Предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать эти словом». В руках у взрослого мяч. Он бросает его ребенку и говорит слово. Например:

Взрослый: Длинный

Ребенок: Дорога, лента, веревка и т. д.

Публикации по теме:

Использование современных кейс-технологий для коммуникативного развития студентов «Использование современных «Кейс — технологий» для коммуникативного развития студентов при изучении междисциплинарного курса теоретические.

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании». Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено.

Кейс «Игры на развитие математических представлений» Пилявских Наталья Анатольевна, воспитатель МАУДО «Детский сад №9», средняя группа Кейс «Игры на развитие математических представлений».

Кейс-технология в образовательном процессе ДОУ «Особенности разновозрастной группы» В моей группе детки от 2,7 лет до 4,6. Почти все дети в сад пришли в первый раз (домашние).В принципе все были довольны и занятиями и играми.

Конспект урока математики «Составление и решение задач на действия с рациональными числами». Используется кейс-технология 1. Введение Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь. Вьетнамская пословица С введением нового государственного.

Мастер-класс «Технология кейс-стади в работе с заместителями заведующих» Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня на мастер - классе я хочу поделиться с вами опытом работы по такой технологии, как «Кейс-стади»-драматизация.

Методы работы в ДОУ с семьей: кейс «секреты воспитания» • К такой форме работы мы пришли по совету родителей, учитывая их потребности и интересы. С каждым родителем побеседовать на интересующую.

Пособие для развития речи «Языковой кейс»Пособие для развития речи «Языковой кейс» В деятельности людей нет той области, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. И особенно на этапе обучения. Ни для кого не секрет,.

Применение «Кейс-технологий» в ДОУ. Технология «Кейс-ситуации-иллюстрации»Применение «Кейс-технологий» в ДОУ. Технология «Кейс-ситуации-иллюстрации» Кейс-метод (стади)-интерактивная техника обучения, использующая описание реальных или вымышленных ситуаций. Под ситуацией (кейсом) понимается.

Применение технологии «фото-кейс» для развития речемыслительной деятельности дошкольника Автор: Ибрагимова Наталья Александровна, воспитатель, МБДОУ детский сад № 4 «Чиполлино» г. Саяногорска Применение технологии «фото-кейс».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Математический кейс
Опубликовано: 8 марта 2017 в 15:27
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Математический кейс» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Николаевна Степанова (УИ 397408) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД